|
Многостаночном обслуживании
Система организации, нормирования и оплаты труда, принятая на ВАЗе, основывается на широком применении коллективных форм организации труда, многостаночного обслуживания, совмещения профессий, регламентированном обслуживании рабочих мест, как правило, централизованными вспомогательными службами; проектировании и внедрении рациональных приемов и методов труда; разработке и внедрении технически обоснованных норм; повременной оплате труда рабочих с установлением коллективных и индивидуальных нормированных заданий и на материальном стимулировании выполнения этих заданий, снижении трудоемкости, росте производительности труда.
При проектировании технологических процессов, цехов, участков (поточных линий) следует решить и такие вопросы НОТ, как выбор и совершенствование форм разделения (либо кооперации) труда, внедрение многостаночного обслуживания, проектирование рациональной организации рабочих мест и др.
Для большей эффективности многостаночного обслуживания должны быть предусмотрены правильная планировка рабочих мест и система оплаты труда многостаночника.
Явочное количество рабочих равно количеству рабочих мест на поточной линии с учетом многостаночного обслуживания. Общее количество рабочих на поточных линиях определяется как среднесписочное W p сп по формуле
Создание бригад связано с проведением комплекса подготовительных работ экономического, организационного и технического характера. Необходим пересмотр: специализации цехов, участков, рабочих мест, технико-экономического и оперативно-производственного планирования с целью более четкого определения содержания, объема работ и их конечного результата; форм организации труда и производственного процесса с целью обеспечения возможности многостаночного обслуживания и совмещения профессий. Результатом подготовительных работ должен стать проект бригадной формы организации труда. В проекте должны быть даны решения относительно группировки работ по технологическому, предметному или функциональному признаку:; выделены границы рабочих зон будущих бригад; подобраны группы рабочих (возможные бригады) по профессии, квалификации, численности и другие сведения.
Повышение производительности труда и сокращение численности рабочих достигается в ряде случаев за счет организации многостаночного обслуживания. Предпосылкой его применения является увеличение удельного веса времени активного наблюдения и контроля в общем балансе времени рабочего в результате комплексной механизации, автоматизации и обеспечения высокой стабильности процессов производства.
16.1. Цикл многостаночного обслуживания:
Решение вопроса о возможном числе станков для совмещения принимается на основе построения графиков многостаночной работы. Графики наглядно показывают возможности совмещения работы на станках, а также степень загрузки оборудования и рабочих. Задача состоит в том, чтобы построить такой вариант многостаночного обслуживания, который обеспечит наиболее полную загрузку станков и рабочих.
На рис. 16.1, а приведен график многостаночного обслуживания станков-дублеров, т. е. технологически однородных станков, выполняющих одинаковые операции. Многостаночное обслуживание станков-дублеров можно организовать, например, при резке слитков полупроводниковых материалов на заготовки или резке заготовок на пластины на станках для резки кольцевой пилой. График на рис. 16.1,6 характеризует организацию многостаночного обслуживания разнотипного оборудования, например, на участке фотолитографии в полупроводниковом производстве.
План по внедрению научной организации труда включает задания по внедрению научной организации труда, реализация которых приводит к наиболее эффективному использованию трудовых ресурсов, техники и созданию наиболее благоприятных условий труда. Планируемые мероприятия должны обеспечить: совершенствование разделения и кооперации труда (развитие многостаночного обслуживания, совмещение профессий, внедрение бригадных форм организации труда и др.); совершенствование организации и обслуживания рабочих мест, участков и цехов; внедрение передовых методов и приемов труда; совершенствование нормирования и оплаты труда; улучшение условий труда.
Прямоточное массовое производство характеризуется наличием межоперационных заделов вследствие различий по времени обработки деталей и выполнения других операций изготовления изделий по всему производственному процессу. Это требует наличия мест хранения межоперационных заделов, нормирования заделов, обеспечивающих минимальное количество оборотных межоперационных запасов, необходимости нормирования использования рабочего времени станочников и организации их работы в режиме многостаночного обслуживания параллельной и последовательной форм. На основе, материалов осциллографии можно также сделать выводы о степени занятости работников при многостаночном обслуживании.
Время оперативной работы при многостаночном обслуживании складывается из времени ручной работы /,„; и времени автоматической работы
При многостаночном обслуживании рабочий переходит с одного рабочего места на другое в течение каждого цикла работы. Условием такого вида обслуживания является возможность выполнения всех ручных и машинно-ручных операций на каждом рабочем месте за время машинно-автоматической работы на всех других обслуживаемых рабочих местах. Во избежание аварий и брака в случае, если рабочий не успевает вовремя подойти к станку, требуется применять устройства, автоматически останавливающие станок или подающие сигнал об окончании выполнения работы. Число рабочих мест, закрепляемых за рабочим принимают с учетом загрузки оборудования и величины оборотных заделов.
Продолжение формы 2 Сводка времени работы оборудования при многостаночном обслуживании
§ 16. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА ПРИ МНОГОСТАНОЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
:- Порядок расчета штучного времени при многостаночном обслуживании в основном аналогичен ранее рассмотренным случаям, но процентные надбавки к оперативному времени на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности несколько выше и приводятся в соответствующих нормативах.
4. Поправочные коэффициенты на скорость резания прш многостаночном обслуживании. .;
все рачеты по многостаночному обслуживанию. При многостаночном обслуживании применяют стимулирующие формы оплаты труда рабочего-многостанояника. Хотя расчет расценки в этом случае подчинен общему правилу, т. е. расценку устанавливают в зависимости от нормы времени (или нормы выработки на всех обслуживаемых станках) и тарификации работы (тарифной ставки с учетом разряда работы), применяют следующие формы материального стимулирования:
ПРИМЕРЫ НОРМИРОВАНИЯ РАБОТ ПРИ МНОГОСТАНОЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Ранее, при нормировании зубодолбежной операции, расчетное число двойных ходов п — 314 дв. ход/мин; поправочный коэффициент на скорость резания при зубодолбежных работах и многостаночном обслуживании [9, приложение 16, табл. 4] Kv = 0,97. С учетом этого коэффициента п = 314 X 0,97 = 304 дв. ход/мин. Следовательно, принятое по станку действительное число двойных ходов (255) остается без изменения; без изменения остаются и величины Т0 = 6,84; Гв = 0,6 мин.
§ 16. Нормирование труда при многостаночном обслуживании 122
Многоуровневую структуру Множества допустимых Множества отдельных Множества потребительских Множества вариантов Множественной детерминации Магазинов ресторанов Множеством вариантов Множество альтернативных Множество источников Максимума понтрягина Множество переменных Множество предприятий вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|