Максимизации собственной



Оптимальный потребительский выбор и равновесие потребителя. Правило максимизации полезности. Кривые Энгеля.

приятия. Напомним, что модель взаимоотношений «принципал — агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта теория объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров предприятия. Напомним, что модель взаимоотношений «принципал — агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта теория объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока.

1. Экономические агенты (т. е. работники, потребители и предприниматели) руководствуются мотивом рационального преследования личной выгоды. Представляя работников и потребителей, домашние хозяйства стараются максимизировать свое экономическое благосостояние. Представляя владельцев фирм, домашние хозяйства всегда хотят увеличить общую прибыль предпринимателей. Экономисты-классики называют такие цели домашних хозяйств поведением максимизации полезности. Это означает, что домашние хозяйства делают все возможное для максимизации удовлетворения своих потребностей.

В связи с действием этого закона приведенное ниже правило максимизации полезности необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цен. Ибо при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара (очередного телевизора), но и при одновременно снижающейся его цене можно побудить потребителя к последующим покупкам этого товара.

Поэтому и задачу максимизации полезности порядковая теория трактует как задачу выбора потребителем такого набора благ, который бы, с одной стороны, был наиболее предпочтительным, а с другой — по своей стоимости не превосходил бюджета потребителя.

1. Если предложения товаров и услуг поступают от фирм, а спрос на них предъявляют домашние хозяйства, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос ни них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации полезности, а индивидуальный спрос — из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на товарных рынках — наоборот.

где Я — множитель Лагранжа в задаче максимизации полезности (предпочтения) по /-му кругу благ.

приятия. Напомним, что модель взаимоотношений «принципал — агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта теория объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока.

Идеальная модель бизнеса западной культуры базируется на максимизации полезности

Не смешивайте это с ранее высказаным положением, согласно которому оптимальное / для максимизации ожидаемого среднего общего роста является функцией количества периодов владения, после которого вы останавливаетесь. Это по-прежнему так. Здесь же обсуждается другое положение, согласно которому оптимальное для максимизации полезности/меняется со временем. Например, мы убедились при рассмотрении игры в монетку «два-к-одному», что если мы планируем остановиться после трех игр, или трех периодов владения, то максимизировали бы рост, ставя на каждый кон по 0,37868 счета. То есть мы постоянно ставили бы по 0,37868 счета на все три кона.


Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-

Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-

Задача ФР заключается в максимизации собственной целевой

Если обе стороны данных отношений имеют цель в максимизации собственной полезности, то есть все

Если обе стороны данных отношений имеют цель в максимизации собственной

решая задачу максимизации собственной прибыли (постоянные

Со времен А. Смита моделью, с которой имеет дело экономическая наука, является модель «экономического человека» — рационального эгоиста, который стремится к максимизации собственной выгоды. При этом предполагается, что через механизм «невидимой руки» (действия объективных экономических законов) он направляется к цели достижения максимизации общественного благосостояния. Помимо данной цели этот механизм обеспечивает также общественную координацию индивидуальных целей и эффективное распределение ресурсов.

Убеждение, что экономическая деятельность управляется исключительно стремлением к максимизации собственной выгоды, лежит в основе представлений как классического, так и неокласси-

Как видим, представители и неолиберального, и неоинституционального направлений отказывают государству в способности осуществить идеалы распределительной справедливости по ряду причин. Первая сводится к тому, что у государства нет достаточной и достоверной информации для осуществления перераспределительных процессов даже при условии, что действительной целью государственных структур является максимизация общественного благосостояния. Вторая причина сводится к тому, что даже если бы это было возможно, нет никаких оснований думать, что максимизация общественного благосостояния и является действительной целью действий государства в экономической сфере. Как считают представители данных направлений, и у политических деятелей, и у представителей государственной бюрократии целью является максимизации собственной выгоды, поэтому нет никаких оснований для перераспределения власти от индивида к государству, А именно это и является конечным результатом перераспределительных процессов, идущих под лозунгами осуществления социальной справедливости. Кроме того, представители как неолиберального, так и неоинституционального направлений отмечают, что усиление вмешательства государства в экономику, аргументированное необходимостью борьбы с бедностью и безработицей, приводит к их росту, порождая так называемую институциональную бедность и безработицу1.

Таким образом, уровень жизни населения можно определить как результат согласования индивидуальных и коллективных интересов, стремления индивида к максимизации собственной выгоды и согласования интересов других индивидов с заложенным в природе человека стремлением к неравенству и равенству, конкуренции и сотрудничеству.

управляющей средой, не имеет административных функций и, в частности, является совокупностью отношений, формируемых рынками продукции и труда (рабочей силы). Понятие управляющей среды вытекает, в сущности, из представлений Адама Смита о "невидимой руке", которая в условиях рыночной экономики, и свободной конкуренции так координирует деятельность людей, что каждый из них, стремясь к максимизации собственной выгоды, действует, в конечном счете, и в интересах общества.


Маркетингового наблюдения Маркетинговому исследованию Маркетинговую концепцию Маркетинг концепция Маркетинг начинается Маркетинг ориентированный Магистральными трубопроводами Маркетинг продукции Маркетинг стратегии Маркирована надлежащим Марксистской политической Масштабах народного Масштабам производства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика