|
Монопольное положение
Специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости и цены производства в результате монопольного положения на рынке продавца или покупателя и обеспечивающая получение монопольной сверхприбыли. Монопольные цены существуют двух видов: 1. монопольно высокие - на продажу своей продукции; 2. монопольно низкие — на закупку сырья или продуктов для переработки.
Инновационная сверхприбыль получается в результате первоначального использования инноваций, когда они являются еще уникальными или редкими. Производитель получает частичный контроль над ценой благодаря лучшему качеству продукта или меньшим издержкам, недоступным в данный момент для остальных конкурентов. Однако постепенно, по мере того как данная конкретная инновация становится всеобщим достоянием, получаемая на ее основе инновационная сверхприбыль исчезает (в отличие от обычной монопольной сверхприбыли). Поэтому для того, чтобы инновационная сверхприбыль сохранялась, на смену одним инновациям должны приходить другие. В результате возникает инновационный поток, основанный на систематическом применении впервые поступающих в экономический оборот инноваций.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию; характеризуется свободным входом и выходом фирм. МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара с целью получения монопольной сверхприбыли. Такой доход представляет собой не что иное, как экономическую реализацию господства монополистов на рынке. Это своего рода дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Для получения сверхприбыли монополиям, как правило, не требуется проведения улучшений в производстве юваров, достаточно договориться об уровне цен. Этим подрываются экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к постоянному совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает в нем застой.
Специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости и цены производства в результате монопольного положения на рынке продавца или покупателя и обеспечивающая получение монопольной сверхприбыли. Монопольные цены существуют двух видов: 1. монопольно высокие - на продажу своей продукции; 2. монопольно низкие — на закупку сырья или продуктов для переработки.
Во второй половине XX в. монополистические объединения проникли во все отрасли хозяйства. В силу этого монопольная сверхприбыль перестала быть результатом только временной благоприятной рыночной конъюнктуры. Она является устойчивой формой прироста капитала гигантских торгово-промышленных объединений. Другие предприниматели при покупке товаров по завышенным ценам вынуждены платить им своего рода дань и терять часть прибыли. Включая эти потери в себестоимость и цены товаров, они перекладывают убытки на подобных же бизнесменов других отраслей. В результате общая величина прироста капитала немонополизированного сектора экономики снижается на всю сумму монопольной сверхприбыли. Эта сверхпри-
Во второй половине XX в. монополистические объединения проникли во все отрасли хозяйства. В силу этого монопольная сверхприбыль перестала быть результатом только временной благоприятной рыночной конъюнктуры. Она является устойчивой формой прироста капитала гигантских торгово-промышленных объединений. Другие предприниматели при покупке товаров по завышенным ценам вынуждены платить им своего рода дань и терять часть прибыли. Включая эти потери в себестоимость и цены товаров, они перекладывают убытки на подобных же бизнесменов других отраслей. В результате общая величина прироста капитала немонополизированного сектора экономики снижается на всю сумму монопольной сверхприбыли. Эта сверхпри-
Во второй половине XX в. монополистические объединения проникли во все отрасли хозяйства. В силу этого монопольная сверхприбыль перестала быть результатом только временной благоприятной рыночной конъюнктуры. Она является устойчивой формой прироста капитала гигантских торгово-промышленных объединений. Другие предприниматели при покупке товаров по завышенным ценам вынуждены платить им своего рода дань и терять часть прибыли. Включая эти потери в себестоимость и цены товаров, они перекладывают убытки на подобных же бизнесменов других отраслей. В результате общая величина прироста капитала немонополизированного сектора экономики снижается на всю сумму монопольной сверхприбыли. Эта сверхпри-
Во второй половине XX в. монополистические объединения проникли во все отрасли хозяйства. В силу этого монопольная сверхприбыль перестала быть результатом только временной благоприятной рыночной конъюнктуры. Она является устойчивой формой прироста капитала гигантских торгово-промышленных объединений. Другие предприниматели при покупке товаров по завышенным ценам вынуждены платить им своего рода дань и терять часть прибыли. Включая эти потери в себестоимость и цены товаров, они перекладывают убытки на подобных же бизнесменов других отраслей. В результате общая величина прироста капитала немонополизированного сектора экономики снижается на всю сумму монопольной сверхприбыли. Эта сверхпри-
В современную же эпоху, как 'известно (из § 3 темы 7), во многих странах утвердился необычный синтез конкуренции и монополии, а кроме того, огромной силы достигла глобальная конкуренция. В результате этого легальные и другие монополии, активно участвующие в разных видах рыночного соперничества, кроме традиционной монопольной сверхприбыли получают еще и конкурентную сверхприбыль (доход от инноваций).
МОНОПОЛИЯ (monopoly)- 1) во-первых, определенная рыночная ситуация, определенное положение на рынке, когда один продавец предлагает товар, не имеющий аналогов, причем доступ на рынок ограничен и осуществляется контроль за ценами. Такую ситуацию можно принять за чистую монополию; во-вторых, исключительное право на производство, торговлю или другие виды хозяйственной деятельности, принадлежащее какому-л. участнику рыночного процесса; в-третьих, концентрация производства, которое сосредоточивает в своих руках большую часть производства или продажи какого-л. товара, что, несомненно, ведет к контролю соответствующих сегментов рынка; 2) а) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще - исключительное право на что-л.; б) крупные объединения предприятий (картели, синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты), возникающие на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и сбыта той или иной продукции и господствующие на рынке с целью извлечения монопольной сверхприбыли.
ЦЕНА МОНОПОЛЬНАЯ (monopoly price) - специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости и цены производства в результате монопольного положения на рынке продавца или покупателя товара и обеспечивающая получение монопольной сверхприбыли. Различаются два вида М.ц.: монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию, и монопольно низкие, по которым они закупают у немонополизированных производителей сырье или продукты для переработки. Обесценение денег, выражающееся прежде всего в росте цен на товары и услуги. Инфляция порождается комплексом причин, важнейшими из которых являются: дефицит государственного бюджета, для покрытия которого выпускаются государственные ценные бумаги или просто бумажные деньги; высокий уровень непроизводительных расходов государства (особенно военных расходов), приводящий к таким затратам человеческого труда, которые не оборачиваются увеличением выпуска потребительских благ; товарный дефицит, приводящий к отрыву спроса от предложения и на этой базе - к росту цен; монопольное положение ряда производителей, позволяющее им повышать цены на свою продукцию без соответствующего повышения ее потребительских качеств или же выпускать преимущественно дорогостоящую продукцию; отрыв роста заработной платы от роста производительности труда, а также ряд других причин; инфляция кредитная - чрезмерное расширение кредита банками.
На фоне пассивности, проявленной странами-потребителями, нефтяные кризисы последних лет несут с собой поучительный опыт. Впервые индустриальный Запад и развивающийся мир столкнулись лицом к лицу с реальностью своей растущей и почти незаметно возникшей зависимости от импорта нефти. Несмотря на разрекламированное в 60-х годах стремление правительств большинства стран добиться полной пропорциональности в своем энергобалансе, построенном на конкуренции между четырьмя видами топлива, а именно нефтью, газом, углем и атомной энергией, почти во всех странах нефть составляет не только основную часть их энергопотребления, но и фактически занимает монопольное положение во многих секторах топливного рынка как для промышленных, так и бытовых целей.
Тем не менее деятельность нефтяных компаний в распределении газа по дальнейшим звеньям газовой цепочки ограничивается небольшой долей их участия в транспортных компаниях. В прошлом это ставило нефтяные компании в двойственное положение, когда они продавали топливо (которое обладает высокой конкурентоспособностью по отношению к нефти) организациям, которые, конечно, хотели использовать свое монопольное положение для конкуренции с этими же компаниями.
Таким образом, при оценке инвестиционной привлекательности реальных инвестиций необходимо разделять уровень инвестиционной привлекательности отрасли в целом и отдельных крупных предприятий, занимающих монопольное положение и влияющих в значительной степени на инвестиционную активность в отрасли.
Центры валютной гегемонии — господства в валютной сфере — периодически перемещаются в силу неравномерности развития стран. До первой мировой войны валютная гегемония закрепилась за Великобританией, которая господствовала в мировом производстве и торговле, банковском и страховом деле, валютных отношениях. Перемещение финансового центра из Европы в США в итоге первой мировой войны вызвало острую борьбу за валютную гегемонию между фунтом стерлингов и долларом. После второй мировой войны доллар стал единственной валютой-гегемоном. Формирование трех центров силы в 70—90-е годы сопровождается созданием новых центров валютного господства, прежде всего в Западной Европе, а также в Японии, что подорвало монопольное положение доллара США.
2. Девальвация 1949 г. была проведена в известной мере под давлением США, которые использовали повышение курса доллара для поощрения экспорта своих капиталов, скупки по дешевке товаров и предприятий в западноевропейских странах и их колониях. С ревальвацией доллара увеличилась долларовая задолженность стран Западной Европы, что усилило их зависимость от США. Повышение курса доллара не отразилось на экспорте США, занимавших монопольное положение на мировых рынках в тот период.
От американоцентризма к полицентризму в валютной сфере. Доллар постепенно утратил монопольное положение в валютных отношениях. Марка ФРГ, а в перспективе евро, швейцарский франк, японская иена соперничают с ним на валютных рынках, используются как международное платежное и резервное средство. Исчезла экономическая и валютная зависимость стран Запад-
Утрата долларом монопольной роли. Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, разбухание краткосрочной внешней задолженности, уменьшение официального золотого запаса страны, инфляция, две девальвации подорвали монопольное положение доллара как резервной валюты в 70-х годах. Формально лишенный этого статуса в результате Ямайской валютной реформы доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с другими странами, их огромными заграничными инвестициями. Зарубежные предприятия американских монополий выпускают больше продукции, чем любая западноевропейская страна или Япония. Это определяет господствующую роль США в международных экономических, в том числе валют-но-кредитных и финансовых, отношениях.
Многие послевоенные международные кредиты имели ярко выраженный военно-стратегический характер. В условиях противостояния двух систем США использовали свои займы для формирования военных блоков, подавления национально-освободительного движения, поддержки реакционных режимов в других странах. С 50-х годов США утратили монопольное положение в сфере международного кредита, так как страны Западной Европы превратились из должников в кредиторов. Возникновение трех миро-
После первой мировой войны в силу действия закона неравномерности развития стран ведущий мировой финансовый центр переместился в США, которые занимали монопольные позиции до 60-х годов XX в., хотя Лондон продолжал играть важную роль в международных, валютных, кредитных и финансовых операциях. С 60-х годов монопольное положение США как мирового финансового центра было подорвано, так как возникли новые центры — в Западной Европе и Японии. В целях повышения конкурентоспособности и рейтинга национальных банков, осуществляющих международные операции, промышленно развитые страны провели дерегулирование их деятельности, постепенно отменив ограничения, особенно валютные.
Государственные цены устанавливаются государством чаще всего на продукцию отраслей, занимающих монопольное положение на рынке: на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на цены в стране, а также социально значимые товары и услуги.
Мониторинг деятельности Монопольное положение Маневренность собственных Монтажный инструмент Монтажных объединений Монтажных управлениях Монтажная организация Монтажного производства Моральных ценностей Моральное состояние Морального поощрения Московская межбанковская Московской регистрационной вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|