Международной деятельности



Многие фирмы оказываются вовлеченными в деятельность сразу на нескольких международных рынках и в несколько совместных предприятий. В одной стране фирма может заниматься экспортом, в другой-лицензированием, в третьей - предприятиями совместного владения, в четвертой-иметь свою дочернюю компанию. Для контроля над всей этой международной деятельностью фирма рано или поздно учредит международный филиал или специальную дочернюю компанию. Во главе международного филиала обычно стоит собственный президент, определяющий цели этого филиала, его бюджет и несущий ответственность за расширение деятельности фирмы на мировом рынке.

Учебник состоит из шести разделов: основы менеджмента, технология менеджмента, внутрифирменное управление, управление производством, управление международной деятельностью фирм и управление персоналом. Особое место отводится финансовому менеджменту: финансовой политике и анализу финансовой отчетности фирм, а также важнейшим экономическим методам — коммерческому и внутрифирменному расчетам, ценам и ценообразованию.

При рассмотрении вопросов управления производством используется системный подход как методологическая основа управления производством. В отдельных главах раскрываются производственная система, ее структура и типы; организация производства, оперативное управление развитием производства, эффективность производства; инновационный менеджмент, система регулирования и обеспечения процесса производства, организационные структуры управления производством и управление международной деятельностью фирм.

Международная деятельность фирм в современных условиях 451—457 Аппарат управления международной деятельностью фирм 458—474

452_________________V. Управление международной деятельностью фирм

господствующей роли на мировом рынке было предопределено развитием организационных форм и методов их международной деятельности. Это свидетельствует о том, что развитие форм и методов международной деятельности ТНК представляет собой диалектический процесс, который ведет к возникновению у них качественно новых черт и вместе с тем требует дальнейшего изменения форм и методов с целью приспособления к условиям и потребностям мирового рынка. Организация зарубежной Новые явления в организационных формах управления производственной международной деятельностью ТНК вытекают прежде

454_________________V. Управление международной деятельностью фирм

456_________________V. Управление международной деятельностью фирм

Аппарат управления международной деятельностью в крупных

международной деятельностью решающее влияние на изменение организацион-

Решение всех этих проблем в комплексе вызывает необходимость усиления координации внешнеэкономической деятельности с деятельностью всех других подразделений международной фирмы - как линейных, так и функциональных. В результате международная деятельность становится важной составной частью управления ТНК. При этом она оказывает решающее влияние на стратегию, политику и оперативные мероприятия всей фирмы. Это ведет к тому, что централизованное управление ТНК осуществляется в международном масштабе с глобальным подходом к вопросам маркетинга, планирования, финансирования, материально-технического обеспечения, специализации и кооперирования отдельных предприятий. Отсюда необходимость перемещения управления международной деятельностью на высший уровень управления в материнской компании. Теперь она составляет органическую часть общей стратегии ТНК, направленной на получение устойчивой прибыли.


Факторы, которые должны анализироваться, зависят от общей стратегии фирмы. Спрос на продукцию и стратегии конкурентов являются основными факторами для направления международной деятельности, связанной с отечественным производством и зарубежным сбытом. Если заводы расположены за рубежом, факторы внешней среды могут включать уровень квалификации рабочих, уровень заработной платы, отношение правительства к иностранной собственности, законы о труде и налогообложении, доступ к сырью и материалам, а также расходы на транспортировку готовой продукции к ее конечному рынку. В некоторых случаях возможности самого рынка какой-либо страны могут и не оправдывать на начальной стадии размещения там предприятия, но все же это может оказаться необходимым с точки зрения долгосрочных целей проникновения на рынок для завоевания определенной его доли и рекламы продукции фирмы. В другом случае целью может быть использование размещения производства для снижения издержек, чтобы сбывать продукцию на отечественном рынке или в третьих странах. В любом случае многонациональный подход может включать приспособление продукции к разнообразным рыночным обстоятельствам. Глобальный подход подразумевает движение к более стандартизованной продукции и сосредоточение на ее маркетинге. Решения относительно размещения предприятий, источников снабжения и финансирования, а также проникновения на рынок могут определяться контрмерами, нацеленными на противодействие «глобальным» конкурентам. Наличные доходы из одной части света могут быть использованы для субсидирования проникновения на другие рынки, как показано в примере 9.6. Могут предприниматься поиски возможностей участия в совместных предприятиях, чтобы получить доступ к «ноу-хау» и новым технологиям, которые позже можно использовать на предприятиях, являющихся полной сооственностью одной стороны.

Планирование международной деятельности представляет собой значительно более всеобъемлющий процесс, чем простой анализ конкретной, хотя и сложной про-

«Планирование международной деятельности связано с сцепкой нжн'огии.ионалыюй внешней среды, определением будущих мировых возможностей и ожс?;о{гда!, формулировкой глобальных целей и стратегии предприятия в свете оценки внешьих условий и внутреннего обследования сильных и слабых сторон предприятия. Планирование международной деятельности включает формулирование краткосрочных и долгосрочных целей к задач, распределение ресурсов — людей, капиталов, технологии, информации — в международном пл.тле для достижения глобальных целей предприятия*19.

«Тойз'Р'Ас» имеет базовую формулу действий, которой она следует в США и использует при расширении своей международной деятельности. Фирма наращивает мощности на уровне 10% в год. Она завоевывает рынки в новых географических районах каждый год и в каждом районе строит склад с несколькими магазинами, сгруппированными вокруг этого склада. Региональный склад позволяет «Тойз'Р'Ас» пополнять запасы магазинов за ночь и хранить большие обьемы товаров, которые закупаются у изготовителей по низким ценам в «мертвый сезон».

Реформа российской высшей профессиональной школы требует совершенствования ее международной деятельности, которая является существенным элементом маркетинга и одним из средств обеспечения ее конкурентоспособности. Длительная изоляция высшей школы России, как и всех вузов бывшего Союза, от наиболее развитых образовательных систем мира и недооценка значения мирового опыта в целом - привели к разрыву между образовательными структурами российской высшей школы и соответствующими зарубежными структурами и технологиями обучения.

Вузы страны имеют колоссальный потенциал для разработки и коммерческого внедрения за рубежом результатов в области наукоемких технологий, приборов, материалов и информационного обеспечения. Задача государственных органов - создать законодательную, правовую базу для этой деятельности, разработать и привести в действие механизмы, в силу которых каждый вуз смог бы стать реальным субъектом международной деятельности.

С целью активизации и координации международной деятельности университета, интеграции его в мировую университетскую систему, освоения международного рынка научно-технической продукции и рынка образовательных услуг в УГНТУ по решению Ученого Совета в мае 1995 г. был организован Отдел международных связей, основными задачами которого являются:

В начале 90-х годов компания изменила критерии стимулирования менеджеров. Их деятельность более не оценивалась по уровню сокращения затрат в ущерб другим показателям. Вознаграждение менеджеров стало зависеть также от показателей продаж, освоения новых видов продукции и развития международной деятельности. В 1994 году компания освоила в четыре раза больше новых изделий, чем в 1990 году.

В начале 90-х годов компания изменила критерии стимулирования менеджеров. Их деятельность более не оценивалась по уровню сокращения затрат в ущерб другим показателям. Вознаграждение менеджеров стало зависеть также от показателей продаж, освоения новых видов продукции и развития международной деятельности. В 1994 г. компания освоила в 4 раза больше новых изделий, чем в 1990 г.

По международному праву общепринято, что государство вправе контролировать приток капитала на его территорию, доступ и деятельность иностранцев в стране реализации инвестиций. Проблемы, связанные с обращением инвестиций, уже давно вызывают споры среди государств и ученых. Международный Суд в 1970 году по делу Barcelona Traction Light and Power Company Limited Belgium v. Spain, связанному с осуществлением дипломатической защиты, пришел к выводу: «Рассматривая важные изменения во второй половине текущего столетия роста международной деятельности корпораций, в особенности холдинговых компаний, которые часто являются многонациональными, и способы защиты экономических интересов государств, на первый взгляд может показаться удивительным, что эволюция права не идет вперед и по данному вопросу не выкристаллизовались общепринятые правила»3.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом.


Международном маркетинге Международную организацию Межхозяйственные сравнения Межличностными отношениями Межотраслевые отраслевые Максимально эффективной Межотраслевого характера Межстрочных интервала Мелкосерийным производством Мелкосерийном производстве Меняющимся требованиям Менеджеры предпочитают Менеджеры стремятся вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика