Множества потребительских



Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

Предполагается реализация услуг на местном рынке, то есть на территории одного города и пригородов. Этот рынок имеет все характеристики рынка монополистической конкуренции, то есть состоит из множества «покупателей» и «продавцов» услуги, совершающие сделки по ценам с широким диапазоном, так как «продавцы» предлагают «покупателям» разные варианты услуги, товара, отличные друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

ООО будет функционировать на рынке монополистической конкуренции. Рынок состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты услуг, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, временем обслуживания.

Важнейшим признаком, положенным в основу классификации рыночных структур, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на формирование рыночной цены. В предыдущих темах мы исходили из предпосылки о совершенной конкуренции. Мы предполагали наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и потребители приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену товара. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (то есть абсолютно эластична).

Как известно, большинство товаров, способных удовлетворить насущные потребности множества покупателей, являются воплощением единственно правильного решения, выбранного из множества вариантов. Например, все мы сталкиваемся с необходимостью «производить вычисления». Потребность в вычислительном устройстве формировалась и развивалась столетиями. Изменяющийся уровень потребности в каком-либо товаре описывается с помощью кривой жизненного цикла спроса (характерная кривая приведена на рис. 12.1, а). В своем развитии жизненный цикл любой потребности проходит следующие стадии: внедрение (?); ускоренный

2. «Черный» рынок. Однако использование системы нормирования не предотвращает другой проблемы. В частности, кривая спроса на рис. 20-4 свидетельствует о наличии множества покупателей, стремящихся приобрести масло по цене, превышающей установленный потолок. И конечно, бакалейщикам выгоднее продавать масло по более высокой цене. Поэтому, несмотря на значительное усиление бюрократического аппарата, сопровождавшее введение контроля за ценами во время второй мировой войны, в тот период широко распространились нелегальные «черные» рынки — рынки, на которых многое покупалось и продавалось по ценам, превосходящим установленные пределы. Дополнительные трудности были связаны с подделкой потребительских карточек.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и

ратом. На нем происходит взаимодействие множества покупателей и

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

• рынок монополистической конкуренции — состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой;

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) — рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию, и множества покупателей. Вход фирм на такой рынок и выход из него свободный.


Наклон графика множества потребительских возможностей равен отрезку, отсекаемому на оси ординат, деленному на отрезок, отсекаемый на оси абсцисс, или —100/100 = —1. Абсолютное значение наклона равно единице, что означает, что необходимо отдать один ананас в текущем месяце за один лишний ананас в следующем месяце.

Наклон графика множества потребительских возможностей (рис. 4-1) равен отношению отрезка, отложенного по вертикальной оси, к отрезку, отложенному по горизонтальной оси, т. е. (—100) : (100) = —1, или минус один ананас в этом месяце приходится на один ананас в следующем месяце. Это означает, что необходимо отказаться от потребления одного ананаса в первом месяце, чтобы увеличить потребление во втором на одну штуку. Итак, альтернативная стоимость {opportunity cost) потребления одного ананаса в этом месяце равна одному ананасу, недополученному в следующем. Абсолютное значение наклона графика множества потребительских возможностей равно альтернативной стоимости потребления одного ананаса в текущем месяце.

Наш бестрепетный экономист осознал, что в ближайшие два месяца его потребление ананасов не превысит 100 штук. Это означает, что нет возможности потребить больше, чем содержит множество потребительских возможностей; нельзя оказаться в точке, лежащей выше и правее линии множества потребительских возможностей (рис. 4-1). Можно потребить меньше 100 ананасов в течение двух месяцев, но он знает, что к этому моменту он будет спасен, поэтому считает, что лучше потребить все 100 ананасов. Он достигнет максимально возможного в данных обстоятельствах удовлетворения, выбрав точку потребления на множестве потребительских возможностей.

Экономиста приучили измерять удовлетворение полезностью (utility), которая является показателем степени насыщения потребностей. Он решил поэтому, что следующая задача — поразмышлять о том, какую пользу он может извлечь из потребления ананасои в ближайшие два месяца. Начать надо с того, решил он, чтобы рассмотреть проблему абстрактно, вне зависимости от множества потребительских возможностей, которые фактически существуют.

Оптимальный потребительский выбор. При данных вариантах потребления живущий на острове экономист не может достичь уровня полезности ?/2; такие точки, как А, В' и С, лежат вне множества потребительских возможностей. Уровень полезности Ua достижим; однако он менее желателен, чем уровень полезности Uv являющийся самым высоким из возможных, какие могут быть достигнуты при данном множестве потребительских возможностей. Уровень полезности ?/, может быть достигнут в точке В, которая соответствует потреблению 40 ананасов в первом месяце и 60 ананасов — во втором. Таким образом, точка В есть оптимальный потребительский выбор.

Оказалось, что, с одной стороны, хорошо было бы достигнуть уровня полезности 1/2, но, к сожалению, этот уровень недостижим, поскольку не имеет общих точек с графиком множества потребительских возможностей. Точки А', В' и С', как и любая другая точка кривой безразличия самого высокого уровня, лежат выше графика множества потребительских возможностей. С другой стороны, уровень полезности [/0 достижим, потому что точки, в которых кривая UQ пересекает график множества потребительских возможностей и все точки этой кривой, находящиеся на этом множестве, как точка В", соответствуют потреблению 100 или меньшего числа ананасов.

На основе графического анализа (рис. 4-4) экономист также определил, что он может достичь и более высокого уровня полезности U}. При этом на кривой С/, есть всего одна точка, в которой она касается графика множества потребительских возможностей и поэтому соответствует и потребностям экономиста, и его возможностям. Это точка В. Если экономист попытается перейти к более высокому уровню полезности, он выйдет за рамки множества потребительских возможностей, поэтому уровень полезности Ц в точке В — наивысший возможный уровень полезности, который он может достичь. В точке В экономист съест 40 ананасов в первый месяц пребывания на острове и 60 — во второй месяц. Это будет оптимальный потребительский выбор (optimal consumption choice).

Экономист заметил, что в точке В кривая безразличия как раз касается графика множества потребительских возможностей. Это означает, что в этой точке наклон кривой безразличия равен наклону графика множества потребительских возможное-

Мн<г-'.г •;•..) протводствеппых вмиможпостги Эти две крайние точки, а также все точки на соединяющей их прямой образуют множество производственных возможностей (production possibilities set) экономиста. Та же прямая представляет собой и расширенное множество потребительских возможностей экономиста, так как кроме него — единственного производителя и потребителя — на острове нет других потребителей ананасов. Наклон графика множества потребительских/производственных возможностей равен отрезку, отсекаемому на оси ординат, деленному на отрезок, отсекаемый на оси абсцисс, т. е. —100 ананасов в первом месяце, деленные на 150 ананасов во втором месяце, пли ~~2/3 ананаса в первом месяце на один ананас во втором месяце. Поскольку этот график есть множество потребительских возможностей экономиста, наклон опять является обменным курсом (~2/3 ананаса в первом месяце за один ананас во втором месяце) потребления ананасов в первом месяце на потребление ананасов во втором месяце. Это означает, что величина, обратная обменному курсу (3/2 = 1'/2 ананаса в следующем месяце за один ананас в текущем), есть обменный курс потребления ананасов во втором месяце па потребление ананасов в первом.

За исключением одной общей точки, новое множество производственных/потребительских возможностей экономиста лежит выше и правее исходного множества потребительских возможностей. Наклон прямой множества производственных возможностей равен —100/150 = — 2/3- Поэтому экономист должен отказаться от 2/3 ананаса в первом месяце, чтобы получить один ананас для потребления во втором месяце. Величина, обратная наклону прямой, равна 1 :(2/3) = 3/2= 11/2J она показывает, что экономист получает 1'/2 ананаса во втором месяце за каждый ананас, посаженный в первом месяце, что дает величину предельного продукта капитала.

Таково соотношение, связывающее предполагаемые сбережения и инвестиции экономиста. Соотношение (4-1) утверждает, что доходность от сбережения ('/2 ананаса на один сбереженный ананас) плюс один сбереженный ананас равняется 3/2 ананаса, которые можно произвести, если использовать один ананас как капитальное благо, что и является предельным продуктом капитала. Поскольку это соотношение справедливо, постольку предполагаемые сбережения равны инвестициям экономиста; это значит, что экономист находится в точке оптимального потребления (рис. 4-6). I {риведенмая стоимость ананасов, полученных н будущем Экономист вспомнил еще, что согласно проделанным ранее вычислениям наклон графика множества потребительских/производственных возможностей равен:


Множественная корреляция Множественного регрессионного Множестве возможных Множество элементов Множество достижимости Множество модификаций Множество определений Множество потенциальных Множество противоречивых Максимумов минимумов Множество возможностей Мощностями строительно Мощностей обеспечивающих вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика