Международных сопоставлений



Международные финансы — это совокупность экономических отношений, основанных на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также институциональных образованиях, обслуживающих реальный денежный оборот в сфере международных операций и расчетов. Международные финансы связаны с реальным денежным оборотом, участниками которого являются юридические и физические лица, правительства иностранных государств, международные финансовые организации, неформальные объединения (клубы), совершающие операции с валютными ценностями и принимающие решения по важнейшим вопросам координации и управления мировыми финансовыми потоками.

Международные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, основанных на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также на институциональных образованиях, обслуживающих реальный денежный оборот в сфере международных операций и расчетов.

Материально-правовые нормы устанавливают правила налогообложения. Коллизионные нормы определяют, материально-правовые нормы какого государства регулируют те или иные налоговые отношения или применяются к тем или иным элементам налоговых обязательств. И материально-правовые, и коллизионные нормы содержатся как в национальном налоговом законодательстве, так и в международных соглашениях.

Чаще всего материально-правовые нормы используются в международных соглашениях для коррекции тех норм национального законодательства, к которым отсылают коллизионные нормы соглашений. Например, согласно российско-американскому соглашению об избежании двойного налогообложения прибыль резидента США от коммерческой деятельности в России облагается лишь в том случае, если эта коммерческая деятельность осуществляется в России через постоянное представительство3. При этом само соглашение устанавливает ряд признаков постоянного представительства, отличающихся от признаков, установленных российским законодательством. Коллизионная часть данной нормы отсылает к законодательству России, т.е. все элементы обяза-

Нормы международного налогового права содержатся как в национальных законодательствах государств, так и в заключаемых ими международных соглашениях.

Предполагает, что каждое государство обладает правом на предоставление субъектам его национального права со стороны государства-партнера таких условий налогообложения, которые не хуже условий, предоставляемых этим государством субъектам национального права других стран. Нормы о недискриминации содержатся как в национальном налоговом законодательстве, так и в международных соглашениях.

Принцип территориальности определяется международно-правовым принципом территориального верховенства государства над своей территорией. Территориальное верховенство — неотъемлемая часть государственного суверенитета, его материальное воплощение, которое означает, во-первых, что власть государства, в том числе в сфере налогообложения, является высшей властью по отношению ко всем лицам, находящимся на его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства. Исключения из принципа территориального верховенства могут иметь место только с согласия государства, которое может выражаться в заключаемых государством международных соглашениях и иными способами1.

2 OECD Model Taxation Convention on Income and on Capital/par. 1 of the Article 5. Перечень с небольшими изменениями используется в международных соглашениях, а также в законодательстве Российской Федерации.

Меры по устранению многократного налогообложения устанавливаются как в национальном законодательстве государств (одностороннее устранение многократного налогообложения), так и в заключаемых ими международных соглашениях (многостороннее устранение многократного налогообложения).

Институт методов устранения многократного налогообложения в международных соглашениях содержит примерно те же нормы, что и национальное законодательство государств.

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ -урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности. В международных соглашениях (торговых, кредитных, платежных и др.) устанавливаются правовые основы организации и осуществления платежных, кредитных и других отношений сторон и состав их участников. Во многих случаях ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - способ реализации обязательств сторон по международным соглашениям: при производстве расчетов по экспорту и импорту товаров, оказании технических услуг, предоставлении межгосударственных и банковских кредитов и т. п. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ отличаются большим разнообразием в зависимости от предмета сделки (национальная валюта, коллективная валюта и т. д.) или ее участников (государства, банки, внешнеторговые и другие организации, отдельные граждане). Во взаимоотношениях между государствами используются, например, такие формы ВА-


Полные данные о платежных балансах публикует МВФ в целях международных сопоставлений. Они имеют ряд особенностей, что отличает их от публикаций национальной статистики. Обрабатывая исходные показатели, представленные странами, эксперты МВФ вносят в них свои уточнения, используют неофициальные публикации, перегруппировывают статьи платежных балансов и выполняют другие действия. В итоге публикации МВФ могут существенно отличаться от исходных национальных данных. Главное отличие публикаций платежных балансов Фондом заключается в том. что для обеспечения сравнимости они пересчитываются в СДР. Это неизбежно приводит к определенным искажениям. Эксперты Фонда используют средний курс валюты страны к СДР за период, который охватывают данные платежного баланса, для пересчета всех его показателей. Между тем применительно к каждой отдельной операции этот курс должен отличаться от среднего в силу различий в соотношении национальных и мировых цен на отдельные товары и услуги и т.п. Таким образом, при пересчете в СДР происходят известная нивелировка национальных данных, сглаживание отклонений от среднего курса, которые существуют по отдельным статьям в национальной валюте или в СДР с учетом реальных соотношений.

Орг анизация европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалла, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне в составе ОЭСР 30 стран, включая Россию с 1997 г. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

17.2. Основы методологии международных сопоставлений . . ............. 714

Завершается учебник седьмым разделом — «Статистика финансового положения России», который посвящен вопросам статистического изучения финансового положения страны и международных сопоставлений путем расчета и сравнения обобщающих статистических показателей.

Определенным стимулом развития исследований в этом направлении была необходимость проведения международных сопоставлений уровня и тенденций развития экономики СССР с другими странами.

• осуществление международных сопоставлений основных социально-экономических и финансовых показателей;

Сотрудничество с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) осуществляется в области национальных счетов и межотраслевых балансов, программ международных сопоставлений, проведения квалифицированных экспертиз, разрабатываемых Комитетом методологий в области национального благосостояния, обследования домашних хозяйств и др. ОЭСР оказывает методическую помощь в проведении сопоставлений в рамках Европейской программы сопоставлений (ЕПС).

В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статистики государственных финансов.

В международной фондовой статистике принято исчисление ценовых и объемных показателей как в национальных валютах, так и в долларах США (в целях международных сопоставлений) .

Макроэкономический блок включает показатели, позволяющие оценить основные взаимосвязи денег и денежного обращения с реальным сектором экономики (показатели уравнения обмена), реальный уровень денежной массы и ее динамику, а также уровень национальной экономики по сравнению с другими странами (индикаторы международных сопоставлений). Это

ведения международных сопоставлений, но и разработки на этой основе мер государственного регулирования экономики.


Международной статистике Международное агентство Международное разделение Международного экономического Международного института Международного нефтегазового Максимальному использованию Международного товарообмена Международном финансовом Международную ассоциацию Межфирменной интеграции Межличностных отношений Межоперационного пролеживания вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика