Моделирования поведения



§ 2. Особенности математического моделирования экономических явлений ...... 25

Такое направление исследования экономико-математических моделей можно было бы назвать «фундаментальным», чтобы подчеркнуть его отличие как от прикладных экономико-математических исследований, так и от чисто математических исследований, допускающих экономическую интерпретацию. Хотя это направление и не отгорожено «китайской стеной» от прикладных и математических исследований (так же как и теоретическая физика от технических наук), тем не менее главная его цель — построение принципов моделирования экономических объектов, создание фундамента, на котором будет построено здание адекватных и взаимно согласованных математических моделей экономических процессов, аналогичное зданию математических процессов физических явлений.

§ 2. Особенности математического моделирования экономических явлений

Приводимый здесь пример исследования системы стимулирования является учебным. Он далек от практического использования, поскольку реальные системы стимулирования, как читатель уже знает из предыдущего параграфа, не так просты. Кроме того, близкие к практике модели производства значительно сложнее рассмотренных здесь. Наконец, при назначении цен принимается во внимание большое количество факторов, не отраженных в модели. Тем не менее, описанное здесь исследование дает некоторое представление о возможности применения экономико-математических методов для анализа систем экономического стимулирования. С несколько другой точки зрения методы моделирования экономических механизмов будут описаны в шестой главе книги.

Следует иметь в виду, что понятия «эндогенность» и «экзоген-ность»— относительные. Например, размер федеральных налогов дли национальной экономики является эндогенным показателем, а для регионов, отдельных отраслей, а также для уровня жизни населения страны — экзогенным. Надо отметить, что показатели, экзогенные для национальной экономики, являются экзогенными и для ее частей (элементов) — регионов, отраслей, предприятий и т.п. Но в случае моделирования экономических процессов эндогенность и экзогенность информации приобретают несколько иной оттенок. При этом вводится понятие: «значащая переменная модели прогнозирования» — показатель, применяемый в моделировании объекта. Исходя из данного определения можно представить эндогенные и экзогенные переменные следующим образом.

§ 2. Особенности математического моделирования экономических процессов. Производственно-технологический уровень экономических систем...........-. . 27

Курс на кардинальное увеличение производительности общественного труда путем соединения преимуществ социалистического строя с достижениями научно-технического прогресса, принятый на XXVI съезде КПСС и конкретизированный последующими Пленумами ЦК КПСС, накладывает повышенные требования на качество принимаемых экономических решений. Это относится и к плановым решениям на всех уровнях народного хозяйства, и к мероприятиям по совершенствованию хозяйственного механизма. Вычислительная техника, являющаяся одним из главных достижений научно-технической революции, дает возможность на основе экономико-математических моделей получать достоверную экономическую информацию и выбирать наиболее рациональные хозяйственные решения. Сейчас вычислительная техника используется в большинстве хозяйственных организаций, начиная от Госплана СССР и кончая отдельными предприятиями, что делает необходимым понимание основных принципов математического, моделирования экономических систем для всех, кто участвует в процессах производства и распределения производственных ресурсов и продукции. Этим и определяется огромный интерес к математическим методам исследования экономических процессов, который наблюдается в настоящее время.

В экономических исследованиях ситуация принципиально иная. Разработаны отдельные математические модели, применимость которых изучена мало или не изучена вообще, а о стройной системе обоснованных моделей и говорить не приходится. Более того, практически еще совсем не разработаны сами принципы проверки адекватности моделей и методов — а ведь в экономике эта задача является значительно более сложной из-за отсутствия возможности проведения натурного эксперимента. Поэтому явно недостаточное внимание к этой проблеме является удручающим. Все же в последнее время число исследований, посвященных этой теме, несколько увеличилось, так что можно надеяться, что в ближайшие годы работы данного направления получат более широкий размах, в результате чего не в столь отдаленном будущем будут разработаны обоснованные принципы моделирования экономических объектов, т. е. будет создан фундамент, на котором будет построено здание адекватных и взаимно согласованных математических моделей экономических процессов, аналогичное зданию математических моделей природных явлений. Этот оптимизм основывается на том, что уже сейчас имеется определенное понимание необходимости разработки общих принципов построения экономических моделей и превращения их в единую систему. Сегодня очень важно, чтобы это понимание было доведено до широкого круга специалистов, связанных с практическим использованием математических моделей и методов в экономических расчетах,— ведь именно они сталкиваются с трудностями, возникающими при внедрении математических методов в экономический анализ. Поэтому нужны учебные пособия, основанные не столько на прагматической или математической точке зрения, сколько на общем фундаменте — на теории математических моделей экономических процессов. Попытка написать такой учебник была предпринята в конце семидесятых годов 10. П. Иваниловым и Л. В. Лотовым*), которые в своей книге реализовали «модельный» подход к проблемам использования математических методов в экономике. Книга вызвала определенный интерес читателей. В настоящее время она широко используется в различных учебных заведениях, а также для самообразования. Все же, когда возник вопрос о

Книга разбита на три части. В первой части, состоящей из двух глав, обсуждаются принципы математического моделирования производственно-технологического уровня экономических систем. Первая глава посвящена моделированию как методу научного исследования, особенностям моделирования экономических систем, а также основным представлениям о математических моделях и методам их анализа. Во второй главе излагаются основные принципы моделирования производственно-технологического уровня экономических систем. Описываются методы построения балансовых соотношений, свойства и типы производственных функций, методы моделирования потребления, основные этапы процесса прикладного моделирования и особенности моделирования систем с неопределенными факторами.

§ 2. Особенности математического моделирования экономических процессов. Производственно-технологический уровень экономических систем

Таким образом, рассматривая проблему построения производственных функций, относящуюся на первый взгляд к чисто производственно-технологическим, мы столкнулись с социально-экономическими проблемами организации производства, в частности с проблемой выбора системы стимулирования эффективности производства, которая приводила бы к наиболее рациональному распределению ресурсов. Необходимость учитывать социально-экономические процессы в производственно-технологическом исследовании является характерной для моделирования экономических систем и ограничивает возможности моделей, не учитывающих эти явления. Об этом уже говорилось в гл. 1, эта проблема будет постоянно возникать в процессе изучения моделей производственно-технологического уровня. Особое место она занимает в вопросах построения производственных функций элементарных производственных единиц экономических систем.


Данная статья посвящена методологическим основам моделирования и прогнозирования экономических показателей и созданию экспертной системы для моделирования поведения и управления сложными системами. В качестве объекта исследования взяты реальные задачи прогнозирования экономических показателей для ряда крупных банков и Министерства экономики Республики Башкортостан.

*) Отметим, что исследованиями, сочетающими в себе элементы физического и математического моделирования, являются так называемые имитационные игры, рассмотренные, например, в [33, 87]. В этих исследованиях также возникает вопрос об адекватности моделирования поведения людей.

При использовании концепции функции предпочтения все трудности моделирования поведения потребителей переносятся на построение функции предпочтения. Поэтому рассмотрим свойства этих функций более подробно.

НЛП—это технология моделирования, и она очень эффективна для моделирования обобщений, искажений и опущений в речи других людей. Невозможно рассказать все о моделировании—я мог бы написать целую книгу по теме моделирования поведения.2 Но я могу предоставить вам некоторые основные принципы, и так как мы все равно подсознательно копируем поведение наших образцов для подражания, следующая информация заставит вас задуматься о том, как делать это целенаправленно и намеренно.

Для моделирования поведения некоторого метода входа или выхода требуется проведение тестов с использованием этого метода на данных о прошлом поведении рынка. Следовательно, для начала требуются чистые, надежные исторические данные.

Однако это не делает нас сторонниками известной «теории случайного поведения рынка». Напротив, мы отрицаем возможность адекватного моделирования поведения рынка с помощью «чистой» случайности. Причина заключена в невыполнении в традиционных измерениях всех условий пуассо-новского процесса. Вместе с тем, принципиально важно подчеркнуть, что поведение рынка может действительно изменяться «чисто>> случайно. Но лишь иногда. А окажется ли «сигнал» в данной пространственно-временной точке «истинным» или «ложным» — это событие, которое рассматривается нами как сугубо случайное всегда.

моделирования поведения фондового рынка и отдельных его субъектов.

Раньше, когда рынок был сравнительно слабо развит, продавец мог прийти к правильному пониманию поведения покупателей, опираясь на свой ежедневный опыт работы с ними. Однако по мере насыщения рынка, с ростом количества продавцов, предлагающих практически аналогичные товары, возникновением специфических потребностей принятие множества решений в предпринимательской деятельности перестало зависеть от непосредственных контактов с покупателями. Возросло значение моделирования поведения покупателей. Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.д., получают огромные преимущества перед конкурентами. Результатом изучения поведения покупателей являются, в конечном итоге, оптимизация ассортимента и качества реализуемых товаров. Именно поэтому в деловом мире тратится много сил и средств на определение всего комплекса побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров. В зависимости от того, какие факторы доминируют, различают следующие виды моделей покупательского поведения:

Деловые (управленческие) игры представляют собой специфический способ имитационного .моделирования поведения производственных систем или их отдельного элемента путем проигрывания возможных управленческих решений и оценки ожидаемых результатов их реализации. Это наиболее трудоемкий для подготовки и осуществления метод управленческих решений, используемый, как правило, для решения сложных комплексных управленческих задач и проблем. Участники деловой игры выступают в ней как квалифицированные эксперты, действующие по заданным или вырабатываемым ими самими правилам. Нередко для обеспечения глубины и всесторонней оценки подготавливаемых управленческих решений деловые игры предусматривают ролевое распределение участников по различным аспектам моделируемой ситуации. Деловые игры могут применяться в широком диапазоне задач производственного менеджмента: для обучения управляющих, поиска оптимальных решений отдельных задач, проектирования предприятий или исследования их поведения в конкретных ситуациях.1

Четвертый этап — оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная ослабляет интерес к нему. Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает возможность знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики, видеть, куда потребитель обращается за информацией о товаре, помочь ему быстрее и полнее

чивают более высокую репрезентативность выборки и существенное сокращение расходов, позволяют выявить факты и их динамику, изучить мнения и оценку потребителей, установить их намерения, проанализировать мотивы покупки и поведения потребителей. При моделировании формирования и функционирования потребительских панелей специалисты выбирают совокупность субъектов в зависимости от задач обследований, организации и планирования панельных обследований, выбора адекватных методов обработки полученных данных. Все это относится к индивидуальным потребителям. Что же касается моделирования поведения организаций-потребителей, то здесь надо учитывать, что решение о закупке принимается группой специалистов по маркетингу либо агентов. На рис. 12.5 представлена модель процесса покупки товаров производственного назначения.


Малоценных предметов Моделирования технологических Моделирование технологических Модернизация реконструкция Модернизации действующих Модернизации реконструкции Модернизировать производство Модификации существующих Моментных показателей Мониторинг деятельности Монопольное положение Маневренность собственных Монтажный инструмент вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика