|
Международных выставках
Стремление транснациональных корпораций к завоеванию новых рынков и обеспечению конкурентоспособности своей продукции в глобальном масштабе находит свое проявление в создании сети их многочисленных научно-исследовательских подразделений. Например, в США до 20% расходов на НИОКР приходится на иностранный капитал (компании Германии, Швейцарии, Великобритании, Японии, Франции). Одновременно компании США активно вкладывают средства в проведение НИОКР в других странах. Аналогичная ситуация имеет место во всех развитых странах. Это расширяет возможности транснациональных корпораций по мобилизации человеческого капитала — привлечению к работе лучших специалистов из других стран и регионов, обеспечивает доступ к новейшим научно-техническим разработкам всего мира. В последние годы активно происходит процесс формирования международных стратегических альянсов — форма организации научно-технического сотрудничества компаний разных стран, при которой участвующие партнеры вносят свой вклад в получение новых научных и технологических знаний, разделяют между собой выгоды от подобного сотрудничества, контролируют процесс освоения новых знаний, сохраняют полную самостоятельность и независимость от партнеров в своей производственной деятельности. К середине 90-х годов насчитывалось более 10 000 международных технологических альянсов. Более четверти из них связаны с микроэлектроникой, вычислительной техникой, автоматизацией промышленного производства и технологиями телекоммуникаций. Альянсы активно создаются в сферах биотехнологий и новых материалов.
• Рост числа международных стратегических союзов крупных корпораций (MCI и British Telecom, Texas Instruments и Hitachi, Coca-Cola и Cadbury Schweppes).
Рис. 3. Количество создаваемых международных стратегических альянсов в области технологий ча период с 1970 по 1993 гг.
Доли "основных" технологий (информационные технологии, биотехнологии, новые материалы) в международных стратегических технологических альянсах, %
Рис. 4. Количество вновь созданных международных стратегических технологических альянсов с участием партнеров из различных регионов мира
Наличие стратегических альянсов с фирмами из капиталистических стран в Восточной Европе до момента открытия их экономик для Запада было редким исключением. Доля Восточной Европы в международных стратегических альянсах в течение 80-х годов оставалась в общем очень малой. Более тщательное исследование показывает, однако, что их число быстро возросло в конце 80-х и в начале 90-х годов. В 1989 г. организация стратегических союзов достигла пика: треть всех альянсов в странах ЕСПЭ была сформирована именно в этом году. В последующие два года число создаваемых альянсов резко уменьшилось и достигло рекордно низкого уровня в 1992 г. Через год создание стратегических альянсов снова начало идти вверх (рис. 5).
Рис. 5. Количество вновь обрачованных международных стратегических технологических альянсов с компаниями ич стран ЕСПЗ, 1980 — 1993 гг.
Рис. 6. Распределение числа вновь образованных международных стратегических •технологических альянсов с компаниями стран КСГП по секторам науки и техники.
Рис. 7. Распределение образованных международных стратегических технолог ических альянсов по странам ЕСПЭ, 1980 - 1993 гг.
Кажется, однако, что в целом приватизация и приспособление к рынку оказались полезными для исследовательских институтов и лабораторий стран ЕСПЭ. До 1989 г. эти институты редко самостоятельно вовлекались в совместные НИОКР с фирмами из стран, не входящих в ЕСПЭ, поскольку они полностью подчинялись министерствам и ведомствам. В начале 90-х годов такое положение начало меняться, и после 1992 г. число исследовательских институтов и лабораторий, самостоятельно участвующих в международных стратегических альянсах, начало расти. В 1993 г. оно удвоилось по сравнению с 1992 г. и составило более половины всех предприятий из стран ЕСПЭ, вовлеченных в стратегические технологические альянсы (рис. 8).
Рис. 8. Характер фирм стран КСПТ), участвующих в международных стратегических альянсах. 1988 - 1993 п. 1 Полуправнтельствешгое учреждение, занимающееся сбором информации для частных фирм и МВТП о состоянии товарных рынков и условиях предпринимательской деятельности за границей, а также организацией участия японских фирм в международных выставках, ярмарках и т. д. (Прим. перев.).
разработчик — при разработке ТЗ на создаваемый или совершенствуемый объект техники, во время других этапов разработки изделия, включая обоснование целесообразности его экспорта и экспонирования на международных выставках;
• информирование о международных выставках, конференциях и симпозиумах и участие в них;
В 1996 г. попробовали самостоятельно выйти на внешний рынок (США, Гондурас и Китай): всего 3% продаж, зато в живых деньгах. Кроме того, это стимулировало развитие рекламной и маркетинговой служб, и теперь «Промтрактор» «мониторит» все программы, где предусмотрены тендеры на поставку тракторной техники, участвует в международных выставках. Наконец, внешний рынок потребовал повышения качества. На заводе осуществляется масштабная программа сертификации по системе ISO 9000. Техника, поставляемая на экспорт, комплектуется двигателями известной американской марки «Comings»: стоят они столько же, сколько двигатели традиционного поставщика, Ярославского завода, но по качеству — гораздо выше (правда, за них надо платить сразу и в твердой валюте). А это сильно влияет на продвижение торговой марки на новых рынках.
Залог такого успеха - комплексная система управления качеством на предприятии. Управление качеством начинается еще с разработки изделия. Художники имеют задел по рисункам и проектам новых изделий на 5-6 лет вперед. На международных выставках иностранцы прилагают усилия к тому, чтобы приобрести образцы. Из такого задела можно не только легко принимать новые заказы и обновлять ассортимент (ассортимент обновляется за сезон на 70-80%, а по некоторым изделиям и на все 100%), но и передавать в производство детально проработанные модели, упрощающие изготовление и снижающие общие затраты. Комплексное управление качеством начинается на уровне цеха. Здесь ключевой момент -поддержание оборудования в работоспособном состоянии, максимальное сокращение вну-трисменных простоев. Руководству удалось сохранить в основном костяк квалифицированных кадров, особенно помощников мастеров. Третий эшелон управления качеством -внутрицеховой контроль, когда некачественные изделия отбраковываются при передаче на следующую операцию. Комплексная система управления качеством позволяет ЗАО «Дмитровский трикотаж» поддерживать широкий, но ровный по качеству ассортимент. В настоящее время объединение выпускает 14 видов перчаток, 16 - носков, 30 - шапок, до 10 видов гарнитуров, 16 наименований варежек. При этом внутри каждого артикула за сезон реализуется 2-4 рисунка. Фактически на каждой вязальной машине производится отдельное изделие.
Опыт международных деловых связей предприятия: создание совместных предприятий, участие в международных выставках, симпозиумах, переговорах, в обмене опытом с иностранными компаниями. Результаты совместного бизнеса.
и проектам новых изделий на Е> - 6 лет вперед. На международных выставках иностранцы кругами ходят вокруг наших стендов, ожидая последнего дня, когда можно приобрести образцы. Из такого задела можно не только легко принимать новые заказы и обновлять ассортимент (а ассортимент обновляется SSL сезон на 70 - 80%, а по некоторым изделиям и на все 100%), но и передавать в производство детально проработанные модели, упрощающие изготовление и снижающие общие затраты.
В 1996 г. попробовали самостоятельно выйти на внешний рынок (США, Гондурас и Китай): всего 3% продаж, зато в живых деньгах. Кроме того, это стимулировало развитие рекламной и маркетинговой служб, и теперь «Промтрактор» «мониторит» все программы, где предусмотрены тендеры на поставку тракторной техники, участвует в международных выставках. Наконец, внешний рынок потребовал повышения качества. На заводе осуществляется масштабная программа сертификации по системе ISO 9000. Техника, поставляемая на экспорт, комплектуется двигателями известной американской марки «Comings»: стоят они столько же, сколько двигатели традиционного поставщика, Ярославского завода, но по качеству — гораздо выше (правда, за них надо платить сразу и в твердой валюте). А это сильно влияет на продвижение торговой марки на новых рынках.
- поддержка и осуществление мероприятий и консалтинговых услуг для малых предприятий научно-технической сферы по формированию перспективных инновационных проектов, участию в региональных и международных выставках и
Кроме того, должны подготавливаться рекомендации по объединению проектов в единую городскую программу развития, вестись базы данных: о городских инвестиционных проектах, о международных, федеральных, межрегиональных и областных инвестиционных программах; материалы для подготовки рекламных изданий, призванных повысить инвестиционную привлекательность города; перечень инвестиционных проектов для участия в межрегиональных и международных выставках, ярмарках, конкурсах проектов; условия участия администрации города в реализации инвестиционных проектов.
В исследуемый период размещение рекламы носило спонтанный и хаотичный характер. Рекламные публикации ограничивались, как правило, четырьмя—шестью страницами, причем 50% — в изданиях Великобритании. Львиная доля затрат приходилась на рекламно-полиграфические работы. Необоснованно большими тиражами издавались буклеты, проспекты, листовки, ориентированные на клиентов «Отеля». Слабо осуществлялся контроль за деятельностью агентских фирм по рекламе, недостаточно использовались возможности участия в международных выставках, ярмарках, конгрессах, посвященных международному деловому туризму. ,
Международное агентство Международное разделение Международного экономического Международного института Международного нефтегазового Максимальному использованию Международного товарообмена Международном финансовом Международную ассоциацию Межфирменной интеграции Межличностных отношений Межоперационного пролеживания Межотраслевых комплексов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|