Межличностными отношениями



ФАКТОРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. В состав закупочного центра обычно входят несколько человек разного статуса, с разными полномочиями, разным умением поставить себя на место другого, разным умением убеждать. Продавцам товаров промышленного назначения вряд ли доведется узнать о динамике их группового поведения в процессе принятия решения о закупках, хотя любая информация, которую удастся получить о членах закупочного центра и межличностных отношениях этих людей, будет полезной.

Описывая работу менеджера в гл. 1, мы ссылались на исследования, согласно которым руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации . Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом.

Вместе с тем практика комплектования прослойки менеджеров ,в Японии во многом обусловлена особенностями национального характера, в котором, как указывалось, психологии группизма принадлежит одна из главных ролей. Японцы болезненно переносят изменения в межличностных отношениях, что чаще всего имеет место при введении в ту или иную группу человека со стороны, и тянутся к тем, с кем их так или иначе объединяет общность судьбы. Не случайно и в менеджерских кругах встречаются так называемые «кланы», в частности «гакубацу», т. е. «кланы» выпускников какого-нибудь одного университета.

Совершенствоваться ему поможет также специфически японская форма шефства — опека со стороны умудренных опытом управляющих. Суть шефства в японской фирме состоит в том, что к каждому молодому менеджеру приставляется опекун (по американской терминологии, «крестный отец»). Он обычно выбирается из авторитетных руководителей, находящихся в пенсионном возрасте, но продолжающих трудовую деятельность. «Крестным отцом» не может быть непосредственный начальник или кто-либо из менеджеров, работающих в подразделении вместе с опекаемым. «Крестный отец» — фигура объективная, действующая как бы извне. Он знакомит своего «крестника» с тонкостями функционирования фирмы, помогает ему ориентироваться в управленческой иерархии, подсказывает, какую линию избирать в межличностных отношениях. Сфера деятельности «крестного отца» беспредельна: она охватывает и производственное и внепроизводственное существование подопечного.

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ — психологическое состояние индивида, проявляющееся в неадекватной пассивности личности, в снижении эмпатии (постижения эмоционального состояния др. человека), отсутствии гибкости в межличностных отношениях.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ - объективно существующие, существенные связи явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающих значительный отпечаток на его характер. Основная закономерность межличностных отношений — закономерность неопределенности отклика или, др. словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий в их личностных особенностях, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностях передачи воздействия. К З.м.о. следует также отнести закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки. Ни один человек не может постичь др. человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя. Важное значение в межличностных отношениях имеет закономерность искажения смысла информации. Она действует объективно и тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и на выходе любого процесса. Закономерность, действие которой в межличностных отношениях очень существенно — закономерность психологической самозащиты. По отношению к др. людям мы ставим на первое место, как правило, их внешнюю физ. безопасность, пренебрегая их психологической безопасностью. С др. стороны, сам человек придает очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее. Ведущим мотивом соц. поведения является сохранение личного статуса, собственного достоинства человека.

или психических отклонений, и личност-но ориентированную П., которая ставит задачу содействовать пациенту в изменении его отношений к соц. окружению и собственной личности. При осуществлении клинической П. используют гипноз, аутогенную тренировку, внушение и самовнушение. При реализации личностно ориентированной П. (индивидуальной или групповой) широко используют различные варианты анализа конфликтных ситуаций, переживаний пациента в этих ситуациях. В индивидуальной П. решающим фактором эффективности воздействия является психотерапевтический контакт врача и пациента, основанный на взаимном уважении и доверии, способности врача к сопереживанию. Широко используют трудотерапию, групповую П., семейную П., способствующие повышению компетенции пациента в межличностных отношениях, саморегуляции и самопознании.

лениям. С. проявляется в приветливости, доброжелательности, восхищении и побуждает к общению, оказанию внимания, помощи. Обычно возникает на основе общих взглядов, интересов, ценностей, внешней привлекательности, манеры поведения, черт характера и др. В своей динамике С. может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо в прочную привязанность, а может закончится охлаждением, разочарованием, перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях С. один из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта. СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (САОИ) СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ — человекомашинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации с использованием современных средств вычислительной техники и связи, а также применение экон.-математических методов в процессе решения основных задач управления персоналом. Основным принципом построения, применения и совершенствования САОИ с.у.п. является принцип системного подхода к проектированию, а также принципы новых задач, непрерывного развития системы, единства информационной базы, комплектности, надежности, согласованности пропускных способностей различных звеньев системы. Использование перечисленных выше принципов позволяет разработать органи-зационно-информационную модель САОИ с.у.п. организации и укрупненную схему функционирования системы (приводятся ниже). САОИ с.у.п. может быть использована для обработки данных в режиме диалога, что позволяет проводить обработку данных в реальном масштабе времени с контролем пользователем хода вычислений. Пользователь может устранить возможные ошибки и принять своевременные управленческие решения. Диалоговый режим (в случае размещения соответствующих технических устройств на рабочих местах работников службы управления персоналом) позволяет отказаться от составления первичных документов вручную и обеспечивает работникам службы управления персоналом: сокращение количества первичных документов, заполняемых вручную; сокращение количества ошибок при вводе первичной информации в ЭВМ, т.к. появляется возможность визуального и машинного контро-

• отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;

Выделяются три важные характеристики пространственного расположения индивида, от которых зависят взаимоотношения между человеком и группой. Во-первых, это наличие постоянного или определенного места или территории. Человек знает: это мой стол, это мой станок, это мое рабочее место. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях, а также значительно понижает удовлетворенность работой. Во-вторых, это личное пространство, т.е. то пространство, в котором находится тело только данного человека. Пространственная

Закупочный центр обычно включает в себя несколько человек с различными интересами, полномочиями, статусом, умением поставить себя на место клиента и умением убеждать. Продавцам товаров промышленного назначения вряд ли удастся получить информацию о динамике поведения закупочного центра во время принятия решения о покупке. Однако любые сведения, которые он сможет получить о его членах и сложившихся межличностных отношениях, будут полезны. Особенно ценной оказывается информация об отношениях покупателя с торговыми представителями других компаний.


1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

Крайне важно отметить при этом, что сама процедура мотивирования пропитана разнообразными неформальными межличностными отношениями. В силу )яда особенностей национального характера отношения нежду двумя японцами неизменно переходят в неформальное русло. Это имеет место в системе и внутрифирменных и межфирменных отношений (отношения <1ежду производителями и потребителями, заказчиками подрядчиками и т. д.). Прежде чем организовать :акое-нибудь совместное дело, японцы устанавливают о своими партнерами неформальные, нередко довери-ельные отношения. Такие отношения, считают япон-кие социологи, способны устранить нежелательные оследствия любых возможных неурядиц. В связи с гим среди управленцев получило распространение вы-ажение: «Если между дантистом и пациентом возни-ают доверительные отношения, последний легче пере-осит все зубоврачебные экзекуции».

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30- 50-е годы, основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.

Однако когда оцениваются успехи или неудачи любого предприятия, во внимание принимаются в первую очередь масштабы развернутой хозяйственной деятельности и величина извлекаемой прибыли, а мотив его создания зачастую не учитывается. А ведь хозяйствующий субъект представляет собой не только формальную структуру, но и сообщество людей с их интересами и потребностями, межличностными отношениями.

организации межличностными отношениями, которая проявляется,

При описании организационной структуры большое значение имеет фиксирование формальных каналов коммуникаций, которые представляют интерес для рационального распределения функций и обязанностей в ходе подготовки и принятия решений. Управленческая диагностика изучает также неформальную структуру организации. Выяснение здесь ключевых моментов ведется посредством наблюдения за групповыми и межличностными отношениями и их изменениями, проведения серий интервью, что дает возможность определить морально психологический климат в организации.

• Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

В трудовом коллективе отношения между его членами обусловлены двумя факторами: производственной деятельностью (она определяет формальные отношения) и межличностными отношениями (которые определяют неформальные отношения). Состояние неформальных межличностных отношений в трудовом коллективе называют социально-психологическим климатом, который характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива.

Трудовой коллектив представляет собой, как уже говорилось ранее, специфическое социально-психологическое образование, характеризующееся межличностными отношениями, которые проявляются в виде групповой активности. Эти межличностные отношения опосредованы целями и задачами, стоящими перед подразделением.

Чтобы успешно управлять межличностными отношениями трудового коллектива, необходимо знать уровень его Цое. который определяют по методике Вайсмана. Суть ее заключается в следующем: членам коллектива предъявляется набор качеств личности. Каждый должен выбрать из него пять таких, которые считает наиболее ценными для успешной совместной деятельности. При этом в опросник включают качества, которые учитывают профессиональную направленность изучаемого коллектива.

4) недостатки, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива (нарушения служебной этики, различия в коллективных и индивидуальных мнениях, мотивах, ценностях, средствах достижения целей и т.п.).


Менеджера заключается Менеджеров подразделений Менеджеров руководителей Менеджеров занимающихся Менеджмента маркетинг Менеджмента организация Максимально допустимой Менеджмента программы Менеджменту необходимо Менеджмент предприятия Максимально допустимого Мероприятий маркетинга Мероприятий объединенных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика