|
Международных отношениях
• код для обозначения стран и других субъектов международных отношений и международных организаций, издающих и регистрирующих заголовки сообщений об объектах промышленной собственности (иногда упоминаемый как "country code" - "код страны") (Стандарт ВОИС ST.3);
То же относится и к различиям между природными ресурсами одного вида. Развитие производительных сил может как усиливать эти различия, так и нивелировать их. Как отмечалось, например, в исследовании Института мировой экономики и международных отношений АН СССР «Политическая экономия современного монополистического капитализма», «сокращение разрыва в производительности равновеликих затрат капитала, примененных « земельным участкам, различным по своему плодородию и местоположению, само по себе уменьшает возможную степень в различии производительности последовательных затрат капитала в один и тот же земельный участок». Выше в той же работе говорится об уменьшении «неравенства естественного плодородия различных участков в результате повышения общего уровня агрикультуры, снижения роли местоположения участков с развитием транспорта и связи...» '.
Такого рода политические выходки не только мешают нормализации отношений между Западом и нефтедобывающими странами, но и наносят огромный урон делу нормального развития международных отношений в мире. Эта сторона энергетического кризиса тоже осталась вне поля зрения авторов книги. Картина энергетического кризиса, нарисованная ими, не включила в себя и кра-
Ныне российское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из важных факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования, в котором есть место и государственному регулированию. Без развитого предпринимательства России не выйти из глубокого экономического кризиса и не встать на путь устойчивого развития, не войти в мировую экономику в качестве равного субъекта международных отношений.
Каждое государство обладает спецификой, порожденной особенностями исторического, экономического, социо-культурного развития. Попытки слепо копировать опыт других стран, а также применение навязываемых международными организациями единых рецептов экономической политики оказываются, как правило, малопродуктивными, а подчас ведут к ухудшению экономической ситуации. Не случайно, что в последнее время деятельность этих организаций подвергается суровой критике. Несмотря на усиливающуюся глобализацию, экономическое развитие отдельных стран по-прежнему происходит неравномерно, сохраняется асинхрон-ность цикла. Интересы национального государства остаются важнейшим фактором общественного развития и международных отношений. Государство продолжает играть ведущую роль в решении многих экономических, финансовых, социальных, экологических вопросов, в обеспечении национальной безопасности. Нацио-
нерством, отставанием или следованием за лидерами в других. Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.
Благоприятные условия для вступления бывших республик СССР в бреттонвудские организации были созданы двумя процессами. Речь идет, во-первых, о деидеологизации, оздоровлении международных отношений, ослаблении недоверия Запада к названным странам; во-вторых, о переходе этих стран к формированию рыночных отношений, многообразии форм собственности, включая частную, децентрализации управления экономикой. В результате возникла возможность интеграции хозяйственного механизма с рыночной экономикой Запада, на которую ориентирована деятельность МВФ и группы Всемирного банка.
Кредитная политика 245 см. также Консенсус. Регулирование международных отношений (кредитных)
Учебник подготовлен коллективом авторов из Института экономики Российской Академии наук (РАН), Института мировой экономики "и международных отношений РАН, Института международных экономических и политических исследований РАН, Института Европы РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО (У) МИД РФ и МИРЭА. Учебник состоит из трех частей. Первая часть содержит доступное изложение стандартного учебного курса экономической теории с позиций новейшего видения научных проблем. Во второй части подробно рассматривается теория переходной экономики с привлечением современных научных концепций и опыта разных стран. Третья часть посвящена актуальным экономическим проблемам России, многие из которых ранее в учебной литературе не излагались, и впервые знакомит читателя с основами функционирования «нового сектора» («Интернет-экономики»). Фактический материал и статистика представлены по состоянию на 2000 — начало 2001 г. Каждая глава сопровождается резюме и вопросами для самопроверки. В конце книги приведен список дополнительной литературы. Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям, другим читателям, стремящимся к углубленному пониманию современной экономической теории и практики.
5. Международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате изменений международных отношений.
С.И. Пучкова — профессор кафедры учета, статистики и аудита Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, кандидат экономических наук Усилилась социально-экономическая и политическая дифференциация ближневосточных стран. В некоторых странах, где произошли национально-демократические революции, а проимпериалистические силы и феодально-буржуазная верхушка были отстранены от власти, складывалась линия на проведение глубоких прогрессивных социально-экономических преобразований во внутренней политике, на союз с силами социализма в международных отношениях. В других государствах, среди которых были такие крупные страны-нефтепроиз-водители, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар и др., процесс социально-экономического развития не привел к революционным сдвигам. Оно происходило здесь в форме перерождения феодальной верхушки, ее сращивания с национальным и иностранным капиталом. Но и в этих странах накапливался потенциал острых социально-политических противоречий и нерешенных экономических проблем.
ПРЕЗИДЕНТ РФ — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с установленным Конституцией РФ порядке П.РФ принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти. П.РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет страну в международных отношениях, является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ П. РФ: а) назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ; б) принимает решение об отставке Правительства РФ; в) представляет Гос. Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ; г) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; д) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального прокурора РФ; е) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; ж) утверждает военную доктрину РФ; з) формирует Администрацию П. РФ. П. РФ в соответствии с Конституцией РФ назначает выборы Гос. Думы, распускает Гос. Думу, назначает референдум; вносит законопроекты в Гос. Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Согласно ст. 86 Конституции РФ П.РФ: руководит внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей. П. РФ из-
В странах с президентской формой правления главой государства является президент. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти: определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет страну в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности.
По замыслу МВФ СДР должен был стать главным наднациональным платежно-резервным средством и мерой стоимости в международных отношениях. Однако в настоящее время внутри МВФ СДР выполняет ограниченные функции. Его роль как международного средства накопления валютных резервов и международного платежного средства незначительна, а объем операций в СДР относительно невелик.
НАИБОЛЬШЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЕ (most favoured nation treatment) - режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет другому такие же благоприятные условия, которыми пользуется или будет пользоваться третье государство на территории первого. Обычно режим Н.б. практикуется в межгосударственных торгово-договорных отношениях путем включения в договоры и соглашения оговорки о Н.б. Имели случаи одностороннего Н.б. по договорам, когда его одна сторона предоставляет другой, но сами его не получают. Следует иметь в виду, что существо применяемого сторонами Н.б. тесно связано и зависит от той или иной политики, которой придерживаются стороны в своих международных отношениях, а также от того, как они относятся к выполнению взятых на себя договорных обязательств.
деятельности основная масса валютных поступлений находится в собственности предприятий. Однако для участия государства в международных отношениях и для укрепления национальной валюты - рубля — создаются централизованные валютные фонды как в масштабах всей страны, так и на уровне административно-территориальных образований в составе Российской Федерации.
А между тем авторитетными специалистами в ближайшие десятилетия как неизбежное ожидается 1,5-2,0 кратное снижение производства продовольственных ресурсов на одного жителя земли. Замечено, что в последние годы существенно возросло значение тех групп факторов ограничения роста производства продовольствия, большинству из которых прежде не придавалось сколько-нибудь серьезного внимания и они продолжали считаться «проблемами будущего поколения». Их значение теоретически было известно, однако мало кто предполагал, что фактор ограниченности земельных, водных, лесных и прочих ресурсов планеты может обрести столь быстрое практическое значение. Разумеется не устранено влияние и прежних «традиционных» факторов развития, таких как уровень технической и технологической вооруженности сельского труженика, технологическая дисциплина и общественные стимулы производства, формы его организации и т.п. Однако ситуация в том и состоит, что не менее важное, а возможно ключевое значение начинают обретать новые факторы. Торговля продовольствием и сотрудничество в области его производства станут в этих условиях мощным инструментом в международных отношениях и средством экономического и политического давления. Стратегия на самообеспечение продовольствием практически не имеет альтернативы.
ком неопределенности является дефицит информации о предстоящих, особенно об отдаленных событиях и о возможных социально-экономических ситуациях. Объективно неопределенность программ обусловлена непредсказуемостью результатов научно-исследовательских и экспериментальных работ, неопределенностью результатов геолого-разведочных и поисковых работ, колебаниями природно-климатических условий. Немаловажную роль играют демографические факторы, а также изменения в мировой экономике и международных отношениях. Практически это означает, что если из трех основных экономических категорий определения эффективности - затраты, результаты, время - две детерминированы, то третья уходит в зону неопределенности и тем в большей мере, чем крупней и сложней программа.
ком неопределенности является дефицит информации о предстоящих, особенно об отдаленных событиях и о возможных социально-экономических ситуациях. Объективно неопределенность программ обусловлена непредсказуемостью результатов научно-исследовательских и экспериментальных работ, неопределенностью результатов геолого-разведочных и поисковых работ, колебаниями природно-климатических условий. Немаловажную роль играют демографические факторы, а также изменения в мировой экономике и международных отношениях. Практически это означает, что если из трех основных экономических категорий определения эффективности - затраты, результаты, время - две детерминированы, то третья уходит в зону неопределенности и тем в большей мере, чем крупней и сложней программа.
ЭМБАРГО - запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. ЭМБАРГО может быть введено как в военное, так и мирное время, охватывать все стороны торгово-экономической деятельности или только определенные категории товаров; научно-техническую информацию, транспортных и других услуг. В современных международных отношениях ЭМБАРГО выступает как орудие экономического, научно-технического и финансового давления, как средство принуждения к изменению проводимой правительством внутренней и внешней политики. Устав ООН предусматривает возможность установления ЭМБАРГО в качестве коллективной репрессивной меры в отношении государств, действия которых представляют угрозу международной безопасности. ЭМБАРГО может служить основанием для приостановки или прекращения выполнения всех или некоторых конкретных обязательств государств, их организаций и граждан.
ЭСТОППЕЛЬ - правовой принцип, согласно которому лицо утрачивает право ссылаться на какие-либо факты в обоснование своих притязаний. В международном праве ЭСТОППЕЛЬ означает утрату государством права ссылаться на какие-либо факты или обстоятельства в обоснование своих международных притязаний. Вследствие применения ЭСТОППЕЛЯ государство может , например, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, утратить право ссылаться на основания недействительности, прекращения или приостановления международного договора или выхода из него. Венская конвенция не предусматривает возможности ссылок на ЭСТОППЕЛЬ в случаях, если международный договор был заключен под влиянием силы или в противоречии с императивными нормами международного права. ЭСТОППЕЛЬ обычно применяется в тех случаях, когда имеется значительное расхождение между предшествующим и нынешним отношением государства к какому-либо вопросу. Несмотря на трудности применения ЭСТОППЕЛЯ в отношениях между государствами, этот принцип применяется в международной судебной и арбитражной практике. Так, в решении по вопросу между Камбоджей и Таиландом в 1962 году о храме Преах Вихиар Международный суд ООН применил ЭСТОППЕЛЬ, отклонив ссылку Таиланда на неправильность карты, устанавливающей границу между обоими государствами в районе храма, на том основании, что на протяжении 15 лет Таиланд не заявлял об этом и, более того, пользовался выгодами, которые это ему давало. ЭСТОППЕЛЬ в международных отношениях может применяться только при условии соблюдения основных принципов современного международного права, прежде всего суверенного равенства и независимости всех государств, самоопределения народов и запрещения угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами.
Международной обстановки Международной статистике Международное агентство Международное разделение Международного экономического Международного института Международного нефтегазового Максимальному использованию Международного товарообмена Международном финансовом Международную ассоциацию Межфирменной интеграции Межличностных отношений вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|