|
Министерств объединений
и расчетному доходу; производят отчисления ; министерству (ведомству, ГПО) на образование централизованного фонда развития производства, науки и техники и резерва по нормативу, установленному к расчетному доходу.
отчисления министерству (ведомству, ГПО) на образование централизованного фонда и резервов по нормативу, установленному к расчетной прибыли.
Лимиты (прирост) численности рабочих и служащих объединениями и предприятиями определяют на основе показателей по росту производительности труда и согласовывают с территориальными плановыми органами на стадии разработки пятилетних и годовых планов. При утверждении экономических нормативов объединениям, предприятиям и организациям должно быть обеспечено соответствие между размерами отчислений от прибыли в государственный бюджет, фонда заработной платы, фондов экономического стимулирования по объединениям, предприятиям и организациям и их размерами по министерству, ведомству в целом.
в соответствии с производственной необходимостью и в пределах этого фонда, утвержденного по министерству (ведомству) в целом. Норматив фонда заработной платы руководящих, инженерно-технических работников и служащих также утверждает предприятию (объединению) министерство (ведомство). В пределах фонда заработной платы, определенного по этому нормативу, предприятие может самостоятельно с учетом специфики производства устанавливать норматив фонда заработной платы инженерно-технических работников и служащих по подразделениям. При этом предприятие обязано обеспечивать относительное сокращение доли средств, направляемых на содержание управленческого персонала.
Основной формой государственного планирования капитального строительства является пятилетний план с распределением заданий по годам. В нем определяются важнейшие направления капитального строительства и производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажных организаций в соответствии с государственным планом развития народного хозяйства СССР. Пятилетний план разрабатывается и утверждается по каждому министерству (ведомству) СССР, союзной республике, объединению, предприятию, стройке.
Утвержденные титульные списки строек являются неизменным плановым документом на весь период строительства, обязательным для заказчиков, подрядчиков, плановых, финансовых, банковских и снабженческих органов, поставщиков оборудования и конструкций. Изменения в показатели титульных списков могут вноситься только при пересмотре проектов в связи с применением более совершенного оборудования и прогрессивной технологии. В этих случаях уточнение сметной стоимости и капитальных вложений допускается в пределах лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ, установленных на соответствующий год министерству (ведомству) СССР, Совету Министров союзной республики.
Разработка проектов планов начинается в проектных и изыскательских организациях, подготавливающих предложения по развитию материально-технической базы своей организации исходя из максимальною использования имеющихся основных фондов. Проекты этих планов направляются в вышестоящие организации, которые рассматривают их и представляют соответствующим министерствам (ведомствам) СССР и Советам Министров союзных республик. Они составляют проекты планов по министерству (ведомству) СССР и союзной республике и представляют их в Госплан СССР для утверждения.
где А° — объем товарной строительной продукции, выполняемый собственными силами; Л^б — объем товарной строительной продукции; А — объем строительно-монтажных работ, выполненных на 1 января по генеральным и прямым договорам, а также субподрядными организациями и сданных заказчикам; АС— объем товарной продукции по комплексам работ, выполняемым одними организациями по субподрядным договорам для других организаций, подведомственных одной и той же вышестоящей организации среднего звена управления, не вводимых в эксплуатацию в плановом периоде предприятиях, очередях, комплексах и объектах с начала их строительства; Л™— то же, организациями, подведомственными одному и тому же министерству (ведомству) или Совету Министров союзной республики; Ас — то же, организациями, подведомственными другим министерствам (ведомствам) СССР и Советам Министров союзных республик; Л°— объем товарной строительной продукции по комплексам работ, выполненных в порядке внутреннего субподряда;
где Л" — объем товарной продукции, выполненный собственными силами организаций министерства (ведомства) СССР или Совета Министров союзной республики; Л?6 — общий объем товарной строительной продукции, выполненный министерствами (ведомствами) СССР или Советом Министров союзной республики; Лсм — объем товарной строительной продукции по комплексам работ в плановом периоде по субподрядным договорам одними организациями для других организаций, подведомственных соответствующему министерству (ведомству) или Совету Министров союзной республики.
На третьей стадии в соответствии с контрольными цифрами промышленные и производственные объединения и предприятия разрабатывают проекты своих перспективных планов. Проекты планов широко обсуждаются коллективами предприятий и затем представляются в вышестоящие органы. Министерства, ведомства и союзные республики рассматривают проекты планов, представленных подведомственными промышленными и производственными объединениями и предприятиями, и составляют проект сводного перспективного плана в целом по министерству, ведомству или союзной республике, который представляется в Госплан СССР. Госплан СССР проверяет соответствие проектов перспективных планов развития народного хозяйства союзных республик, министерств и ведомств СССР утвержденным контрольным цифрам, осуществляет координацию и взаимную увязку этих планов, составляет проект перспективного плана развития народного плана в целом по стране и представляет его в Совет Министров СССР. После рассмотрения и одобрения ЦК КПСС и Совета Министров СССР и утверждения Верховным Советом СССР план приобретает силу закона.
Предусмотрено упразднение главных производственных (отраслевых) управлений министерств (ведомств). Создаваемые взамен всесоюзные промышленные объединения подчиняются министерству (ведомству) СССР, а республиканские промышленные объединения — союзно-республиканскому или республиканскому министерству (ведомству) союзной республики. В отдельных случаях республиканское объединение может быть подчинено Совету Министров союзной республики. Система нормативов ориентирует предприятия и объединения на повышение эффективности производства и качество работы, выполнение плана поставок продукции по номенклатуре и в сроки, соответствующие договорам. Нормативы образования фондов поощрения министерств, объединений и предприятий рассчитываются на основе показателей роста производительности труда, удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции, общей суммы прибыли и устанавливаются в процентах к расчетной прибыли. С учетом особенностей отдельных отраслей промышленности нормативы образования фонда матери-246
В местах концентрации одноименных предприятий создаются местные органы управления ими в виде республиканских министерств, объединений, управлений. В настоящее время повышена роль районных Советов депутатов трудящихся в осуществлении задачи государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Районный Совет депутатов трудящихся рассматривает проекты планов предприятий, расположенных на территории района, в части, касающейся развития жилищного и коммунального хозяйства, строительства дорог, объектов социально-культурного и бытового назначения. При необходимости вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы, утверждает по этим вопросам сводные плановые показатели с включением их в план развития районного хозяйства и социально-культурного строительства района.
Разрабатывая основные направления плана ГОЭЛРО, Б. И. Ленин особо подчеркивал важность связи планирования с научно-техническим прогрессом, необходимость иметь «... широкие планы не из фантазии взятые, а подкрепленные техникой, подготовленные наукой...»1. В системе принятых постановлением мер по совершенствованию планирования эта проблема занимает ведущее место. Глубокий смысл имеет опора перспективного планирования на долгосрочный научно-технический прогноз, который предусмотрено разрабатывать на 20 лет (по пятилетиям). В пятилетние планы министерств, объединений и предприятий будут включаться задания по выполнению научно-технических программ, показатели технического уровня производства и важнейшей продукции. В годовых планах объединений и предприятий, кроме того, будут предусматриваться задания по внедрению передового опыта в области технологии, научной организации труда, производства и управления.
Система нормативов ориентирует предприятия и объединения на повышение эффективности производства и качества работы, выполнение плана поставок продукции по номенклатуре и в сроки, соответствующие договорам. Нормативы образования фондов поощрения министерств, объединений и предприятий рассчитываются на основе показателей роста производительности труда, удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции, общей суммы прибыли и устанавливаются в процентах к расчетной прибыли. С учетом особенностей отдельных отраслей промышленности нормативы образования ФМП могут устанавливаться и по другим качественным показателям.
Принцип демократического централизма ярко проявляется в Централизованном построении органов управления промышленностью, в проводимых мероприятиях по расширению прав министерств, объединений, предприятий в управлении производством.
В постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» и «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов» перед министерствами, ведомствами, трудовыми коллективами в качестве важнейшей поставлена задача рационального использования производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиление режима экономии и устранение потерь в народном хозяйстве. В пятилетние планы министерств, объединений включен ряд показателей и нормативов, ориентирующих на усиление режима экономии. В их числе — лимит материальных затрат в денежном выражении на 1 руб. продукции, нормы расхода важнейших видов материалов в натуральном выражении на единицу продукции, задания по среднему снижению норм расхода.
Общая Э. э. к. в. определяется при разработке и анализе выполнения годовых, пятилетних и долгосрочных планов капитальных вложений и составлении проектов разработки и обустройства месторождений; решении отдельных технико-экономических проблем развития и размещения бурения скважин и нефтегазодобывающей промышленности. Общая Э. э. к. в. рассчитывается в масштабах отрасли, министерств, объединений и предприятий, а также в целом по рассматриваемым проблемам.
Показатель абсолютной эффективности подотраслей, министерств, объединений (предприятий) и комплексных программ развития производства определяется отношением прироста годового объема нормативной условно-чистой продукции Л'/Я (и) к капитальным вложениям, вызвавшим этот прирост:
В условиях развитого социализма экономика нашей страны достигла высокого уровня развития, что привело к объективной необходимости дальнейшего улучшения управления народным хозяйством СССР. Возросшие масштабы производства, многосторонние экономические связи и научно-технический прогресс определяют дополнительные требования к совершенствованию хозяйственного механизма. Управленческая и плановая деятельность министерств, объединений и предприятий направляется Коммунистической партией на повышение эффективности производства и качества работы Для достижения высоких конечных народнохозяйственных результатов и более полного удовлетворения растущих общественных и личных потребностей.
ственного контроля за деятельностью министерств, объединений и предприятий. Расчетные показатели не задаются вышестоящими плановыми органами, а представляют собой составную часть разрабатываемого в предприятиях техпромфинплана, являясь важным инструментом для анализа хозяйственной деятельности предприятий и для оценки эффективности принимаемых в плане решений. Среди этих показателей можно назвать себестоимость добычи и транспорта газа, себестоимость выполняемой транспортной работы, использование производственных мощностей, окупаемость капитальных вложений и т. д. Отчетные показатели — это базис для формирования директивных и расчетных показателей. С помощью отчетных показателей выявляют тенденции в хозяйственной деятельности отрасли, объединений, предприятий и их подразделений.
XXV съезд КПСС поставил задачу более умелого использования экономических стимулов и рычагов, совершенствования всей системы показателей, лежащих в основе оценки деятельности министерств, объединений и предприятий.
Многократные подтверждения Многократного повторения Максимизации ожидаемого Многомерный статистический Многоотраслевых комплексов Многостороннего агентства Многоступенчатой оптимизации Многоуровневую структуру Множества допустимых Множества отдельных Множества потребительских Множества вариантов Множественной детерминации вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|