Менеджеров предприятия



Двадцатилетнюю историю успеха Джека Вэлча - руководителя General Electric - можно отнести к показательным. Вэлч руководствовался принципом, согласно которому нет предела творческим способностям человека. Вэлч провозглашал: «Поток идей, порождаемых человеческим духом, абсолютно ничем не ограничен. Остается сделать очень немногое: окунуться в этот кладезь. Мне не нравится слово «эффективность». Я использую понятие «творчество». Это вера в ценность каждого человека». О святой вере Вэлча в инновации свидетельствуют его постоянные усилия по внедрению концепции «безграничной» организации. Ему нравится собирать неотфильтрованную информацию во время общения с сотрудниками на разных предприятиях. Он бросает вызов и допрашивает высших менеджеров предприятий, поддерживает развитие производственных показателей любых предприятий, где бы они ни находились, лично в качестве консультанта участвует в управлении реализацией программ развития General Electric, лично убеждается в том, что информация об успехах и провалах фирмы открыта и доводится до всех, обеспечивает обратную связь с рабочими, предлагая им писать ему записки от руки или отправлять их по факсу.

Подготовка финансовых менеджеров предприятий и финансово-кредитных организаций — важный практический аспект изучения данной дисциплины. На фоне перемен в экономике деятельность финансо-

уровень филиалов. Но руководство филиалов тоже порой вносит свои собственные идеи, как правило, новые, более рискованные, которых никто не ожидает от менеджеров предприятий, такие, например, как производство нового продукта. Перечни инвестиционных расходов, предоставляемые филиалами, направляются бухгалтеру-контролеру компании, который сокращает их и сводит в единый плановый бюджет компании. В очень крупных многопрофильных фирмах может быть несколько промежуточных стадий рассмотрения бюджетных предложений.

Настоящее издание — оригинальное учебное пособие индивидуального пользования. Оно предназначено для закрепления теоретических знаний студентов путем решения задач и проблемных заданий, основанных на практических ситуациях. Кроме задач практикум содержит рекомендации по их решению, где можно почерпнуть сведения о формировании дохода, прибыли, исчислении налога на прибыль по новому закону, а также советы по решению типичных практических задач. Практикум может быть полезен также для экономистов и менеджеров предприятий и организаций.

1 По нашим опросам руководителей и менеджеров предприятий, проведенным в конце 2000 г., на 47% российских фирм одним из основных стимулов производственных нововведений остается «страсть руководства к изобретательству и новизне».

Всем формам вознаграждения для менеджеров предприятий присуща одна общая черта: они должны быть по своей структуре понятными, так как хороших результатов в работе можно ожидать от менеджеров только в том случае, если они чувствуют справедливое отношение к себе и считают, что их труд оплачивается справедливо.

Трудности установления исследовательских связей научных парков с университетами подтверждаются сведениями, полученными из интервью, взятых у менеджеров предприятий парка. Перемещенные в парк малые фирмы, не имевшие ранее контактов с местными высшими учебными заведениями, находят, что им очень трудно "выуживать" необходимые знания и находить поддержку для проведения НИОКР. По мнению фирм парка, иногда почерпнутые научные знания слишком общи для их нужд, иногда - слишком далеки от текущей инженерной практики, чтобы их можно было использовать. Практика инноваций показывает, что для решения своих проблем предприятия нуждаются в очень конкретных знаниях. Соответственно фундаментальные исследования могут рассматриваться как полезное создание банка данных, который является необходимым, но не достаточным условием инноваций. Стоимость усвоения знаний и технологий, пришедших на предприятие извне в общем очень высока, поэтому фирмы осуществляют инновации в основном в тех сферах, которые они уже изучили в ходе работы, что облегчает принятие новой информации.

В целом итоги бесед показывают, что мнения консультантов и финансовых менеджеров предприятий совпадают почти во всем. И это немного утешает. Логика и стратегия финансового планирования еще не всегда понятны нашим менеджерам. Главные финансовые цели, которые видят перед собой руководители предприятий, не всегда позволяют добиться реального улучшения финансового положения. Например, ни один из участников не назвал среди основных целей рост капитализации фирмы. Поэтому предприятия не ощущают необходимости составлять расчетный баланс. Он им не нужен. Но одновременно финансовые менеджеры лишают себя важного инструмента по контролю за многими финансовыми показателями (финансовыми коэффициентами), которые нельзя рассчитать, если нет трех основных бюджетов на предприятии. Не говоря уже об оценке своей инвестиционной привлекательности. Очень важно не бояться зарубежного опыта и канонов науки управления, делать все не так, как хочется, как умеем или как лучше (иначе будет как всегда), а исключительно так, как надо.

уровень филиалов. Но руководство филиалов тоже порой вносит свои собственные идеи, как правило, новые, более рискованные, которых никто не ожидает от менеджеров предприятий, такие, например, как производство нового продукта. Перечни инвестиционных расходов, предоставляемые филиалами, направляются бухгалтеру-контролеру компании, который сокращает их и сводит в единый плановый бюджет компании. В очень крупных многопрофильных фирмах может быть несколько промежуточных стадий рассмотрения бюджетных предложений.

* Индекс делового оптимизма менеджеров предприятий из сферы услуг;

менеджеров предприятий. Как указывалось выше, в российской экономике


• полезность. Информация должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия;

В системе оперативного управленческого учета, использующего нормативные затраты, достигаются традиционные цели учета и определения дохода. Одновременно удовлетворяются разнообразные потребности отдельных менеджеров предприятия. Обеспечивается это путем организации файлов данных в соответствии с системой их классификации. Данные подвергаются перекрестной классификации, чтобы удовлетворить практически все потребности, связанные с принятием решений и регулированием деятельности.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров предприятия. Напомним, что модель взаимоотношений «принципал — агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта теория объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока.

Этот коэффициент показывает долю валовой прибыли, валовой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является одним из наиболее важных аналитических показателей для менеджеров предприятия. Он позволяет определить величину, которая остается после вычета себестоимости проданной продукции — переменных издер-

Наиболее распространенным методом управления движением денежных средств, в том числе и для налоговых целей, считается дисконтирование движения средств по всем направлениям платежей. Погашение налоговых обязательств — это мощный поток денежных средств, непосредственно определяемый финансовым состоянием фирмы. Поэтому управление денежным потоком в целом является первостепенной задачей всех менеджеров предприятия. Термин «денежный поток» широко используется и обозначает все денежные средства, поступающие в распоряжение руководства и доступные в течение определенного периода времени. Концепция скорости потока денежных средств, т. е. скорости, с которой денежные ресурсы становятся доступными, является существенным фактором при любой текущей и ожидаемой финансовой стабильности предприятия. Это особенно важно для снятия обостряющихся проблем неплатежей в стране. Анализ результатов управления денежными потоками в истекшем отчетном периоде позволяет ориентироваться при выборе учетной политики. Разумеется, это специфические национальные проблемы переходного периода. Однако это не значит, что они не поддаются управлению.

Выкуп управляющими обычно осуществляет команда менеджеров предприятия, которая может включать служащих, организации, обеспечивающие большую часть акционерно-

Предпринимавшиеся в начале 90-х годов попытки выйти с этой продукцией на международный рынок были неудачными и после ознакомительной поездки менеджеров предприятия в Германию были оставлены совсем. По их словам: «У нас нет никаких шансов пробиться туда (за границу. — Прим. автора). У нас нет необходимого оборудования, металла, упаковки, в то время как наш внутренний рынок такой огромный, что его нужно осваивать и осваивать».

Взаимоотношения предпринимателя-менеджера и менеджеров предприятия также должны строиться на основе контракта (рис. 1.1).

6. формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения инвестиционного контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах (рис. 2.19.).

1. Каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и инвестиционных менеджеров предприятия?

2. Установление предельно допустимого уровня рисков по отдельным операциям, связанных с реализацией инвестиционного проекта. Такой уровень устанавливается в разрезе отдельных видов операций с учетом соответствующего менталитета руководителей и инвестиционных менеджеров предприятия (их приверженности к осуществлению консервативной, умеренной или агрессивной инвестиционной политики).


Мероприятий маркетинга Мероприятий объединенных Мероприятий относятся Мероприятий предусмотренных Мероприятий рассчитанных Мероприятий технического Мероприятия изменение Мероприятия необходимо Мероприятия проведение Месячного заработка Максимально приближенной Месторождений расположенных Месторождения разрабатываются вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика