|
Международные нефтегазовые
Основание для исключения в целях налогообложения состоит в том, что многие страны предпочитают регулировать международные налоговые отношения посредством заключения отдельных договоров, специально регулирующих вопросы налогообложения. Исключение разрешает стране заключать налоговое соглашение, предоставляющее специальный налоговый режим инвестициям другой страны в обмен на другие уступки без ущерба для других стран,
Преподавание учебного курса следует основывать на знании дисциплин «Основы экономической теории (политической экономии)», «Налоги и налогообложение (основы налогообложения)», «История экономических учений», «История государства и права в России». На наш взгляд, изучение данной дисциплины должно предшествовать изучению таких курсов, как «Налоговая система Российской Федерации», «Налоговое право», «Международные налоговые отношения», и других специальных налоговых дисциплин.
Закон об основах налоговой системы подтверждал приоритет норм международного права по сравнению с нормами национального налогового законодательства. Международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения) заключались Правительством РФ и подлежали последующей ратификации высшим законодательным органом.
Опубликовано свыше 80 работ по вопросам налогов, международных налоговых соглашений и государственных финансов, в том числе: книги «Финансирование НИОКР в рыночной экономике» (М.: Финансы и статистика, 1994), «Паевые инвестиционные фонды в России (вопросы организации и налогообложения)» (М.: Перспектива, 1998), «Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью» (М.: Юристъ, 2000), «Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. М.: Юристъ, 2000); главы и разделы в книге «Налоги в развитых странах» (М.: Финансы и статистика, 1991) и учебном пособии «Налоги и налогообложение» (М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998). Соавтор национальных докладов на конгрессах ИФА по темам: «Международные налоговые проблемы партнерств» (Канны, Франция, 1995 г.); «Налогообложение инвестиционных фондов» (Нью-Дели, Индия, 1997 г.).
Международные акты, устанавливающие общие принципы налогообложения Международные налоговые соглашения Международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения Решения международных судов о толковании международных соглашений
Международные налоговые отношения, складывающиеся в настоящее время в условиях расширения мирохозяйственных связей и глобализации экономики, сложны и неоднородны. Это связано с тем, что в международное общение вступают совершенно разные субъекты — суверенные государства, международные организации, физические и юридические лица разных государств.
Исходя из характера регулируемых отношений, а также участвующих в них субъектов международное налоговое право можно определить как комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность норм внутригосударственного и международного права, регулирующих международные налоговые отношения3.
В национальном праве различных государств нормы, регулирующие международные налоговые отношения, могут содержаться в общегосударственных (федеральных) актах, в актах субъектов Федерации и муниципальных образований'.
Это деление достаточно условно, что отчетливо видно на примере инкорпорации международных договоров в Российской Федерации. Порядок инкорпорации в России определен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Согласие на обязательность международного договора может выражаться в форме ратификации, утверждения, принятия и присоединения. Из Закона, однако, следует, что Российская Федерация может выразить свое согласие на обязательность для нее международного налогового соглашения только путем его ратификации. Ратификации согласно Закону подлежат международные договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законами РФ, а международные налоговые соглашения всегда устанавливают иные правила, чем предусмотренные законом. Согласно ст. 106 Конституции РФ ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Таким образом, считается, что в каждом случае Российская Федерация выразила свое согласие на обязательность для нее международного налогового соглашения с момента вступления в силу федерального закона о его ратификации, т.е. по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если самим федеральным законом или актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок1. Однако международное налоговое соглашение вступает в силу для Российской Федерации не с момента вступления в силу закона о ратификации, а в порядке и в сроки, предусмотренные в самом соглашении или согласованные между договаривающимися сторонами. Именно в эти сроки материальные и процессуальные нормы международного налогового соглашения начинают действовать, т.е. выполняться Российской Федерацией. Ратифицированное международное налоговое соглашение подлежит официальному опубликованию по представлению МИД России в Собрании законодательства Российской Федерации.
Многие страны придерживаются концепции lex specialis, т.е. там в первую очередь действуют специальные нормы (в отличие от общих). Так как международные налоговые соглашения всегда регулируют налоговые отношения с иностранным элементом, то они имеют более специфический характер, чем общие налоговые законы. В результате такие налоговые соглашения имеют большую юридическую силу, чем позднее принятые национальные налоговые законы, не регулирующие международного налогообложения (например, в ФРГ). Это правило применяется до тех пор, пока не вступит в силу национальный закон, напрямую отменяющий положения международного налогового соглашения.
Особый интерес представляет вопрос о соотношении международных налоговых соглашений и национального законодательства по налоговому бремени. В одних государствах принята концепция, согласно которой нормы международного налогового соглашения могут увеличивать налоговое бремя по сравнению с национальным законодательством. В других государствах, наоборот, международные налоговые соглашения могут только уменьшать обязательства налогоплательщиков по сравнению с национальным законодательством. Та или иная концепция в одних странах вытекает из законодательства (Дания), в других— из решений высших судебных органов. Концепция ослабления налогового бремени международным договором была, в частности, сформулирована Верховным Налоговым Судом ФРГ в решениях от 12 марта 1980 года и от 12 января 1981 года1: «Международный договор не предусматривает оснований для увеличения размера налоговых обязательств, если национальное законодательство этого не предусматривает». Иную позицию занял Верховный Суд Нидерландов в решении от 12 марта 1980 года2. По рассмотренному делу налогоплательщик квалифицировался как ре- Но с другой стороны, нефтегазовые компании в своей деятельности вынуждены подчиняться тем же принципам и правилам, которые действуют в остальных секторах экономики. Один из таких принципов состоит в стремлении к всемерному снижению издержек, включая затраты на физический капитал. Поэтому крупнейшие международные нефтегазовые компании не торопятся с осуществлением крупных инвестиционных проектов. Практически заморожены проекты на Сахалине, в акватории Каспийского моря и др. В настоящее время в нефтегазовом секторе, как и других секторах экономики, делаются большие вложения в, «человеческий капитал». Располагая большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами, крупные фирмы имеют больше свободы маневра ресурсами. Диверсификация позволяет осуществлять им эффективную переброску ресурсов из одних секторов экономики в другие. Крупные фирмы имеют более благоприятные возможности в области НИОКР и освоения высоких технологий.
Государственные компании стран-членов ОПЕК стремятся идти тем же путем, что и их крупнейшие международные нефтегазовые компании-конкуренты. Они пытаются активно проводить политику вертикальной интеграции; скупают нефтеперерабатывающие заводы и сбытовые компании в странах Европы и США, расширяют сферу своей деятельности (например), покупка компанией «Saudi Aramco» алюминиевого завода, а также ее крупные инвестиции в сельское хозяйство страны с целью диверсификации хозяйства Саудовской Аравии),
В то же время, имеется и существенная разница между поведением зарубежных и отечественных компаний. Международные нефтегазовые корпорации проводили свою политику на фоне современной (отвечающей новым
В главе 4 рассматриваются современные подходы к организации проектного финансирования и управлению рисками. Это особенно актуально, так как международные нефтегазовые проекты являются исключительно капиталоемкими, долгосрочными, ответственными проектами, осуществляемыми в многофакторной среде. Ввиду того что к результатам международных нефтегазовых проектов предъявляются высокие международные требования по качеству и экологии, глава 5 посвящена рассмотрению современных концепций и методов управления качеством проекта и экологического менеджмента. Современные системы менеджмента качества и экологического менеджмента являются в настоящее время необходимым условием для прочных конкурентных позиций на рынке международных проектов.
В данной книге обстоятельно раскрывается проблематика, связанная с экспортом нефти и газа, так как практически все международные нефтегазовые проекты предполагают осуществление экспортной деятельности в той или иной степени.
Подводя итог анализу состояния нефтегазового комплекса Российской Федерации, следует отметить, что одним из основных решений обозначенных проблем является увеличение количества международных нефтегазовых проектов, подразумевающих в первую очередь развитие транспортной трубопроводной системы нефтегазового комплекса. Международные нефтегазовые проекты позволят:
Особое место в развитии российского нефтегазового комплекса занимают международные нефтегазовые трубопроводострои-тельные проекты, которые направлены на создание и развитие транспортной нефтегазовой трубопроводной системы. Актуальность международного характера такого рода проектов обусловливается не только причинами, указанными в предыдущей главе, но и самим местом трубопроводной транспортной системы в нефтегазовом комплексе. Эта система представляет собой инфраструктуру, с помощью которой могут быть реализованы эффективные международные поставки нефти и газа. Иными словами, в создании высокотехнологической трубопроводной системы заинтересованы и поставщик, и покупатель, а с учетом особой важности этих энергоносителей в современной экономике такой интерес, как правило, имеет государственный, а точнее — межгосударственный, характер. Таким образом, нефтегазовые трубопро-водостроительные проекты в современном мире могут быть эффективно реализованы только как международные.
Международный нефтегазовый трубопроводостроительный проект — это международный нефтегазовый проект, целями которого являются создание, эксплуатация и развитие транспортной нефтегазовой трубопроводной системы. Международные нефтегазовые трубопроводостроительные проекты имеют много специфических характеристик, которые необходимо выявить и проанализировать, чтобы учесть их при разработке методов управления такого рода проектами. Указанные проекты будут в основном рассмотрены в данной книге, поэтому на их особенностях и характеристиках следует остановиться более подробно.
Международные нефтегазовые трубопроводостроительные проекты всегда являются капиталоемкими, что обусловлено огромными масштабами как строительных, так и эксплуатационных работ, сложностью трубопроводной транспортной системы, высокой доходностью нефтегазового бизнеса и важностью этого сектора для национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Отсюда вытекает, что рассматриваемые проекты практически всегда предполагают международный характер инвестирования, т.е. участие инвестиционных ресурсов представи-
Таким образом, можно считать обоснованными возможность и целесообразность применения концепции девелопмента в качестве базы для построения системы управления крупными и сложными инвестиционными проектами развивающегося характера, к числу которых следует отнести и международные нефтегазовые трубопроводостроительные проекты.
Международные нефтегазовые проекты предполагают осуществление деятельности в нескольких территориально удаленных друг от друга местах, при этом происходит объединение огромного количества документов и данных, требуется предоставление оперативного анализа в рамках аналитического пространства с десятками измерений. Все это обусловливает необходимость использования самого современного программного и аппаратного обеспечения коммуникационной системы управления проектом. Стандарты управления проектами должны включать процедуры поиска, подбора, анализа, внедрения и эффективного использования и развития программно-аппаратных средств, необходимых для управления проектами.
Международная экономическая Международная классификация Международная стандартизация Международной экономической Международной деятельности Международной классификации Международной маркетинговой Международной организации Международной стратегии Международное кредитование Максимального удовлетворения Международного энергетического Международного кредитования вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|