Международной обстановки



С 1998 г. осуществлялся расчет дефицита федерального бюджета по международной методологии. Это означает изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирования, отражения дефицита бюджета и учета расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения бюджетных потоков, то те из них, которые связаны с привлечением средств и их погашением, полностью выводятся из потоков, непосредственно связанных с доходами и расходами текущего финансового года.

Переход к рынку и к международной методологии статистики и учета заставляет пересмотреть сложившиеся требования к подготовке экономистов, способных работать в различных секторах экономики.

Экономика страны — сложный объект статистического изучения. Переход социально-экономической статистики к международной методологии внес существенные изменения в сложившиеся понятия экономики и экономической производственной деятельности, в содержание применявшихся в отечественной практике категорий. Изменились представления о производственной экономической деятельности, ее границах и результатах; пересмотрено отношение к сфере производства услуг и оценке ее роли в общественном производстве; вводится новая для отечественной практики классификация экономики на секторы; уточнены понятия и показатели результатов экономической деятельности.

Переход к международной методологии, основанной на национальном счетоводстве, потребовал трансформации сложившейся системы информации, существующей системы показателей и методики их расчета, что поставило перед отечественной экономической статистикой достаточно сложные задачи. Переход российской статистики и статистики стран СНГ к международной

методологии совпал с пересмотром самой международной методологии, принятием новой версии СНС, разработанной ООН в процессе длительного периода ее совершенствования (до этого действовал вариант методологии СНС 1968 г.) и принятой Статистической комиссией ООН в начале 1993 г.

Группировка по сферам деятельности и отраслям. В отечественной практике долгое время применялось деление экономической деятельности на сферы в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства. Оно представляло собой систематизированную совокупность отраслевых группировок предприятий и организаций, отличающихся характером функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда. С переходом к международной методологии такая группировка утрачивает актуальность. Тем не менее экономисты должны знать основные критерии этой классификации.

Вместе с тем признание производительного характера труда сферы услуг с переходом к международной методологии, стирая основное методологическое различие в учете результатов функционирования экономики, не ликвидирует наличия в экономике отраслей, производящих продукцию, и отраслей, результатом труда которых является производство услуг. То есть деятельность по производству продукции и по производству услуг существует объективно и, объединенная в соответствующие отрасли, образует сферу производства продуктов и сферу производства услуг. Таким образом, деление экономики на сферы деятельности по производству продуктов и услуг отражает объективную реальность; в ее основе лежит различие в результатах труда.

Группировка экономики по секторам. Значительная часть показателей социально-экономической статистики разрабатывается в группировке по секторам экономики, которая появилась в отечественной статистической практике с переходом учета и статистики к международной методологии.

Правовую основу становления рынка труда связывают с принятием в марте 1990 г. Закона «О собственности в СССР». В этом Законе используются такие категории, как собственность граждан, коллективная собственность, государственная собственность и собственность совместных предприятий иностранных граждан, организаций и государства. С 1 июля 1991 г. введен в действие Закон «О занятости населения в РСФСР», в соответствии с разделом VII которого «О социальных гарантиях и компенсациях» началась официальная регистрация безработных на биржах труда. Закон о занятости является юридическим актом, регламентирующим правовые нормы сложной системы купли-продажи труда, связанные с открытием рынка труда, а также определяющим, кто из наемных работников считается занятым, а кто — безработным. Уточнение данных понятий вызвано не только переходом к международной методологии, рекомендуемой МОТ, но и тем, что в различных документах, выпущенных в последнее время, отмечаются некоторые разночтения в этих определениях.

Таким образом, переход к международной методологии исчисления НБ (в соответствии с новым стандартом СНС 1993 г.) значительно расширяет его состав по сравнению с составом и практикой расчета этого показателя отечественной статистикой.

Совершенствование методологии статистической оценки НБ и его составляющих — центральная задача статистики, включающая комплекс задач и методологических проблем, требующих решения. К числу последних следует отнести не только новые проблемы статистической характеристики НБ, связанные с принятием международной методологии ООН, но и ряд ставших уже традиционными проблем отечественной статистики. К числу первых относятся проблемы разработки методологии статистической оценки нематериальных, в том числе финансовых, активов, которые недавно стали объектом изучения отечественной статистики НБ.


События на земном шаре развиваются в пользу разрядки напряженности и оздоровления международной обстановки. Неизмеримо выросло могущество мировой системы социализма. Изменение соотношения сил на мировой арене происходит и будет происходить впредь в пользу социализма, укрепления трех основных революционных сил — социализма, международного рабочего движения и национально-освободительной борьбы народов. В этих условиях все более реальными являются прогнозы развития энергетики, основанные на научных концепциях.

По иронии судьбы, именно Ливня, страна, больше всего повинная в появлении на рынке излишков нефти в 60-е годы, возглавила теперь борьбу за изменение этого положения и за то, чтобы проявить потенциальное могущество стран-производителей в новых условиях. Разработка нефтяных месторождений в Ливии никогда, пожалуй, не была самой славной страницей истории нефтяной промышленности. На фоне деятельности слабого и неопытного правительства при короле Идрисе и международной обстановки, в которой преобладала дешевая средневосточная нефть, нефтяные компании сумели добиться от Ливии исключительно выгодных условий в конце 50-х и начале 60-х годов. Налоги и отчисления за арендную плату основывались не на строго справочных ценах, а на справочных ценах за вычетом скидок, которыми ряд производственных компаний не замедлил воспользоваться. Соблюдение условий концессионных договоров обеспечивалось положениями о «компании наибольшего благоприятствования», гарантировавшими, что все концессии пользовались преимуществами самых благоприятных условий, действовавших в то время; положениями, гарантировавшими, что правительство не может принимать законов, отражающихся на условиях концессионных договоров, без согласия действующих компаний, и положениями, разрешавшими компаниям беспрепятственно переводить деньги в свою собственную страну.

Исходя из объективных закономерностей развития советского общества в период зрелого социализма и глубокого анализа международной обстановки на данном историческом этапе, XXIV съезд КПСС определил основные направления экономической политики партии в современных условиях. Они получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию в решениях XXV и XXVI съездов КПСС, которые дали развернутую характеристику долговременной экономической политики партии и ее стратегического курса.

Повышение целенаправленности государственных планов экономического и социального развития. Целевое начало имманентно присуще социалистическому планированию. Государственные планы всегда были направлены на достижение определенных целей, выдвигаемых партией исходя из выработанной на соответствующий период стратегии и реально складывающейся внутренней и международной обстановки. На современном этапе именно растущие общественные потребности, среди которых все большую роль играют материальные, духовные и социальные потребности трудящихся, во всевозрастающей мере становятся исходным пунктом планирования. Социалистическое государство планомерно изменяет структуру общественного производства, приводя ее в максимальное соответствие со структурой возвышающихся потребностей, отвечающей советскому образу жизни. При этом, разумеется, в наших планах при всех условиях и прежде всего предусматривается обеспечение необходимой обороноспособности и .экономической независимости Советского Союза.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

Для населения и корпораций средством защиты инвестиций в период экономической или политической нестабильности являются валютные резервы, необходимые для международных сделок. Сразу же после второй мировой войны мировой резервной валютой был доллар США. В настоящее время существуют другие резервные валюты - евро и японская иена. Портфель резервных валют может меняться в зависимости от конкретной международной обстановки, например, портфель может включать в себя швейцарский франк.

Имеются в виду события, связанные с вторжением Ирака в Кувейт, вызвавшие обострение международной обстановки и завершившиеся несколько месяцев спустя операцией «Буря в пустыне», которая была проведеная армией США при участии некоторых их союзников. — Прим. пер.

Наиболее высокими темпами прямые военные расходы после Второй мировой войны нарастали в США. Они составили за 20 лет (с 1974 по 1993 гг. включительно) более 4,5 трлн. долл. И только в связи с изменением международной обстановки в 90-е годы началось их незначительное сокращение. В 1997 г. прямые военные расходы в США составили 17% от общей суммы расходов федерального бюджета, на 1998 г. их удельный вес был предусмотрен в 16% соответственно.

4. Расходы на национальную оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведения социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономических возможностей страны.

Реэкспортные операции — это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара. Обычно эти операции возникают из-за резкого изменения международной обстановки, отсутствия


Межличностные отношения Межоперационных оборотных Межотраслевые внебюджетные Межотраслевых пропорций Межрыночный технический Межведомственной комиссией Мелкосерийного производства Меняющейся экономической Менеджеры контролируют Менеджеры предприятия Максимально допустимые Менеджера предприятия Менеджеров отвечающих вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика