Максимизации общественного



Обеспечение максимизации благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периоде 1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития организации в перспективе.

приятия. Напомним, что модель взаимоотношений «принципал — агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта теория объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров предприятия. Напомним, что модель взаимоотношений «принципал — агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта теория объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока.

Ясно, что в 1970-е годы подходы американских и британских организаций кардинально различались. Ценностные позиции в отношении бухгалтерского учета варьировали от идеи рьшочной максимизации благосостояния до идеи общественного договора. Попытки развития концептуальных основ бухгалтерского учета в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и IASC можно рассматривать в свете влияния американских и британских разработок. В 1991 г. был принят несколько иной, чем в 1970-е годы, подход, и ASB утвердил «Концептуальную схему подготовки и представления финансовых отчетов» (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) Комитета по внутренним стандартам (Internal Standard Committee) [8]. ASB, таким образом, при определении основы подготовки и представления финансовой отчетности отдал предпочтение принципу полезности для принятия решений перед принципами подотчетности (accountability) и отделенного от собственности управления (stewardship).

Смысл формирования портфеля состоите максимизации благосостояния акционеров путем улучшения условий инвестирования,^ е. придания инвестиционному процессу характеристик, которые не достижимы при вложении средств в ценные бумаги одного вида. Состав и структуру портфеля ставят в зависимость от целей инвесторов, его предпочтений. Оптимальным считается портфель, включающий от 10 до 15 видов ценных бумаг. Излишняя диверсификация может привести к снижению качества управления портфелем (см. гл. 12).

Наемные менеджеры (или агенты), в компетенцию которых входит принятие важных управленческих решений, обладают большим объемом информации о предприятии и далеко не всегда действуют в интересах максимизации благосостояния собственников (или принципалов). В результате возникают так называемые «агентские конфликты». Другим источником такого рода конфликтов является дифференциация интересов собственников и кредиторов.

Финансовый менеджер работает, как правило, ради максимизации благосостояния акционеров, которое выражается в максимизации цены акций, а следовательно, и цены компании. Достаточно часто встречается мнение, что целью работы компании является максимизация прибыли. Чем же отличается максимизация прибыли от максимизации благосостояния акционеров, которое определяется стоимостью акций, принадлежащих ему.

критериями. Прибыль, ожидаемая от каждого конкретного проекта, должна соответствовать цели максимизации благосостояния акционеров фирмы.

Обладая данными об ожидаемом риске*4 инвестиционного предложения (предложений) наряду с информацией об ожидаемой отдаче вложений, руководство фирмы должно оценить эту информацию и выработать решение. Поскольку решение о целесообразности принятия инвестиционного проекта зависит от рассчитанного уровня риска отдачи, из которой исходят владельцы капитала, то мы отложим вопросы измерения pncjca капиталовложений до следующей главы, где будет рассмотрен необходимый уровень коэффициента окупаемости капиталовложений. В этой главе мы лишь представим информацию, необходимую для измерения рисковых капиталовложений. В гл. 15 мы исследуем применение этой информации с целью выработки решений по вопросам размещения капитала, которые согласуются с задачей максимизации благосостояния акционеров. Мы начнем данную главу с обсуждения совокупного операционного риска фирмы. Далее мы перейдем к общему введению в проектный риск, предварительно поговорив о специфике его измерения.

Очевидно, они не смогли бы сделать это, если бы руководящие органы компании владели большей частью ее акций. Когда группа аутсайдеров предпринимает попытку поглощения компании, необходима регистрация их извещений в SEC с тем, чтобы избежать предоставления неправильной или фальшивой информации. Несмотря на то, что попытки внешних инвесторов установить контроль над компанией обычно оканчиваются неудачей, конкуренция при получении доверенностей зачастую связана с более высокой ценой акций, чем в ее отсутствие. По-видимому, брошенный вызов уже сам по себе достаточен для того, чтобы изменить ожидания инвесторов относительно того, насколько будет соответствовать работа руководства компании в будущем критерию максимизации благосостояния акционеров.

Управление валютным риском — это не только вклад менеджеров в борьбу за выживание, но и основа максимизации благосостояния акционеров. Реальная проблема заключается не в том, управляет ли компания валютным риском, а в степени управления. Она может переоценивать такое управление в попытке убедить в выживаемости компании в те периоды, когда акционеры скорее оставили бы данное предприятие в целях "самостраховки".


Со времен А. Смита моделью, с которой имеет дело экономическая наука, является модель «экономического человека» — рационального эгоиста, который стремится к максимизации собственной выгоды. При этом предполагается, что через механизм «невидимой руки» (действия объективных экономических законов) он направляется к цели достижения максимизации общественного благосостояния. Помимо данной цели этот механизм обеспечивает также общественную координацию индивидуальных целей и эффективное распределение ресурсов.

Противники перераспределения отмечают и такой парадокс в рассуждениях защитников перераспределительных процессов в экономике. Ведь при обосновании необходимости перераспределения с позиции критерия максимизации общественного благосостояния утверждалось, что этот максимум общей и личной удовлетворенности достигается при равенстве доходов2. Но если равенство доходов является наилучшим, тогда и цены, которые устанавливаются на рынке, и соответствующее этой ситуации размещение ресурсов, по логике вещей, должны быть самыми лучшими и наиболее желательными. И противники перераспределения задают законный вопрос. Зачем требовать продолжать производство товаров, не пользующихся спросом, тех товаров, на которые цена спроса ниже, чем цена предложения, к которым относится практически вся продукция высокоинтеллектуальной и художественной деятельности? А это требование имеет

Защитники же политики перераспределения не считают возможным с этим согласиться. Согласно их представлениям человек имеет право на стандарт благосостояния, т.е. на определенный уровень потребления, независимо от своего вклада. В рамках экономической теории это требование обосновывается постулатом о максимизации общественного благосостояния, и на основе закона убывающей предельной полезности выдвигается аргумент в пользу выравнивания доходов.

3 См. взгляды Дж. Милля, который обосновал принцип прогрессивного налогообложения через концепцию «равенства жертвы», а также взгляды А. Пигу, который считал введение прогрессивного налогообложения условием максимизации общественного благосостояния. Идея прогрессивного налогообложения получила такое распространение не в последнюю очередь потому, что она отражала материальные, экономические интересы малоимущих классов, которые, как отмечалось, в конце XIX в. получили доступ к активной политической деятельности посредством введения всеобщего избирательного права. .-:¦;¦¦

1 См. очерк 6. Отметим, что в рамках рассмотренных представлений, перераспределительные процессы являются как средством обеспечения высоких темпов экономического роста, так и средством максимизации общественного благосостояния. Таким образом, здесь присутствуют и этические, и экономические мотивы.

этой теории, коллективная организация подобна индивиду, имеющему свою систему ценностей или предпочтений, и развивается независимо от воли и сознания отдельных людей. Именно принятие этой теории представителями немецкой исторической школы позволило им сделать вывод, что государство — единственная инстанция принятия решений, исходящая из цели максимизации общественного благосостояния, и этим обосновывается необходимость вмешательства государства в экономические процессы.

В книге даются ответы на наиболее важные вопросы экономической теории: как работает рынок? почему рыночная система наиболее эффективно распределяет редкие ресурсы? какие конкурентные стратегии должны использовать фирмы в зависимости от структуры рынка? как менеджеры могут управлять издержками и эффективностью производства? Показана роль государства в современной экономике и анализируется его макроэкономическая политика в целях максимизации общественного благосостояния.

Отсюда следует, что одна из основных задач данного пособия состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с экономической терминологией, дать им необходимый набор базовых экономических концепций и инструментов для понимания механизмов функционирования рыночного хозяйства и осуществления макроэкономической политики государства. В пособии определяются и описываются те понятия, которые наиболее полезны для аргументированных суждений о том, как работает рынок, почему рыночная система наиболее эффективно распределяет редкие ресурсы, какова роль государства в современной экономике, чем определяются границы государственного вмешательства в рыночную экономику, какую политику государство должно проводить в целях максимизации общественного благосостояния.

Государство ведет себя рациональным образом в случае максимизации общественного благосостояния.

мнению, принесет ему наибольшую пользу, находясь у власти. Политические партии стремятся проводить такую политику, которая принесет им максимальное число голосов. Предполагается, что политические деятели движимы личным интересом ижеланием занимать официальные посты. Следовательно, они формулируют свою политику таким образом, чтобы достичь этой цели. Такой подход противоречит модели государственной деятельности в интересах максимизации общественного благосостояния, в соответствии с которой политик стремится занять официальный пост для реализации предварительно определенной политики, направленной на достижение общественного блага. Вместо этого политик будет отражать предпочтения среднего избирателя (median voter), интересы участвующих в производстве групп (менеджеров и организованного труда) и бюрократии (bureaucracies). Интересы избирателей, по всей вероятности, совпадут с интересами производителей по той причине, что их собственные интересы как работников (заработная плата и занятость) более конкретны и сконцентрированны, чем их потребительские интересы, распыленные по множеству товарных рынков.


Маркетинговое планирование Маркетингового подразделения Маркетинговом исследовании Магистральными газопроводами Маркетинг маркетинг Маркетинг некоммерческих Маркетинг отношений Маркетинг позволяет Маркетинг рассматривается Маркетологам необходимо Марксистской экономической Марксистско ленинской Масштабах производства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика