Международных банковских



Предприятия второй группы в настоящее время ведут учет, составляют и представляют отчетность исключительно по российским правилам (ПБУ). Несмотря на то, что за последние три года система учета в России претерпела серьезные изменения, в том числе и в плане приближения к МСФО, отличия от международных учетных подходов, как было показано выше, пока значительные. Для этих предприятий переход при составлении отчетности на МСФО в ближайшие годы представляется слишком затратным, сложным и нерациональным, поскольку, в отличие от предприятий первой группы, пользователи их отчетности не требуют обязательного представления отчетности по МСФО либо US GAAP, в то время как затраты на привлечение международных аудиторских компаний для подготовки такой отчетности очень велики. Российские аудиторы предлагают свои услуги по более дешевым расценкам, однако неизвестно, будет ли отчетность по МСФО, заверенная российской аудиторской организацией, приниматься потенциальными инвесторами. Национальные аудитор-

В настоящее время аудиторская деятельность включает две компоненты: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги. При этом последние начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях. И это не случайно. Именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. Поэтому и был создан не имеющий аналога в международных аудиторских стандартах российский стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».

Стандарт аудиторской деятельности, посвященный сопутствующим аудиту услугам, относится к стандартам (разработанным или запланированным к разработке в нашей стране), не имеющим аналога в международных аудиторских стандартах. Это свидетельствует о необходимости разъяснения и отчасти регламентации ряда вопросов, касающихся аудиторской деятельности в России. Такие вопросы возникают у практикующих аудиторов, экономических субъектов — клиентов аудиторских организаций, лицензирующих органов на этапе становления и упрочения аудита.

Использование международных аудиторских стандартов в различных странах оказывает благотворное влияние на развитие и совершенствование аудиторской деятельности, повышение качества проведения аудиторских проверок, интеграции лучших достижений по аудиту в национальные аудиторские системы.

Использование международных аудиторских стандартов в практической деятельности аудиторов разных стран многовари-антно. Так, в некоторых странах международные стандарты используются в качестве базы разработки собственных национальных аудиторских стандартов. К таким странам относятся Австралия, Бразилия, Индия, Нидерланды, Россия.

В конце 1996 года было одобрено еще 10 первоочередных правил (стандартов), которые были опубликованы весной 1997 года. Все правила (стандарты) разработаны на базе международных аудиторских стандартов, но с учетом Российской специфики. Это значительное и можно сказать этапное событие в аудиторской жизни России. На их создание ушло несколько лет, они "рождены" в пылу конструктивных споров и дебатов профессионалов.

Контроль качества аудиторской деятельности носит специфический характер, в том смысле, что он не может выполняться непрофессиональными организациями. В связи с чем, на наш взгляд совершенно неприемлемы предложения о введении для получения высокого качества аудита "жесткой системы внешнего контроля качества" за работой аудиторов со стороны органов налоговой инспекции и полиции [4.С.75]. Подтверждение тому - международная практика организации контроля за аудиторской деятельностью, говорящая о том, что большинство профессиональных аудиторских организаций придерживаются требований общепризнанных международных аудиторских стандартов, включающих стандарты по контролю.

Ведущие российские аудиторские фирмы, которые хотят организовать свою деятельность на уровне требований международных стандартов и оказывать качественные услуги клиентам, имеющим иностранные инвестиции, стремятся стать членом одной из международных аудиторских организаций.

• сведения об оказываемых услугах, кналификации персонала, клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях;

Национальные стандарты аудита в Российской Федерации создавались на основе международных аудиторских стандартов с учетом специфики периода перехода страны к рыночной экономике.

общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;


Японский опыт перехода к конвертируемости валюты отличается тщательной подготовкой предпосылок, осторожностью и прагматизмом. Жесткие послевоенные валютные ограничения были постепенно отменены лишь к 1980 г. в основном по текущим операциям, но сохранены по финансовым. Для выпуска еврооблигаций в иенах и сделок на рынке капиталов требуется разрешение министерства финансов. Резиденты обязаны сообщать органам валютного контроля сведения о международных кредитах, гарантиях, прямых иностранных инвестициях, продаже и эмиссии ценных бумаг за границей. Министерство финансов имеет право в течение 20 дней рекомендовать изменить условия сделки или аннулировать ее. Участие японских банков в международных банковских консорциумах по предоставлению евродолларовых кредитов также подлежит регламентации. Несмотря на либерализацию валютных операций, сохраняются резервные протекционистские меры, которые японские фирмы добровольно используют.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом.

Особенность (институциональная) еврорынка — выделение категории евробанков и международных банковских консорциумов. Костяк образуют ТНБ — гигантские международные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, имеющие за границей разветвленную сеть филиалов, осуществляющих операции во многих странах, в разных сферах и валютах. Монополизация мирового рынка ссудных капиталов этими банками позволяет им диктовать свои условия менее крупным банкам благодаря централизованному руководству, единой стратегии и тактике голов-

Необходимость увеличения долларовых резервов центральных и коммерческих банков связана с тем, что резко возрос спрос на долларовые кредиты и соответственно стали разнообразными валютные депозиты. Таким образом, наметилась устойчивая тенденция диверсификации валют евродепозитов и еврокредитов. В 80-е годы в Нью-Йорке была открыта оффшорная зона — зона евродеятелъности. В этой зоне расчеты производятся с использованием так называемого счета МБУ— счета международных банковских услуг. Американское правительство предпринимает ряд мер по дерегулированию собственного рынка капитала и повышению его евроконкурентности.

Важнейшим компонентом мировой валютной системы является международный валютный рынок. Он не существует в какой-то особо организованной форме, т. е. в виде единой биржи, и является, по существу, внебиржевым рынком, объединяющим национальные валютные рынки, соединенные между собой посредством системы международных банковских связей.

В течение последнего десятилетия мировые финансовые рынки значительно интегрировались. Во многих странах сократился объем вмешательства государства в экономику. В большой степени расширился спектр финансовых возможностей на фондовых рынках и рынках ссудного капитала. Усилилась конкуренция на международных рынках товаров и услуг. Обычной стала форма организации компаний, известная как транснациональная корпорация, которая осуществляет инвестиции и продает товары в двух или более странах. В результате этих скоротечных изменений на международной арене многим финансовым директорам пришлось непрерывно следить за изменениями обменных курсов, изменениями в политических и экономических структурах, международных банковских связях, методах и ставках финансирования и т.д.

Для осуществления взаиморасчетов между различными странами в 1975—1976 гг. была создана система международных банковских телекоммуникаций SWIFT, объединяющая банки многих стран. Каждый банк берет на себя обязательства установить соответствующее оборудование, факсимильную связь, использовать единую систему классификаций и защиты информации. Мощность установленного оборудования обеспечивает перевод более 1000 документов в сутки. В России в эту систему уже включен ряд банков и число их постоянно увеличивается.

дательно ограничены. Например, как уже отмечалось, банкам США закон не разрешает держать акции и облигации корпораций, тогда как иностранные банки ограничены в этом отношении гораздо меньше. С 1933 г. банкам США за-прещен андеррайтинг на ценные бумаги, а большинству иностранных банков это разрешено. Кроме того, к банкам США предъявляются более высокие требования к размеру капитала, чем к большинству заокеанских в том смысле, что они обязаны иметь большую долю собственного кали-тала относительно суммы активов. (Эти вопросы мы подробнее рассмотрим в главе 10.) Закон о международных банковских операциях 1987 г. требует, чтобы Федеральная резервная система пересмотрела правила, регулирующие операции банков США за границей. В марте 1991 г. ФРС в соответствии с этим законом ослабила некоторые ограничения андеррайтинга на иностранные ценные бумаги для банков США (что не запрещено законом). Проведенные в 1989 и 1990 гг. изменения требований к размеру капитала также были нацелены на улучшение конкурентоспособности банков США.

Очевидно, что конец 1980-х — начало 1990-х годов были неудачным периодом для коммерческих банков. Как показано на рис. 9-5, именно в это время можно отметить существенные колебания уровней цен на акции двух типов крупных банков (банков в ведущих финансовых центрах и региональных банков) относительно цен на акции прочих компаний. Банки в ведущих финансовых центрах (money center banks) — очень крупные банки, участвующие в национальных и международных банковских операциях. Региональные банки (regional banks) — менее крупные банки, в основном специализирующиеся на депозитном и кредитном обслуживании местных рынков, например, в пределах одного штата или региона, где находится штаб-квартира данного банка.

ФРС в конце концов прекратила развитие такой ситуации в конце 1981 г., когда она разрешила американским банкам осуществлять операции в евровалюте внутри США через механизм международных банковских услуг (International Banking Facilities, IBFs). Несмотря на свое название, эта система означает не реальные услуги, а скорее официальный механизм ведения банками специального учета международных кредитов и депозитов.

Введение международных банковских услуг плюс действия правительства США, направленные на увеличение объема кредитов развивающимся государствам, ускорили рост вмешательства американских банков в кредитование других стран через евровалютный рынок. Большинство из этих кредитов являются синдицированными банковскими кредитами (syndicated loans), т. е. ссудами, выдаваемыми небольшой группой банков, которые затем продают часть ссуды другим банкам, как бы приглашаемым в банковский консорциум.


Международная стандартизация Международной экономической Международной деятельности Международной классификации Международной маркетинговой Международной организации Международной стратегии Международное кредитование Максимального удовлетворения Международного энергетического Международного кредитования Международного платежного Международного соглашения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика