Международной кооперации



Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы — усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациональ-ных корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие из них — что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде. Все это исключительно интересные новые вопросы, многие из которых еще ждут своего ответа. Для нас же и в этой области предстоит преодолевать серьезное отставание, потому что международный бизнес для многих

Международный бизнес в лице многонациональных корпораций на базе американских фирм открывает последним дополнительные рынки для их товаров и услуг и позволяет извлекать выгоды из благоприятного налогообложения и условий использования труда и капитала. Неамериканские многонациональные корпорации, в первую очередь основанные в Западной Европе и Японии, в 70-е годы бросили вызов американскому могуществу39. В силу растущей по этой причине международной конкуренции, руководители американских компаний вынуждены приспосабливать свои товары и услуги, а также практику ведения дел к уникальной среде, в которой функционируют всевозможные международные предприятия.

Каждая организация должна производить нечто, представляющее реальную ценность для ее внешней среды. Рост международной конкуренции и ускоренное развитие технологий заставили организации по-новому рассмотреть весь комплекс вопросов управления своими операционными подразделениями, ответственными за выпуск товаров и предоставление услуг.

В последние годы в ходе международной конкуренции прорисовались три весьма важных принципа стратегии производства. Во-первых, это производство по принципу «точно оо-время». В соответствии с этим принципом фирма стремится получить все материалы и комплектующие (например, фары) точно в то время, когда они нужны для производства конечного изделия (автомашины). При такой схеме поставщик должен доставлять комплектующие изделия на сборочный завод несколько раз в день, а не раз в неделю, как это принято в Соединенных Штатах. Управление по принципу «точно во-время» постепенно вытесняет традиционные методы управления производством, предусматривающие поставки материалов и комплектующих более крупными партиями и с меньшей частотой.

8. Назовите три основных момента, в которых проявилось влияние международной конкуренции на стратегию производства в последние несколько лет.

Японские дочерние предприятия в Австралии и Новой Зеландии работают на местные рынки, которые защищены от международной конкуренции щитом высоких пошлин. И наоборот, заводы «Мацуситы» и «Саньё» в Сингапуре выпускают товары на экспорт и сталкиваются с жесткой международной конкуренцией. Из-за того что они должны быть так же конкурентоспособны, как и их материнские компании в Японии, заводы в Сингапуре способствуют поддержанию чистоты, чтобы сохранить уровень производительности и контроль качества '.

По последним оценкам специалистов, почти 20% валового внутреннего продукта РФ создается сегодня в частном секторе. Малое предпринимательство является единственным растущим сектором реальной экономики. Внешняя среда функционирования малого предпринимательства в России сложна и подвержена постоянным бурным изменениям. Современное состояние российской экономики характеризуется наличием существенных трудностей, с которыми малые предприятия сталкиваются как на ранних стадиях, так и в процессе своего развития. Медленное развитие малого предпринимательства в ряде регионов России объясняется многими обстоятельствами, прежде всего ограниченным доступом субъектов предпринимательства к сырьевым, финансовым источникам, новым технологиям, низкой платежеспособностью покупателей, сужением географических границ рынка вследствие роста транспортных и иных издержек, увеличением международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Существенное влияние на возможности выхода новых предприятий на рынок оказывают ограничения их деятельности со стороны органов власти и управления всех уровней.

экономической деятельности и, тем самым, упуская значительные возможности и выгоды от ее осуществления. Как показывает теория и практика международного бизнеса, для успешного функционирования на рынке необходимо использовать ведущую в современной системе управления производством и сбытом концепцию марке™ нга. И, если на отечественных рынках эта необходимость может проявляться не столь остро, то в условиях жесткой международной конкуренции приобретает действительно первостепенное значение, особенно, когда предприятие является новичком на зарубежном рынке. В целом, маркетинговый подход к организации внешнеэкономической деятельности отражен на схеме 1. Рассмотрим его основные этапы более подробно.

ся 90% прироста продукции в развитых странах. В СССР эта доля находилась на уровне 75-80%. На долю научно-технического прогресса в развитых странах приходится от 70% до 90% их прироста ВВП. Страны, которые могут «оседлать» научно-технический прогресс, колоссально выигрывают в международной конкуренции. Но у нас в настоящее время инвестиции в научно-техническое развитие ничтожны. Если 10 лет назад две трети предприятий внедряли научно-технические разработки и производили новую технику, то ныне таких предприятий не более одной пятой. При этом бюджет страны носит депрессивный характер, т. е. стимулирует депрессию. В угольной промышленности бюджетные деньги идут в дотирование безнадежно устаревших технологий добычи. В сельском хозяйстве они тратятся не на семеноводство, не на генную инженерию, а воспроизводство неконкурентоспособных технологий.

Сокращение и обеспечение собственного научно-технического и интеллектуального потенциала в условиях международной конкуренции тождественно утрате основного внутреннего источника экономического роста и обрекает страну на постоянное вымывание имеющегося национального богатства в связи с неэквивалентными внешнеэкономическим обменом.

В стратегическом плане необходимо исходить из того, что экспорт сырья, энергоресурсов еще долго в России будет оставаться основным источником валютных поступлений, но от него в значительной степени зависит благосостояние населения и структурная перестройка экономики. Решение стратегической задачи состоит в том, чтобы обеспечить повышение степени обработки сырья и материалов. Конечной целью внешнеторговой политики будет изменение структуры экспорта в пользу готовых товаров. Отсюда государство должно поддерживать и наращивать эффективность российской экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей вхождения в XXI в. должно стать повышения конкурентоспособности российской экономики.


Цена, устанавливаемая по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции. Во внешнеэкономических связях договорные цены могут применяться при осуществлении различных операций, в том числе товарообменных сделок, по поставкам в порядке международной кооперации производства.

Другая область, в которой совместные разработки дают хорошие результаты, — это «думающие» роботы. Возникает возможность разделить задачи между участниками проекта: разработку визуальных и тактильных сенсоров и управления роботом через ЭВМ, с одной стороны, и создание механической технологии для двигателя и передаточных звеньев робота — с другой. Здесь есть сходство с разработкой самолетов, которая предполагает раздельную работу над созданием двигателя, фюзеляжа, систем управления и т. д. и которая нередко выполняется на началах международной кооперации. В разработке промышленных роботов есть уже много примеров совместной деятельности японских и американских компаний.

В начале 1990-х очередным испытанием прозорливости руководства компании, которое могло стоить ей всего, стал пассажирский самолет нового поколения Boeing-777 — первая модель этого производителя с полностью электрическим управлением на базе компьютеров вместо тяжелых кабелей и тяг, используемых в механических системах. А кроме того, это был первый продукт Boeing, выпускавшийся в широкой международной кооперации с множеством поставщиков. Организация такого производства потребовала серьезной электронной поддержки сотрудничества — настолько серьезной, что понадобилось проложить новый волоконно-оптический кабель по дну Тихого океана в Японию. Эта крупномасштабная задача по использованию знаний включала в себя достаточно пионерских элементов, чтобы стать источником серьезного риска — и соответствующего успеха.

Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т.д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей, его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают. Традиционные услуги (транспорт, страхование) переживают процесс крупной перестройки в связи с ростом объема и многообразия торговых поставок, повышением в них удельного веса полуфабрикатов, узлов и деталей благодаря развитию международной кооперации и специализации. С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства.

Создание компании. Скандинавская система авиалиний (Scandinavian Airline System, SAS) была создана 8 февраля 1951 г. путем слияния трех авиакомпаний северных стран -Швеции, Норвегии и Дании. Собственность вновь образованной авиакомпании распределилась в следующих пропорциях: доли Дании и Норвегии - по 2/7. доля Швеции - 3/7. Собственность компании SAS была смешанной - 50% уставного капитала считалась собственностью государства, 50% - физических и юридических лиц. На момент создания объединенная компания насчитывала 6630 работников и располагала 59 самолетами. Время создания новой авиакомпании было выбрано удачно. В тот период обстановка требовала международной кооперации. Чикагская конвенция 1944 г. определила, что любая страна обладает полным суверенитетом над собственным воздушным пространством и определяет, кому и как летать через ее территорию. Это означало, что правительства оказались ответственными за выдачу разрешений и концессий на воздушные перевозки. С помощью создания компании SAS три скандинавские страны, обширные и сравнительно малонаселенные, получили возможность успешнее договариваться в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Таким образом, компании SAS удалось получить доступ к американскому и японскому рынкам. Более того, до середины 1960-х годов Копенгаген был транзитным узлом для трансатлантических полетов из Центральной и Восточной Европы. Была разработана программа «чудесный Копенгаген», предлагавшая дополнительные туристические услуги транзитным пассажирам, и Копенгаген превратился в «ворота Европы».

Цена, устанавливаемая по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции. Во внешнеэкономических связях договорные цены могут применяться при осуществлении различных операций, в том числе товарообменных сделок, по поставкам в порядке международной кооперации производства.

В условиях международного разделения труда следует определить также целесообразность международной кооперации производства (экспорта) или потребления (импорта) запасных частей. Интегральная эффективность операций такого рода Э34 может быть рассчитана по формуле:

Организационный механизм, созданный МНТЦ для комплексного международного сотрудничества, позволяет проявить все преимущества международной кооперации, накопленные за послевоенные десятилетия в области промышленных технологий, электроники, телекоммуникаций, биотехнологии, экологии перенести, на область конверсии. Преимущества международного сотрудничества проявляются не только в виде конкретных результатов выполнения проекта, но и в виде косвенных последствий (ноу-хау, менеджмент, гудвил).

ДОГОВОРНАЯ НЕУСТОЙКА - см. НЕУСТОЙКА. ДОГОВОРНАЯ ЦЕНА, (negotiated price) - цена» устанавливаемая со тоговозенн'Х.ти между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции. Во внешнеэкономических связях дошворвк? день- могут применяться при осуществлении различных операций, в т.ч. -;оварообм^яных сделок, по поставкам в порядке международной кооперации производства, в рамках прямых хозяйственных связей с предприятиями и организациями различных стран. Предусмотрено установление договорных цен на средства валютных фондов предприятий при их продаже и покупке на валютных аукционах за рубли, г также при организации оптовой торговли средствами производства за переводные рубли.

Производственная (промышленная) кооперация представляет собой форму длительных и устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, занятыми совместным изготовлением продукции на основе специализации их производства. Международная кооперация может реализоваться на практике как через договор, то есть без создания какой-либо организационной структуры, так и через создание международных хозяйственных объединений. Примером международной кооперации через до говор является осуществление в нашей стране толлинговых операций. Таллине — это услуга по обработке импортного давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию России для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы Российской Федерации. Толлинг попадает под таможенный режим «переработка на таможенной территории» и подлежит налогообложению в порядке, установленном письмом Минфина России от 25 апреля 1997 г. № 11-1-8/113 «О некоторых вопросах налогообложения по внутреннему и внешнему толлингу». Одной из первых толлинговых фирм в Российской Федерации стала компания «Транс-СИС», за которой стоит транснациональная корпорация «Транс-Уорлд метало». Консорциум (от лат. сопвогпит — соучастие, сотоварищество) означает временное добровольное объединение для решения конкретных задач. Выполнив поставленную перед ним задачу, консорциум прекращает свою деятельность. Консорциум не является юридическим лицом.

частного капитала. По мере расширения движения капитала Бреттон-Вудская система фиксированных обменных курсов также распалась. Международные финансовые институты, созданные в рамках Бреттон-Вудского соглашения, - Международный валютный фонд и Всемирный банк - успешно адаптировались к изменившимся обстоятельствам и продолжают играть важную роль. Но эти институты не соответствуют задаче поддержания стабильности системы. Их ресурсы ничтожны по сравнению с объемом международного движения частного капитала, и они не имеют возможности регулировать это движение. Между правительствами существует кооперация - Банк для международных расчетов в Базеле до сих пор был основным инструментом такой международной кооперации, - но она довольно ограничена. Проблема в том, что потребность в более тесной международной кооперации не всеми осознается. Общепринятое представление о том, каким образом функционируют финансовые рынки, ложно, и мало вероятно, что глобальный рынок, основанный на ложных предположениях, сможет выжить. Крах глобальной рыночной системы был бы травматическим событием с невообразимыми последствиями. Тем не менее мне легче вообразить это, чем представить сохранение существующего режима.


Межфирменной интеграции Межличностных отношений Межоперационного пролеживания Межотраслевых комплексов Межотраслевая конкуренция Межремонтное обслуживание Межзаводской кооперации Максимально эффективного Меняющейся обстановке Менеджеры организации Менеджеры располагают Менеджерами предприятия Менеджера заключается вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика