Межличностные отношения



Выше речь шла главным образом об экономических конфликтах - индивидуальных или коллективных. Но закономерно поинтересоваться, как часто случаются эмоциональные, межличностные конфликты. Почти наверняка бывает и такое, но смело можно поручиться, что реже, чем в других странах. Стоит припомнить, что в конце прошлого века указом императора Мэйдзи в Японии было-введено всеобщее образоване и, причем предусмотрено было, чтобы в школах для простого народа преподавали три предмета - арифметику, родной язык

вступают по желанию. Др. имеют обязательный характер (появившись на свет, мы не выбираем семью, этническую Г. или нацию); рабочие Г. могут быть формальными и неформальными. Формальные Г. характеризуются организованной структурой. Сои. отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой, культурой. В неформальной Г. существуют личные соц. отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей — результат взаимодействия внутри Г.; всегда трудно воздействовать на нормы Г. Это легче делать изнутри и очень трудно выполнять извне, если только человек, который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием и уважением Г.; все Г. оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам Г. (нормы поведения, речь, производительность, отношение к руководству, производству, сверхурочной работе и т.п.). Г. в целом порождают меньше идей, чем отдельные члены Г., однако Г. дает лучшие идеи: с лучшей проработкой, со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за них; Г. (как это ни странно) принимают более рисковые решения, чем отдельные члены Г. По всей видимости, развивается определенный тип "группового мышления", при котором Г. ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как явление смещения риска; конфликт между Г. и внутри Г. вполне естественное явление (мы и они, те, кто в Г. и вне Г.). Могут быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлежности, межгрупповые, соц. Последствия конфликтов — образование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор "козла отпущения", организационные изменения в группе, появление или смена руководителя, распад Г. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА - процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшают напряжение каждого из них в данной ситуации и приводит их к взаимному удовлетворению. Этот процесс объясняет: а) принадлежность к группе, привлекательность группы и членства в группе; б) образование стихийных, или неформальных, групп; в) появление ролей в группе (душа команды, генератор идей и т.д.).

Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Об этом также должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера, темпераменту и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порождают порой противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят столь

Не меньше конфликтов возникает и при отсутствии очевидных предметов для спора. К этой группе относятся межличностные конфликты, проистекающие из психологических проблем оппонентов. Подобные конфликты рассматриваются психотерапевтическими концепциями, в частности психоанализом. Так, 3. Фрейд считал одним из внутренних движителей конфликта механизм проекции, когда человек интерпретирует поведение другого как продолжение собственных черт и видит в нем конкурента. С позиций индивидуальной психологии А. Адлера врожденное стремление человека к личностному превосходству над другими также ведет к непрерывным конфликтам. Социальные психологи усматривают в конфликтном взаимодействии групп последствия тех процессов интеграции, которые разворачиваются внутри каждой из них.

12. Конфликты между коллективами и межличностные конфликты обыч-

^ межличностные конфликты;

21.3. Межличностные конфликты 461

213. Межличностные конфликты

Моббинг Помимо межличностных конфликтов из-за различия бытовых интересов сотрудников (а развитие общества, совершенствование организационной структуры фирмы и рост благосостояния сотрудников снижает их вероятность — конфликты по поводу распределения заказов, талонов на товары, очереди на холодильник или квартиру, кажется, ушли в прошлое) в организации возможны межличностные конфликты другого типа.

Как правило, межличностные конфликты такого типа распространены среди сотрудников одного уровня, но он присутствует и в отношениях руководства с подчиненными. Не редки ситуации, когда подчиненные и руководство вместе подвергаются или сами участвуют в моббинге. Однако случаи преследований руководителя со стороны подчиненных статистически крайне редки.

Межличностные конфликты непрофессиональной направленности и моббинг приносят двойной вред. Все их участники не могут полностью посвятить себя работе. К тому же это приводит к психологическим проблемам. Люди, ставшие жертвами моббинга, часто меняют рабочее место: либо они уходят после испытательного срока, либо через несколько месяцев, год. Фирме приходится постоянно искать новых сотрудников.


Не стоит думать, что у японцев всегда непроницаемые лица "игроков в покер", строго взятые под контроль эмоции и именно эти природные или воспитанные из поколения в поколение качества все решают. Несомненно, свой вклад в межличностные отношения внесла и длительная ориентация на "пожизненный найм", что значило работу не только у одного нанимателя, но и практически в одной человеческой среде с большим значением личной репутации, личных контактов. Опросы показывают, что большинство японцев ценит хорошие отношения с коллегами даже выше, чем с родственниками. В Японии издавна говорят, что близкий сосед важнее дальнего родственника. Сейчас это древнее поучение приобрело своеобразное преломление и в деловой жизни современного предприятия.

На промежуточных продавцов оказывают влияние те же факторы, что представлены на рис. 41: окружающая обстановка, особенности организации, межличностные отношения и индивидуальные особенности личности. В отношении новых товаров промежуточные продавцы придерживаются в целом того же процесса закупки, что и покупатели товаров промышленного назначения. Что касается стандартных товаров, то по мере истощения запаса на них просто выдают очередной повторный заказ. Заказы выдаются одним и тем же поставщикам, до тех пор пока промежуточного продавца удовлетворяют их условия, товары и услуги.

КОММУНИКАЦИЯ. Способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее Смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми — будь это друзья, члены семьи или коллеги — в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

Теперь, когда мы представляем себе элементы, предопределяющие успех организации, мы готовы проанализировать функции, которые руководство должно выполнять, чтобы иметь возможность эффективно формулировать цели и достигать их. Мы начнем с вопросов коммуникаций и принятия решений. Как отмечалось при анализе процесса управления, коммуникации и принятие решений относятся к связующим процессам, поскольку связывают функции планирования, организации, мотивации и контроля. В некотором смысле, менеджер в процессе управления занимается тем, что планирует решения, стимулирует выполнение решений и т.д. Мы рассмотрим эти процессы совместно, поскольку принятие решений и коммуникации тесно взаимозависимы. Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налажи вании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребно стью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать и\ обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранят! атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководи тель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больш< времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.

Межличностные отношения с начальниками, коллега- Высокая степень ответственности ми и подчиненными

10. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника), всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой; Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов — таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.

Защитный комплекс личности в группе. Конфликтность в группе. Межличностные отношения в группе. Влияние группы на личность. Межгрупповые конфликты в организации;

В дом к японцам сегодня приходят персональные компьютеры, факсимильные аппараты, печатающие устройства, обучающая техника и т. п. Домашнее хозяйство как бы возвращает себе некогда утраченные функции: оно вновь становится производственной ячейкой общества. Правда, на новой основе. Японская семья, не выходя из дома, сможет теперь принять участие в процессе производства, она имеет возможность «наглядно» пообщаться с официальными властями, руководителями предприятий и даже «поприсутствовать» на собрании, конференции, митинге. Это означает начало нового этапа в развитии современного японского общества, охватывающего общий уклад, морально-этические устои, межличностные отношения. Наиболее ощутимые сдвиги компьютеризация привносит в систему образования и семейного воспитания.

Гигиенические факторы, считает Герцберг, удерживают работника от разочарования в труде и, следовательно, препятствуют его психологическому расстройству. Отсюда их название — «гигиенические». К этим факторам относятся: 1) стиль руководства, 2) управленческая доктрина компании, 3) заработная плата, 4) условия труда, 5) межличностные отношения, 6) социаль-

рой и продвижением кадров; мотивация, организация труда и обеспечение безопасности деятельности персонала; управление нововведениями в кадровой работе, создание нормальной психологической обстановки в коллективе и т.п. КАДРОВАЯ РЕФОРМА — крупномасштабное кадровое нововведение, направленное на кардинальное изменение (обновление) кадрового потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития соц.-экон. систем и структур. Потребность в К.р. может появиться в результате резкого изменения технологии производства и продукции, изменений внешней среды (действия конкурентов, решения правительственных органов, развитие научно-технического прогресса). Для определения ее необходимости требуется постоянный сбор и анализ информации. К.р. всегда характеризуется наличием объективных и субъективных предпосылок. Объективные предпосылки К.р. связаны: с качественным изменением политических, соц.-экон. и технико-технологических условий и потребностей развития общества, региона, организации; с наличием необходимых ресурсов для реформы. Субъективные предпосылки К.р. связаны: с устойчивой неспособностью действующей кадровой системы (самих кадров и управления кадрами) решать качественно новые задачи реформирования и развития общественных, производственно-хозяйственных и др. систем; с наличием субъективных позитивных предпосылок осуществления кадровой реформы (наличием отдельных лиц и групп, способных осуществить реформу); с пониманием основной массы кадров необходимости ее осуществления. К.р. предполагает разработку соответствующих стратегических и тактических целей, приоритетов, плана реформы (мероприятия, этапы, результаты, определение состава исполнителей, необходимых ресурсов), ее нормативно-методического и мотиваци-онного обеспечения. Критериями оценки К.р. на разных фазах ее реализации будут следующие: уровень финансовых затрат и уровень отдачи на вложенный капитал; степень риска и неопределенности; скорость распространения информации о нововведениях реформы; соответствие реформы существующим нормам и ценностям; возможность реализации реформы по частям и возврата к прежней практике; влияние реформы на межличностные отношения. К этапам К.р. мож-


Менеджерам предприятия Менеджеров организации Менеджеров предприятия Максимально допустимым Менеджеру приходится Менеджмента необходимо Менеджмента относятся Менеджмента предполагает Менеджмента управление Менеджмент финансовый Менеджмент управление Мерительного инструмента Мероприятий намеченных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика