|
Многоступенчатой оптимизации
Особую значимость приобретают прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В мире сложилось почти единодушное мнение в отношении особой роли ПИИ для экономики отдельных стран и регионов. Сам факт реализации крупных прямых инвестиций рассматривается как своего рода высокая оценка политики государства-реципиента и подтверждение благоприятных перспектив его развития. Разумеется, это нисколько не принижает роль портфельных инвестиций. В силу специфики происходящих в России экономических процессов особый интерес вызывают вопросы международного инвестиционного сотрудничества. В данной сфере правовое регулирование базируется на российском законодательстве по проблемам иностранных инвестиций, двусторонних договоров о содействии капиталовложениям и многосторонних соглашений, связанных с деятельностью международных экономических организаций.
Платежный союз предусматривается создать путем добровольного объединения стран с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы. Создание платежного союза рассматривается как поэтапный процесс: на первом этапе — путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений; на последующем этапе — на основе создания многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.
Можно также прибегнуть к помощи двусторонних и многосторонних соглашений о ликвидации двойного налогообложения, в частности, налогового соглашения, заключенного между Нидерландами и Антильскими островами и получившего название «голландский сандвич». Компания, зарегистрированная инвестором на Антильских островах (в налоговом убежище), учреждает дочернюю холдинговую компанию в Нидерландах и использует ее для управления другими дочерними компаниями, создаваемыми в любых странах. Соглашение между Нидерландами и Антильскими островами и законодательство этих стран позволяет иностранному инвестору минимизировать налоговое бремя за счет снижения и доведения до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются дочерними компаниями. В качестве другого примера можно назвать передачу американских патентов их владельцами по лицензионным соглашениям американским корпорациям через компании, создаваемые корпорациями в Нидерландах и на Антильских островах. При этом полученные доходы без налогообложения переводятся в США.
• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. С 1971 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
них и многосторонних соглашений, обязывающих ЕЭС, с одной стороны, и одно
ронней основе - путем заключения многосторонних соглашений внутри
ввозных таможенных пошлин, устанавливаемых государством на товары других стран; развитие системы международного кредитования; практика заключения двусторонних и многосторонних соглашений с определением условий ввоза товаров одной договаривающейся стороны на территорию другой; создание совместных предприятий, являющихся эффективным средством проникновения на внутренние рынки стран в обход жесткой протекционистской политики.
Сферой деятельности ВТО объявлено: создание общей организационной структуры для осуществления торговых отношений между ее членами; заключение многосторонних соглашений, обязательных для всех ее членов; заключение многосторонних соглашений, необязательных для всех ее членов; генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ — 1994). В качестве главных целей ВТО определены: осуществление торговых и других международных экономических отношений участвующих стран с уче-
Помимо многосторонних соглашений, например, Соглашение от 20 января 1995 г. "О таможенном союзе" (Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан), внешнеэкономические отношения российских субъектов международных сделок регулируются двусторонними актами, такими, как, например, Соглашение между правительством РФ и правительством Турции "О поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря" от 15 декабря 1997 г.
ПУЛ, общий парк (pool) — общий фонд грузовых вагонов, поддонов или контейнеров, сформированный на основании двухсторонних или многосторонних соглашений и предназначенный для совместного использования его участниками Грузоотправители, отгружающие продукцию на поддонах, получают от перевозчика немедленно или в установленный срок (обычно недельный) равное кол-во поддонов Грузополучатель, в свою очередь, передает перевозчику равное кол-во поддонов При отсутствии поддонов и по истечении установленного срока виновная сторона
Реализация ДЦПС обеспечивается путем двух- и многосторонних соглашений, включающих конкретные обязательства стран. ДЦПС рассчитаны на 10—15-летний период, они способствуют комплексному системному подходу к решению важнейших социально-экономических проблем обеспечения энергией, сырьем, продовольствием, товарами широкого потребления и транспортом. В указанных программах предусматривается разработка свыше 100 научно-технических проблем, а также широкое использование национальных исследовательских возможностей и достижений. В двусторонних связях по осуществлению ДЦПС с советской стороны участвуют многие отраслевые министерства и ведомства.
Реализация ДЦПС обеспечивается путем двух- и многосторонних соглашений, включающих конкретные обязательства стран. ДЦПС рассчитаны на 10—15-летний период, они способствуют комплексному системному подходу к решению важнейших социально-экономических проблем обеспечения энергией, сырьем, продовольствием, товарами широкого потребления и транспортом. В указанных программах предусматривается разработка свыше 100 научно-технических проблем, а также широкое использование национальных исследовательских возможностей и достижений. В двусторонних связях по осуществлению ДЦПС с советской стороны участвуют около 90 отраслевых министерств и ведомств. Все планово-экономические задачи, предусмотренные функционально-структурными схемами разработки плана, прямо или косвенно связаны между собой, а значит, модели, объединяемые в систему, служат для решения функционально взаимосвязанных задач. Независимо от того, является ли данная задача формализуемой, результат ее решения выражается в определенной информации, следовательно, входящие в систему модели могут быть состыкованы информационно либо непосредственно (информационный выход одной модели является входом для другой), либо через промежуточные элементы, представляющие неформализуемые плановые процессы (информация по результатам решения модели поступает,-например, специалисту, который на ее основе вырабатывает определенное плановое решение, данные о котором используются при реализации следующей модели). В том случае, когда связи между отдельными моделями могут быть формализованы, согласование их решений может достигаться алгоритмически, например при взаимодействии межотраслевой модели с моделями оптимального отраслевого планирования в схеме многоступенчатой оптимизации, предложенной В. Ф. Пугачевым.
ные системы моделей оптимизации развития народного хозяйства. В частности, объединение в одной системе натурально-стоимостной межотраслевой модели и моделей оптимизации развития и размещения производства при помощи специальных итерационных процедур и алгоритмов приводит к реализации известной схемы многоступенчатой оптимизации народнохозяйственного плана;
11. Пугачев В. Ф. Проблемы многоступенчатой оптимизации народнохозяйственного планирования. М.: Статистика, 1975.
В настоящее время в ЦЗМИ АН СССР при участии ГВЦ Госплана СССР разработано методическое и математическое обеспечение для увязки оптимальных планов развития и размещения отдельных отраслей и производств как первое приближение к решению проблемы многоступенчатой оптимизации народного хозяйства.
ческих уравнений и неравенств или с помощью машинных имитационных языков (примерами могут служить модели многоступенчатой оптимизации, модели системной, «индустриальной» динамики и др.);
для поиска исходного ппанау % в системах многоступенчатой оптимизации могут быть использованы в тех случаях, когда цены с& близки к оптимальным и область ^ (у^) <0 является строго выпуклой. Рекомендуется в основном использовать нелинейный (квадратичный) локальный критерий F/c=F(xk, u»^), где xk — вектор затрат и продукции; о>^ — вектор изменяемых параметров локального критерия. В частности, в [34] рассмотрен локальный квадратический критерий общего вида
Критерии вида (2.12) обеспечивают ценностное и объемное регулирование в процессе многоступенчатой оптимизации на базе аппроксима-ционных моделей. К недостатку критериев вида (2.12) можно отнести большое число определяемых параметрЪв ь$ — от и2/2 до 2и для различных модификаций критерия, где п — размерность вектора xk.
33. Пугачев В. Ф. Проблемы многоступенчатой оптимизации народнохозяйственного планирования. - М.: Статистика, 1975. - 80 с.
- математические модели иерархических организационных структур, описывающие организационные связи и отношения в виде математических уравнений и неравенств или с помощью машинных имитационных языков (модели многоступенчатой оптимизации, модели системной, "индустриальной" динамики и др.);
СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ [system of models, large-scale economic model, multimodel system] — совокупность взаимно связанных экономико-математических моделей для описания сложных экономических систем, которые невозможно воспроизвести в одной модели, достаточно детализированной для практических целей, так как она была бы слишком громоздкой. Поэтому для планирования и прогнозирования экономики крупнейших хозяйственных объектов разрабатываются См., построенные обычно по иерархическому принципу, в несколько уровней — они называются многоуровневыми системами. В СССР был разработан и в той или иной мере опробован на практике, в частности, в автоматизированной системе плановых расчетов (А СПР), ряд крупных См. Среди них — предложенные Институтом экономики и организации промышленного производства СО АН СССР См. оптимального территориально-производственного планирования, ЦЭМИ АН СССР — См. многоступенчатой оптимизации экономики (включая межотраслевую модель, моде-
Концепция СОФЭ стимулировала развитие иного подхода — системного моделирования экономических процессов, были расширены методологические поиски экономических рычагов воздействия на экономику: оптимального ценообразования, платы за использование природных и трудовых ресурсов и т.д. На этой основе начались параллельные разработки ряда систем моделей, из которых наиболее известны многоуровневая система среднесрочного прогнозирования (рук. Б.Н. Михалевский), система моделей для расчетов по определению общих пропорций развития народного хозяйства и согласованию отраслевых и территориальных разрезов плана — СМОТР (рук. Э.Ф. Баранов), система многоступенчатой оптимизации экономики (рук. В.Ф. Пугачев), межотраслевая межрайонная модель (рук. AT. Грапберг). Существенно углубилось понимание народнохозяйственного оптимума, роли и места ценообразования, экономических рычагов и стимулов в его достижении (работы Н.Я. Петракова, К.К. Вальтуха, Ю.Н. Гаврильца, Ю.В. Овсиенко, Е.Ю. Фаерманаидр.).
Множества допустимых Множества отдельных Множества потребительских Множества вариантов Множественной детерминации Магазинов ресторанов Множеством вариантов Множество альтернативных Множество источников Максимума понтрягина Множество переменных Множество предприятий Множество разнообразных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|