|
Матричной постановке
Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.
На предприятиях, использующих матричную организационную структуру управления (она характерна, как правило, для больших и крупных предприятий) проектный принцип управления инвестиционной деятельностью дополняется функциональным принципом. В этом случае на предприятии организуется двойное подчинение инвестиционных менеджеров — с одной стороны они подчинены непосредственным руководителям соответствующих функциональных служб центрального аппарата управления (по определенному кругу вопросов), а с другой, непосредственному руководителю соответствующего проекта. Принципиальная органиграмма управления инвестиционной деятельностью в системе матричной организационной структуры управления предприятием приведена на рис. 2.4.
Рисунок 2.4. Принципиальная органитрамма управления инвестиционной деятельностью в системе матричной организационной структуры управления предприятием.
( Преимущества матричной организационной структуры:
Проблемы, связанные с использованием матричной организационной структуры, как правило, усматриваются в ее сложности, связанной с необходимостью «увязать» большое количество вертикальных и горизонтальных связей в единое целое.
Естественно, что адаптивные организационные структуры (проектные и матричные) предъявляют особые требования к персоналу с точки зрения умения работать в команде. Проект — образование, создаваемое для решения конкретной задачи в определенный срок. В рамках проекта все должны суметь сделать максимум для достижения цели, ни одна задача не может быть решена эффективно, если группа не договорится о целях и планах деятельности и каждый не сможет сработать максимально эффективно. Для матричной структуры эти требования еще более ужесточаются, поскольку, возможно, каждому специалисту придется работать одновременно по нескольким проектам и соответственно в рамках разных команд. Понятие команды в матричной организационной структуре становится несколько «виртуальным» — эта группа может не встречаться достаточно длительное время, разные специалисты могут включиться на разных этапах, они должны органично влиться в общую деятельность. Таким образом, если в организации нет достаточного количества специалистов, способных к командной работе, она будет вынуждена больше использовать именно линейные оргструктуры.
20. Дайте описание матричной организационной структуры. Назовите достоинства и недостатки матричной структуры, а также условия целесообразности ее применения.
Контроллинг инвестиций связан с матричной организационной структурой: в каждом проекте обычно задействовано множество центров ответственности, и контроллер должен обеспечить их слаженное взаимодействие в процессе достижения поставленных целей.
Организационная маркетинговая структура являет собой ту среду, в которой проходит процесс реализации маркетинговых планов и стратегий. При этом некоторые компании вообще не имеют специализированных подразделений маркетинга, которые, в общем случае, могут принимать форму функциональной, специализированной по товару, ориентированной на рынок или матричной организационной структуры.
• разработка рекомендаций либо по созданию временного коллектива, переходу к матричной организационной структуре разработки решения. При этом если имеются основания считать, что проблема может стать на некоторый период типовой, то может рассматриваться вариант выделения в структуре организации функционального подразделения по разработке решений конкретного типа.
Основой матричной организационной структуры является соединение положительных сторон линейно-функциональных и программно-целевых структур. Ее главная задача заключается в обеспечении эффективной координации деятельности множества участников инновационных программ при большом количестве возникающих в процессе координации горизонтальных связей. Теперь попытаемся подойти к задаче перевозки грузов с несколько иных позиций. Описанный ранее способ формулировки задачи перевозки состоял в том, что мы считали возможной перевозку грузов из каждого пункта-отправителя в каждый из пунктов-потребителей и знали матрицу удельных затрат сц на эти перевозки. Мы представляли себе, что каждый из пунктов-отправителей связан с пунктом-потребителем отдельной дорогой с характерными именно для нее затратами на перевозки. Если же мы взглянем на карту местности, на которой расположены интересующие нас населенные пункты, то увидим, что дороги соединяют не каждый из них с каждым непосредственно, что некоторые из путей, связывающих два пункта, проходят через другие пункты. Более того, окажется возможным провезти груз из одного пункта в другой несколькими путями. Поэтому задачу перевозки грузов часто формулируют не в матричной постановке, как принято называть подход, описанный ранее в этом параграфе, а в так называемой сетевой постановке. Очень простая транспортная сеть приведена на рис. 16. Внутри каждого кружка римской цифрой изобра-
Заметим, что на сети, изображенной на рис. 16, груз из пункта / может быть перевезен в пункт IX по разным дорогам. Если бы мы захотели перейти к матричной форме транспортной задачи, то нам надо было бы заранее решить, по какому из маршрутов мы повезем груз. Если пропускная способность каждой из дорог не ограничена, то переход к матричной форме не вызовет затруднений при относительно простой сети. В более сложных сетях этот вопрос можно решить с помощью специально предназначенных для этого алгоритмов. Если же пропускная способность некоторых участков сети дорог ограничена, то возникают осложнения следующего рода. Пусть по участку дороги от пункта IV до пункта V можно провезти не более 30 единиц груза. Но по этой дороге мы можем везти груз и из пункта / в пункты V, VIII и IX, и из пункта /// в пункт VI. Спрашивается, на какие из перевозок мы должны наложить ограничения при переходе к матричной постановке? По-видимому, на все вместе. Но, с другой стороны, если возможности дороги между пунктами IV и V будут исчерпаны, часть грузов можно будет перевозить по другим дорогам. Однако при этом изменится величина затрат на перевозки единицы груза, так что в матричной постановке величина сц оказывается зависимой от ху, и задача становится нелинейной. Хотя все эти трудности перехода к матричной постановке задачи перевозки грузов все-таки можно преодолеть при помощи разнообразных искусственных приемов, многие предпочитают решать задачи в сетевой постановке, не переходя к матричной. Алгоритмы решения транспортной задачи были преобразованы к форме, пригодной для решения задач сразу на сети. К сожалению, эти алгоритмы более громоздки, чем алгоритмы решения транспортной задачи в матричной постановке. Есть и другие недостатки сетевой постановки задачи, есть и ряд дополнительных преимуществ,
так что на практике используются оба подхода. Поэтому сформулируем транспортную задачу в сетевой постановке. Пусть имеется п пунктов, перенумерованных каким-то образом и изображенных на рисунке кружками. Пункты соединены между собой коммуникациями, которые изображаются направленными отрезками (дугами), соединяющими соответствующие кружки. Направление движения грузов изображается стрелками. Если возможно движение грузов в обоих направлениях, то обычно стрелки не рисуют, как это сделано на рис. 16. Во всех пунктах задается сальдо производства и потребления а{ (i — 1, ..., п). Если щ > О, то это — пункт с излишком продукта (т. е. мощность, используя терминологию матричной постановки), если at < О, то это — пункт-потребитель. Отметим, что в сетевой постановке могут быть пункты с flj =0, которых не было в матричной постановке. Такие пункты часто называют перевалочными. (На рис. 16 перевалочным является пункт IV.) Обозначим через пару (i, /) отрезок, соединяющий пункты i и /, через A (k) — множество отрезков, входящих в пункт k, а через В (k) — множество отрезков, выходящих из него. Если отрезки не направлены, эти два множества для каждого из пунктов совпадают. Пусть хц — количество груза, перевозимого по коммуникации (i, /), причем
Транспортные задачи в сетевой постановке. Теперь попытаемся подойти к задаче перевозки грузов с несколько отличных позиций. Описанный ранее способ формулировки задачи перевозки состоял в том, что считалась возможной перевозка грузов из каждого пункта-отправителя в каждый из пунктов-потребителей я была известна матрица с ц удельных затрат на эти перевозки. При таком представлении каждый из пунктов-отправителей связан с пунктом-потребителем отдельной дорогой с характерными именно для нее затратами перевозки. Если же взглянуть на карту местности, на которой расположены интересующие нас пункты, то можно увидеть, что дороги соединяют большинство пунктов друг с другом не непосредственно, а проходят через другие пункты. Более того, груз из одного пункта в другой возможно провезти несколькими путями. Поэтому часто задачу перевозки грузов формулируют не в матричной постановке, как принято называть подход, описанный ранее в этом параграфе, а в так называемой сетевой постановке, основывающейся на явном представлении структуры транспортной сети. Очень простая транспортная сеть приведена на рис. 3.2, а. Внутри каждого кружка римской цифрой изображен номер этого пункта (в сетевых постановках пункты нумеруются без разделения на поставщиков и потребителей). Второе число означает мощность или спрос в этом пункте. В случае мощности перед числом стоит знак плюс, в случае спроса — минус. Около отрезков, связывающих кружки, поставлены числа, указывающие расстояние между пунктами или затраты на перевозку единицы груза по дороге между пунктами, которые эта дорога соединяет. На рисунке размеры отрезков могут не быть пропорциональны числам, стоящим около них.
пропускная способность некоторых участков сети дорог ограничена, то могут возникнуть осложнения следующего рода. Пусть по участку дороги из пункта IV в пункт V можно провезти не более 30 единиц груза. Но по этой дороге выгодно везти груз и из пункта I в пункты V, VIII и IX, и из пункта III в пункты VI и VIII. Спрашивается, на какие из перевозок должны быть наложены ограничения при переходе к матричной постановке?
По-видимому, на все вместе. Но, с другой стороны, если возможности дороги между пунктами IV и V будут исчерпаны, то часть грузов можно будет перевозить по другим дорогам. Однако при. этом изменится величина затрат при перевозке единицы груза, так что в матричной постановке величина с,-3- окажется зависимой от Xtj и задача станет нелинейной. Хотя все эти трудности перехода к матричной постановке задачи перевозки грузов все-таки можно преодолеть при помощи разнообразных искусственных приемов, многие исследователи предпочитают решать задачи в сетевой постановке, не переходя к матричной. Алгоритмы решения транспортной задачи были преобразованы к форме, пригодной для решения задач на сети. Сформулируем транспортную задачу в сетевой постановке в математической форме.
Итак, у пас имеется п пунктов, перенумерованных каким-то образом и изображенных на рисунке кружками. Пункты соединены между собой коммуникациями, которые изображаются в виде отрезков, соединяющих соответствующие пункты. Направление движения грузов изображается стрелками. Если возможно движение грузов в обоих направлениях, то обычно стрелки не рисуют. Во всех пунктах задается сальдо производства и потребления я, (/=•!, . . ., п). Если я( > 0, то это — пункт с. излишком продукта (т. е. мощность в терминологии сетевой постановки); если же а,: < 0, то это — пункт-потребитель. Отметим, что в сетевой постановке могут быть пункты с а,- = 0, которых не было в матричной постановке. Такие 'пункты часто называют перевалочными (на рис. 3.2, а это — пункт IV). Обозначим через пару (i, j) отрезок, соединяющий соседние пункты г и /, через A(k) — множество отрезков, входящих в пункт /г, а через B(k) — множество отрезков, выходящих из него. Если отрезки не направлены, эти два множества для каждого из пунктов совпадают. Пусть ж« — количество груза, перевозимого по коммуникации (i, /), причем
Конечно, в задачах, встречающихся в практических исследованиях, сети бывают значительно сложнее, так что для расчета требуется провести значительное число описанных здесь шагов. Тем не менее во многих случаях с помощью метода потенциалов удалось решить практические задачи даже без использования; ЭВМ. По своему смыслу потенциалы близки к двойственным переменным соответствующей задачи линейного программирования в матричной постановке (см., например, [13]).
Предлагаемый порядок оперативного планирования рассчитан на широкое применение электронно-вычислительной техники. Разработанные экономико-математические модели могут быть реализованы на ЭВМ по стандартным программам. На первом этапе планирования в Главном вычислительном центре АСУнефтеснаб РСФСР предлагается решать сетевую транспортную задачу линейного программирования с дополнительными ограничениями, на втором этапе в кустовых вычислительных центрах этой организации — многопродуктовую транспортную задачу линейного программирования в матричной постановке.
ной ТЗЛП ввиду балансов между поставками и потреблением по каждому продукту. Существенно для моделирования и равенство удельных затрат на перекачку по нефтепродуктопроводу для всех рассматриваемых видов продуктов. Поэтому данная модель может быть использована лишь для одного трубопровод да и такого набора продуктов, который удовлетворяет последнему условию. Число видов транспорта с неограниченной пропускной способностью для модели несущественно. Для решения возникающей задачи могут быть использованы любой метод и программа (для ЭВМ) решения ТЗЛП в матричной постановке. Следует подчеркнуть при этом слабую заполненность матрицы (большое число нулевых элементов). На примере задачи оптимизации перевозок нефтепродуктов Поволжья по критерию минимизации тарифов [,14] была выявлена высокая эффективность предложенной модели по сравнению с фактическим вариантом (экономия транспортных затрат по данным за май 1965 г. составила более 1 млн. руб., или 25%) и сово< купностью отдельных решений оптимальных однопродуктовых задач (по тем же данным транспортные расходы были снижены более'чем на 0,5 млн. руб.). Высокая эффективность наблюдалась и в дальнейшем при решении практических задач'.
Задача будет решаться в матричной постановке. Распылительные пункты (РП) будут являться как -бы промежуточными пунктами обработки некоторой части нефтепродукта, т. е. являться одновременно и поставщиками (по отношению к нефтебазам и транзитным потребителям) и потребителями (по отношению к пунктам налива). Объем производства и потребления распылительного пункта равен его пропускной способности.
Механизмы формирования Механизмы распределения Механизма банкротства Механизма финансового Механизма координации Механизма предприятия Максимальное получение Механизме управления Механизмов аппаратов Механизмов необходимо Механизмов реализации Межбанковского валютного Международный финансовый вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|