Международные монополии



Международные кредитные отношения

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

1. Огромные масштабы. В 80-х годах международные кредитные и финансовые операции составляли в среднем 400 млрд долл. в год (увеличились в 2,5 раза за десятилетие). В 90-х годах их объем исчислялся в триллионах долларов. Особенно велики размеры еврорынка: объем-брутто — примерно 4,5 трлн долл. (против 2 млрд долл. в 1960 г.); 2/3 ресурсов еврорынка поступают из развитых стран. Причем объем-брутто, включающий повторный счет, более чем в 1,5 раза превышает объем-нетто еврорынка. Это обусловлено действием кредитного мультипликатора — коэффициента, отражающего связь между депозитами и увеличением кредитных операций путем создания межбанковских депозитов. Одна и та же сумма евровалют в течение года неоднократно используется для депозитно-ссудных операций.

Во-первых, межстрановое перемещение евровалют и капиталов, которое зависит от фазы цикла, колебания процентных ставок, направления экономической политики страны, влияет на национальную экономику и часто противоречит денежно-кредитной политике страны. Спекулятивные потоки евровалют и капиталов могут вызвать нестабильность национальной экономики, затрудняют ее выход из кризиса. Во-вторых, обмен евровалют на национальные валюты способствует расширению кредитной экспансии внутри страны. В-третьих, мировой кредитный и финансовый рынки оказывают влияние на платежный баланс. Например, отлив долларов из США на еврорынок увеличивает объем иностранных требований к американским банкам. В-четвертых, межстрановое перемещение огромных масс краткосрочных капиталов оказывает давление на динамику валютных курсов и процентных ставок. В-пятых, международные кредитные и финансовые операции, особенно евровалютные, служат своеобразным передаточным механизмом влияния изменений денежно-кредитной и валютной политики одной страны на другую.

Глава 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ

ния достаточного капитала на приемлемых условиях ни новые, ни действующие предприятия не могут эффективно развиваться. Однако российские и международные кредитные учреждения предоставят кредиты, а партнеры по совместным предприятиям обеспечат поступление акционерного капитала только в том случае, если в основе соглашений будут лежать всесторонне проработанные и надежно подготовленные проекты.

Международные кредитные институты

Центральные банки осуществляют регулирование экономики, контроль за деятельностью частных банков, оказывают влияние на международные кредитные операции, проводят финансирование государственных программ.

ЗОЛОТАЯ ОГОВОРКА (gold reservation, gold clause) - одна из разновидностей защитных оговорок, включавшихся ранее в международные кредитные, платежные и торговые соглашения или контракты, в которой обычно фиксировалось золотое содержание валюты платежа, с целью избежать потерь от возможного ее обесценения.

выход на международные кредитные рынки является достаточно проблематичным. В то же время объемы

имеющие международные кредитные рейтинги и их не имеющие, то при выходе таких бумаг на международ-


Когда революционные процессы в ближневосточных и средневосточных странах создавали угрозу позициям нефтяных монополий, последние неизменно оказывали им ожесточенное сопротивление — либо самостоятельно, либо прибегая к помощи империалистических государств. Наиболее явно это демонстрируют события в Иране в первой половине 50-х годов. В 1951 г. правительство Мосаддыка национализировало иностранные нефтяные концессии. В ответ международные монополии подвергли Иран бойкоту, в результате которого добыча нефти в стране сократилась с 32,25 млн. т в 1950г. до 1,34 млн. т в 1953 г., а экспорт — с 11,70 млн. т в 1950 г. до 0,042 млн. т в 1953 г.

В то же время, несмотря на некоторое сокращение удельного веса «семерки» в контроле над источниками нефти, в нефтедобыче, транспортировке, переработке и сбыте нефти и нефтепродуктов, крупнейшие международные монополии в целом продолжают занимать исключительно сильные позиции в мировой капиталистической нефтяной промышленности. Если, скажем, взять данные не по семи, а по одиннадцати крупнейшим нефтяным монополиям капиталистического мира, то они прямо или косвенно контролируют около 64% всей его нефтедобычи 24.

Политика цен на нефть, проводимая, нефтяными монополиями, служила главным средством ограбления нефтедобывающих стран. Так, исходной основой для расчетов иностранных нефтяных компаний с правительствами добывающих стран являлась так называемая справочная цена. Эксплуатируя нефтяные ресурсы нефтедобывающих стран, международные монополии навязывали им кабальные договоры. В частности, они выплачивали выгодные монополиям фиксированные платежи за добытую и экспортированную нефть исходя из низкой справочной цены. В связи с этим, чем выше была мировая цена на сырую нефть, тем больше прибыли оседало в сейфах монополий, так как справочные цены были ниже цен, по которым монополии реализовывали ее.

Борьба Ирана за свои права заставила международные монополии пойти на уступки в других развивающихся странах и установить в начале 50-х годов деление прибылей от продажи нефти по принципу «фифти — фифти» (пятьдесят на пятьдесят).

Когда летом 1960 г. международные монополии снизили справочную цену на ближневосточную нефть, страны, производящие нефть, по инициативе иракского правительства собрались 10 сентября 1960 г. в Багдаде на конференцию нефтедобывающих стран. На этой конференции была создана Организация стран — экспортеров нефти — ОПЕК- Сначала в состав ОПЕК входили пять стран — Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Ве-

Потребление нефти особенно возросло после окончания второй мировой войны. Но большая часть промыш-ленно развитых капиталистических стран не обладает собственными ресурсами нефти. В то же время многие развивающиеся страны имеют огромные запасы ее. Территориальный разрыв между районами добычи и потребления нефти является самой характерной чертой нефтяной промышленности капиталистического мира. Это обусловило возможность извлечения монополиями огромных прибылей из торговли нефтью и нефтепродуктами. В связи с этим международные монополии стали искать нефть во многих районах мира, и в первую очередь на Ближнем и Среднем Востоке. Уже к 1957 г. нефтяные компании, контролируемые в основном капиталом четырех империалистических держав —США, Великобритании, Нидерландов, Франции — имели концессионные и арендованные площади более чем в 100 странах капиталистического мира.

Политика цен на нефть, проводимая нефтяными монополиями, служила главным средством ограбления нефтедобывающих стран. Так, исходной основой для расчетов иностранных нефтяных компаний с правительствами добывающих стран являлась так называемая справочная цена. Эксплуатируя нефтяные ресурсы нефтедобывающих стран, международные монополии навязывали им кабальные договоры. В частности, они выплачивали выгодные монополиям фиксированные платежи за добытую и экспортированную нефть исходя из низкой справочной цены. В связи с этим, чем выше была мировая цена на сырую нефть, тем больше прибыли оседало в сейфах монополий, гак как справочные цены были ниже цен, по которым монополии реализовывали ее.

Борьба Ирана за свои права заставила международные монополии пойти на уступки в других развивающихся странах и установить в начале 50-х годов деление прибылей от продажи нефти по принципу «фифти — фифти» {пятьдесят на пятьдесят).

Когда летом 1960 г. международные монополии снизили справочную цену на ближневосточную нефть, страны, производящие нефть, по инициативе иракского правительства собрались 10 сентября 1960 г. в Багдаде на конференцию нефтедобывающих стран. На этой конференции была создана Организация стран — экспортеров нефти — ОПЕК- Сначала в состав ОПЕК входили пять стран — Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Ве-

Потребление нефти особенно возросло после окончания второй мировой войны. Но большая часть промыш-ленно развитых капиталистических стран не обладает собственными ресурсами нефти. В то же время многие развивающиеся страны имеют огромные запасы ее. Территориальный разрыв между районами добычи и потребления нефти является самой характерной чертой нефтяной промышленности капиталистического мира. Это обусловило возможность извлечения монополиями огромных прибылей из торговли нефтью и нефтепродуктами. В связи с этим международные монополии стали искать нефть во многих районах мира, и в первую очередь на Ближнем и Среднем Востоке. Уже к 1957 г. нефтяные компании, контролируемые в основном капиталом четырех империалистических держав — США, Великобритании, Нидерландов, Франции —имели концессионные и арендованные площади более чем в 100 странах капиталистического мира.

Белоус Т.Я. Международные монополии и вывоз капитала. — М., 1982.


Международным стандартом Международная федерация Международная организация Максимального приближения Международной банковской Международной интеграции Международной кооперации Международной обстановки Международной статистике Международное агентство Международное разделение Международного экономического Международного института вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика