Международными нефтяными



Порядок работы с проектами, кредитуемыми в России Всемирным банком, регулируется постановлением Правительства РФ № 395 от 3 апреля 1996 г. Объем и приоритеты заимствований у ВБ, а также отраслевая структура и типы займов определяются в программе заимствований РФ в ВБ, которая разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов на основе Федеральной инвестиционной программы и среднесрочной программы экономических реформ и развития российской экономики. Эта программа передается на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «группой семи». После консультаций с ВБ программа заимствований утверждается Межведомственной комиссией и ежегодно уточняется.

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

Центром сотрудничества центральных банков разных стран становится Банк международных расчетов (БМР), созданный в 1930 г. Он устанавливает корреспондентские отношения только с центральными банками различных государств и международными финансово-кредитными организациями. В качестве депозитов он имеет ликвидные активы центральных банков, предоставляет им кредиты для проведения валютных интервенций, размещает свои кредитные ресурсы на международных рынках капитала. Основная часть пассивов БМР — валюта и золото.

Международные расчеты — расчеты между участниками экспортно-импортных операций, которые регулируются валютным законодательством страны-экспортера и страны-импортера, а также Международной торговой палатой и международными финансово-кредитными институтами.

• безусловное признание обязательств, возникающих в сил)' заключенных международных договоров, соглашений, а также обязательств перед международными финансово-кредитными организациями;

Международные расчеты — расчеты между участниками экспортно-импортных операций, которые регулируются валютным законодательством страны-экспортера и страны-импортера, а также Международной торговой палатой и международными финансово-кредитными институтами.

экономических контактов с отдельными странами и международными финансово-кредитными

Проект программы заимствований разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ совместно с Федеральным центром проектного финансирования (ФЦПФ) на основе Федеральной инвестиционной программы и Среднесрочной программы экономических реформ и развития российской экономики, утверждаемой Правительством РФ. Проект программы передается на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями. После консультаций с МБРР программа заимствований утверждается комиссией.

международными финансово-экономическими организациями и Группой семи [РФ]

Межведомственная комиссия по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и Группой семи [РФ]

рижским и Лондонским клубами. Соглашения с МВФ имеют особое значение. Они служат ориентиром для всех остальных кредиторов и иностранных инвесторов, играют роль своеобразного «пропуска» для налаживания отношений с другими международными финансово-кредитными организациями.


В Ливии конца 60-х и начала 70-х годов можно было наблюдать все противоречия, присущие капиталистической нефтяной промышленности, доведенные до крайнего обострения: между международными нефтяными монополиями и развивающимися странами—экспортерами нефти, между последними и развитыми капиталистическими государствами—импортерами углеводородного сырья, между монополиями—членами Международного нефтяного картеля и аутсайдерами. В Ливии отчетливо проявились глубокие структурные диспропорции, связанные с территориально-географическим разрывом между источниками добычи сырой нефти и центрами потребления жидкого топлива, сосредоточением производства и использования этого сырья в различных группах государств мировой системы капитализма, и многие другие противоположности. Ливия стала наиболее слабым «звеном в цепи» империалистической эксплуатации ресурсов нефтеэкспортирующих государств, где в 1970 г. начался прорыв этой цепи после вызревания необходимых объективных и субъективных предпосылок, внутренних и внешних условий.

В целом события первой половины 70-х годов свидетельствуют об углублении различий в антимонополистических потенциях между освободившимися странами — экспортерами жидкого топлива различной социально-политической ориентации, на что неоднократно указывали советские и зарубежные авторы. Выделяя в рамках ОПЕК группу монархий зоны Персидского залива, которые были «готовы продолжать тесное сотрудничество с крупнейшими международными нефтяными компаниями» в противоположность таким государствам, как Алжир, Ирак и Ливия, Ж.-М. Шевалье отмечал, что «„.водораздел" между ними существенным образом расширился в 1971 —1972 гг.» [175, с. 91].

Кроме того, все международные компании добывают н продают нефть в нескольких районах мира, причем небольшое число таких компаний облегчает возможность поддержания системы «базисных пунктов», после того как она установлена. Иногда в нефтяной промышленности применялась система одного, а иногда двух «базисных пунктов», и та и другая оказались достаточно эффективными для предотвращения конкуренции цен между международными нефтяными компаниями»27.

Следует отметить в то же время, что оптимизм сторонников «неимущественных» форм отношений противоречит объективному анализу процессов, происходящих в развивающихся странах-производителях. Предлагаемые решения не способны устранить корни основных противоречий внутри системы нефтеснабжения хотя бы потому, что источником этих противоречий во все большей степени становится внутренняя социальная, экономическая и политическая обстановка в странах—производителях нефти. Динамика этой обстановки в решающей степени начинает определять характер их отношений и с международными нефтяными монополиями, и с империалистическими государствами-потребителями.

Переговоры между ОПЕК и международными нефтяными компаниями были долгими и безрезультатными. На первых порах образование ОПЕК не мешало монополиям продолжать обогащаться за счет нефти, добываемой в развивающихся странах. Однако сопротивление этих стран возрастало. В конце 60-х — начале 70-х годов они перешли от требований незначительных уступок к решительному наступлению на позиции международных нефтяных монополий. Во всех развивающихся нефтедобывающих странах были созданы государственные нефтяные компании, контролирующие добычу и переработку нефти. Национальные компании возникли в первую очередь в Алжире, Египте, Ираке, Ливии, Саудовской Аравии, Иране.

В противоположной части мира Япония сталкивалась с 'Множеством таких же проблем, которые стояли перед Германией: будучи несравненно более могущественной военной державой, чем любая другая страна Азии, она испытывала нехватку риса и промышленного сырья — такого, как каучук и нефть, имевших жизненно важное значение для ее устремлений. После поражения Франции она сумела получить фактический контроль над Индокитаем, что помогло ей смягчить проблему нехватки риса, но ее экономика по-прежнему зависела от поставок импортной нефти международными нефтяными компаниями. В июле 1941 .г. эти поставки были прекращены, когда США, а вслед за ними Англия и Голландия ввели эмбарго на всю обычную торговлю с Японией. Эта мера была принята в ответ на угрозу американским, английским и голландским владениям в Азии со стороны японских войск, но она, к сожалению, способствовала укреплению скорее сил агрессии, чем сил мира. По мнению Гарольда Макмиллана, «именно запрет на нефть убедил, возможно, японский военно-морской флот, который обычно считали склонным к умеренной политике, согласиться на столь рискованный шаг»41.

В 1952 г. Иран был не только единственной страной, не участвовавшей в соглашении о дележе прибылей по принципу «50 к 50», он был также единственной страной, где правительство довело свои разногласия с концессионером — в данном случае с «Англо-иранской компанией»— до принятия решения о национализации. Последующая проба сил между компанией, опиравшейся на поддержку британского правительства, и иранским правительством во главе с удивительным д-ром Мо-хаммедом Мосаддыком показала, каково было соотношение сил между международными нефтяными компаниями и правительствами стран—производителей нефти.

Это почти наверное повлечет за собой более широкую, чем ранее, децентрализацию крупных нефтяных групп и превращение их в национальные филиалы. Причем такой тенденции будут, вероятно, способствовать финансовые мероприятия правительств, направленные на то, чтобы компании в большей мере подчинялись законам об уплате национальных налогов. На их положение также, вероятно, окажут сильное влияние условия спроса и предложения на рынке. Если напряженное положение с поставками нефти не изменится и на горизонте опять замаячит нехватка нефтепродуктов, правительства приложат все усилия, чтобы взять прямой контроль в свои руки и обеспечить себе бесперебойное снабжение нефтью. С другой стороны, если напряженное положение с поставками смягчится, как имеются уже основания полагать, у правительств будет меньше поводов для вмешательства в вопросы организации торговли. Дело лишь в том, что, пока основная доля оптовых продаж на рынке остается за международными нефтяными компаниями, последние сохраняют свою ценность для стран-производителей, а пока страны-производители относятся к ним благосклонно, их ценят и потребители. Отдельные кризисы в области спроса и предложения могут побудить нефтепотреблягощие или нефтедобывающие страны «вытеснить» нефтяные компании с той или иной их позиции, а в этом случае их ценность для противоположной стороны будет падать, но, если этого не произойдет, их положение как главного элемента структуры нефтяной промышленности является настолько удобным и проч-

Теперь, когда перед международными нефтяными компаниями возникла угроза утраты своего традиционного владения основными резервами сырой нефти на Среднем Востоке и в других районах, разногласия между ними могут стать еще более острыми. В каком-то смысле это означает, что все нефтяные компании должны теперь постараться добиваться максимальных прибылей в области сбыта и переработки нефти.

Переговоры между ОПЕК и международными нефтяными компаниями были долгими и безрезультатными. На первых порах образование ОПЕК не мешало монополиям продолжать обогащаться за счет нефти, добываемой в развивающихся странах. Однако сопротивление этих стран возрастало. В конце 60-х — начале 70-х годов они перешли от требований незначительных уступок к решительному наступлению на позиции международных нефтяных монополий. Во всех развивающихся нефтедобывающих странах были созданы государственные нефтяные компании, контролирующие добычу и переработку нефти. Национальные компании возникли в первую очередь в Алжире, Египте, Ираке, Ливии, Саудовской Ара* вии, Иране.

В начале 1980-х гг. значительно активизировались горизонтальные поглощения, проводимые международными нефтяными компаниями. В 1984 г., например, сделки такого рода оказались по своим масштабам на тот период самыми крупными за всю историю поглощений США. Приобретение нефтяных компаний, располагающих крупными разведанными запасами нефти, считалось менее дорогостоящим и более надежным мероприятием по сравнению с затратами на разведку нефтяных месторождений. Примечательно, что экономика США в тот период ничего не выиграла от укрупнения нефтяных компаний.


Международное отделение Международное сообщество Международного финансового Международного менеджмента Международного разделения Международного сотрудничества Международному сотрудничеству Международном сообщении Максимальном количестве Межличностные отношения Межоперационных оборотных Межотраслевые внебюджетные Межотраслевых пропорций вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика