Международного разделения



Перенесение проблем, связанных с иностранными инвестициями, в ряд международно-правовых не снимает самой проблемы, а только изменяет ее характер и механизм ее разрешения. В частности, в области международного публичного права возникает вопрос о том, как разрешить спор, возникающий между МИГА и государством — членом этой организации, по выплате сумм, причитающихся Агентству в силу перехода к нему требований на основе суброгации. Дело в том, что спор может быть отнесен к международно-правовым, поскольку спорящие стороны — субъекты публичного права, а существо заявленного требования носит чисто коммерческий характер. Сеульская конвенция закрепляет следующее положение: когда МИГА выступает в качестве суброгата, участники спора могут договориться о порядке его разрешения при условии, если он не будет отличаться от основных принципов разрешения споров, предусмотренных в Приложении II к Конвенции, и что достигнутое по данному вопросу соглашение будет одобрено Правлением МИГА. Для такого одобрения достаточно наличия квалифицированного большинства голосов (2/3 голосующих членов МИГА, представляющих не менее 55% долей участия в уставном фонде (ст. 3 Сеульской конвенции).

Анализ рис. 22.1 показывает, что в составе международных финансов можно выделить публичные и частные финансы. Субъектами первых являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например, Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства (и их институты), а также созданные ими организации (подробнее см. [Круглое, с. 345—432]).

При этом государства руководствуются общими принципами международного публичного права (например, принципами невмешательства во внутренние дела государства, территориального верховенства) и специальными принципами международного экономического права (например, принципами взаимной выгоды и экономической недискриминации). Однако в связи с тем, что эти принципы довольно абстрактны и декларативны, между национальными правовыми системами зачастую возникают конфликтные ситуации в области налогообложения, связанные, в частности, с многократным налогообложением. Поэтому по мере развития норм национального налогового права государства все теснее сотрудничают в области налогообложения, заключая соглашения, направленные на устранение различных конфликтных ситуаций между их правовыми системами.

По вопросу о месте международного налогового права в системе права существует несколько точек зрения. Международное налоговое право, в частности, рассматривается как подотрасль международного финансового права, которое, в свою очередь, рассматривается как самостоятельная отрасль международного публичного права1. Некоторыми авторами международное налоговое право рассматривается в качестве подотрасли международного экономического права2.

Также следует отметить, что применяемые в Российской Федерации режим недискриминации и национальный режим налогообложения субъектов иностранного права находятся в тесной взаимосвязи. Во-первых, и тот, и другой являются, по сути, отраслевым выражением, с одной стороны, конституционно-правовых принципов равного налогового бремени и равенства в налоговой сфере, а с другой стороны—ряда принципов международного публичного права. Во-вторых, данные режимы фактически предопределяют друг друга. Так, нормы, составляющие содержание национального режима, фактически создают условия для режима недискриминации путем установления равных прав и обязанностей налогоплательщиков независимо от государственной принадлежности и унификации наиболее существенных элементов налоговых обязательств. Нормы же, составляющие содержание режима недискриминации, в свою очередь создают условия для национального режима путем запрета дискриминации не только относительно субъектов права других стран, но и относительно субъектов собственного (национального) права.

связи с иными отраслями права, не учитывают их институты, понятия и термины. Применительно к налоговым отношениям с иностранным элементом это в первую очередь касается норм международного публичного и частного права. В связи с этим очевидно, что при разработке части второй НК РФ законодатель должен системно подойти к регулированию международных налоговых отношений, привязать нормы Кодекса ко многим институтам международного публичного и частного права.

Анализ рис. 22.1 показывает, что в составе международных финансов можно выделить публичные и частные финансы. Субъектами первых являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например, Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства (и их институты), а также созданные ими организации (подробнее см. [Круглов, с. 345—432]).

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ - совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, т.е. имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, а также отношения, регулируемые нормами семейного, трудового и процессуального права, которые имеют международный характер. Международный характер этих отношений может проявляться в том, что: в них участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные государства; они связанны с территорией двух или нескольких государств; объектом таких правоотношений является вещь, находящаяся за границей. Таким образом, нормы международного частного ПРАВА регулируют отношения, возникающие в ходе международного экономического и научно-технического сотрудничества. К области международного частного ПРАВА относятся вопросы гражданско-правового положения иностранцев, иностранных юридических лиц и смешанных обществ, права собственности, обязательственного права (внешнеторговые сделки, договоры морской, железнодорожной и воздушной перевозки, кредитно-расчетные отношения), авторского и изобретательского права, семейного и наследственного права, гражданско-процессуальные вопросы (процессуальные права иностранцев, судебные поручения, исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, внешнеторговый и морской арбитраж. В состав международного частного ПРАВА входят нормы двух видов. В одних случаях норма содержит прямое правило, устанавливающее права и обязанности (нормы прямого и непосредственного регулирования). В других случаях норма международного частного ПРАВА указывает лишь, право какого государства должно быть применено к данному отношению, т.е. содержит отсылку к праву какого-либо государства. Такая коллизионная норма осуществляет разрешение какого-либо вопроса, но не самостоятельно, а в совокупности с законодательством той страны, на которое она ссылается. Большинство норм международного частного ПРАВА являются коллизионными, в связи с чем его называют иногда коллизионным ПРАВОМ. Международное частное ПРАВО связано с международным публичным ПРАВОМ, ряд его норм непосредственно вытекает из общих начал международного публичного ПРАВА. Связь с международным публичным ПРАВОМ проявляется и в том, что источники международного частного ПРАВА носят двоякий характер: часть норм международного частного ПРАВА содержится во внутренних законах государств, часть - в международных договорах и некоторых международных обычаях. Нормы международного частного ПРАВА содержатся как в двусторонних, так и в многосторонних международных договорах. В то же время международное частное ПРАВО отличается от международного публичного ПРАВА главным образом тем, что субъектами международного частного права являются наряду с государствами также граждане и юридические лица.

субъектов международного публичного права, и прежде всего государств, а,

Мировая экономика как система не может успешно эволк ционировать без определенного порядка, базирующегося на ног. мах международного публичного и частичного права, регулир^ ющих отношения в хозяйственной сфере между государствам! экономическими объединениями, юридическими и физически ми лицами. Действенность установленных норм обеспечиваете как самими государствами, так и коллективными формами кон троля за соблюдением международного права, которым занима ются различного рода международные организации. Существу ющие (сложившиеся) правила уточняются и пересматриваютс. в соответствии с потребностями развития мировых производи


Составная часть всемирного хозяйства, представленная системой обмена товаров и услуг между продавцами и покупателями. Сложился на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Высокая степень интеграции топливно-энергетических отраслей в систему мирохозяйственных связей предопределяет значение и ключевые направления сырьевой стратегии для участников ОПЕК. Превалирующим, на наш взгляд, для них всех в настоящее время выступает внешнеэкономический аспект, который, если оправдаются высказанные здесь только что предположения, сохранит за собой центральное место в ближайшей обозримой перспективе среди приоритетов арабских членов организации и, возможно, Нигерии. Нефтегазовая политика весьма тесно переплетается с внешнеторговой, а с учетом узкой специализации этих стран в системе международного разделения труда, по сути, почти тождественна экспортной политике. В значительной мере то же самое справедливо и для валютно-финансовой области, поскольку вывоз товаров топливной группы является основным источником валютных поступлений и, следовательно, главным инструментом регулирования внешних финансовых расчетов. Причем с данных точек зрения ситуация принципиально не изменится от того, будут ли предметами экспорта первичные энергоресурсы или вторичные энергоносители.

Японские фирмы, ведущие производственную деятельность в этих странах, часто испытывают трудности в связи с тем, что местный персонал не умеет быстро реагировать на частые смены программ и переналадку оборудования. Столкнувшись с этим не раз и не два, японские предприниматели начинают думать, что лучше было бы выпускать соответствующую продукцию "в Японии даже при более высоких издержках на заработную плату. Оснований к этому становится все больше по мере того, как в Японии получают широкое распространение станки с числовым программным управлением, промышленные роботы, гибкие производственные системы — виды оборудования, которые приспособлены для быстрой переналадки. Применение этих видов оборудования и систем машин поставило «новые индустриальные страны» в условия жестокой конкуренции, которая приводит к тому, что японские фирмы все реже открывают предприятия в этих странах, а иногда даже закрывают действующие фабрики и заводы. Эта тенденция нежелательна с точки зрения развития международного разделения труда.

Задачи курса «Мировая экономика» дать студентам знания о сущности международного разделения труда и современных тенденциях его развития, о причинах международной торговли, о протекционизме во внешней торговле и его методах. Об основах международных валютно-расчетных отношений, о международном движении капиталов и рабочей силы, о причинах возникновения, целях и результатах деятельности международных экономических организаций, о месте и роли России в мировой экономике.

В результате обучения студент должен знать: сущность и современные тенденции развития международного разделения труда, выгода международной торговли товарами R услугами; методы протекционизма во внешней торговле; основы международных валютных отношений, структуру платежного баланса страны; причины и формы международного движения капиталов и рабочей силы; сущность и формы международной экономической интеграции причины возникновения, цели

Как указывается в «Основных принципах международного разделения труда», принятых Совещанием представителей коммунистических и рабочих партий стран — участниц СЭВ, дальнейшее совершенствование международного социалистического разделения труда на основе координации планов предполагает ускоренное развитие таких прогрессивных его форм, как специализация и кооперирование производства в рамках социалистического лагеря. Междугосударственная специализация означает концентрацию производства однородной продукции в одной или нескольких социалистических странах для удовлетворения потребностей заинтересованных стран.

стремление богатых нефтью развивающихся государств— членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) занять достойное место в системе международного разделения труда, в их отношениях с другими развивающимися странами;

Совершенствование планирования внешней торговли и внешнеэкономических связей. Известно, что процесс интенсификации и повышения эффективности общественного производства тесно связан с использованием передового зарубежного опыта и выгоды от международного разделения труда. Особенно это относится к странам социалистического содружества, в которых сам характер общественного строя объективно открывает широкий простор для всех форм экономического и научно-технического сотрудничества, причем год от года эти формы становятся более разнообразными, а само сотрудничество — более тесным и разносторонним. Как отмечалось на XXVI съезде КПСС, «интеграция набирает темпы. Практически во всех отраслях экономики, науки и техники заметны плоды специализации производства. Уже заключено около 120 многосторонних и свыше тысячи двусторонних соглашений на этот счет» '.

В третьем разделе даются основные концепции и варианты перспективного развития и размещения отрасли. В схемах разрабатывается несколько концепций, существенно отличающихся решением важнейших проблем (коренное изменение производственной структуры, углубление международного разделения труда, ускорение развития отдельных, например восточных, районов страны и т. д.). В соответствии с принятой концепцией разрабатываются варианты развития и размещения отрасли, отражающие пути и средства достижения поставленных целей (различная технология производства, виды сырья; ориентация на сырьевую базу, районы производства и обусловленные этим транспортно-экономические связи). По всем предприятиям, включенным в расчеты, определяются объемы и технология производства, единовременные и текущие затраты.

Одной из важнейших характеристик современного этапа развития мирового хозяйства является интернационализация производства на основе международного разделения труда. Единый производственный процесс расчленяется на относительно самостоятельные, обособленные друг от друга фазы, концентрируясь по отдельным стадиям производства на определенной территории, в отдельных странах. Одновременно данный процесс представляет собой объединение обособившихся производств и территориально-производственных комплексов, установление взаимодействия между странами, участвующими в международном разделении труда. Предпосыл-

кой международного разделения труда является необходимость повышения производительности и эффективности процесса труда, снижение совокупных издержек.


Максимально эффективного Меняющейся обстановке Менеджеры организации Менеджеры располагают Менеджерами предприятия Менеджера заключается Менеджеров подразделений Менеджеров руководителей Менеджеров занимающихся Менеджмента маркетинг Менеджмента организация Максимально допустимой Менеджмента программы вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика