Монопольную сверхприбыль



ти имущество; недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности; защиту прав и интересов субъектов П.д., действующих на территории страны местонахождения и иностранных государств на основе международных соглашений; недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц; равное право доступа всех субъектов П.д. на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм; защиту имущества предприятий от незаконного изъятия; свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством и заключенными договорами; право предпринимателя в соответствии с законодательством, уставом предприятия и договором (контрактом), заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства; экономическую, научно-техническую, правовую поддержку П.д.; возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами; недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости и цены производства в результате монопольного положения на рынке продавца или покупателя и обеспечивающая получение монопольной сверхприбыли. Монопольные цены существуют двух видов: 1. монопольно высокие - на продажу своей продукции; 2. монопольно низкие — на закупку сырья или продуктов для переработки.

Медленное понижение цен на нефть, начавшееся в 1981 году и приобретшее в 1986 году обвальный характер, привело разработчиков прогнозов к осознанию того, что эпоха монопольного положения ОПЕК на мировом рынке нефти завершается, усиливается влияние других стран-производителей нефти (не членов ОПЕК) на состояние рынка, усиливается конкурентная борьба между нефтедобывающими странами. Усиление конкурентной борьбы между производителями ведет к повышению роли потребителя на рынке. Поэтому потребление нефти стало темой номер один в прогнозных оценках 1984-1987 гг. Ни до, ни после этого четырехлетия теме потребления нефти не уделялось такого большого внимания. Среднее число прогнозов, публикуемых за год, в 1984-1987 гг. тоже достигло своего максимума.

Медленное понижение цен на нефть, начавшееся в 1981 году и приобретшее в 1986 году обвальный характер, привело разработчиков прогнозов к осознанию того, что эпоха монопольного положения ОПЕК на мировом рынке нефти завершается, усиливается влияние других стран-производителей нефти (не членов ОПЕК) на состояние рынка, усиливается конкурентная борьба между нефтедобывающими странами. Усиление конкурентной борьбы между производителями ведет к повышению роли потребителя на рынке. Поэтому потребление нефти стало темой номер один в прогнозных оценках 1984-1987 гг. Ни до, ни после этого четырехлетия теме потребления нефти не уделялось такого большого внимания. Среднее число прогнозов, публикуемых за год, в 1984-1987 гг. тоже достигло своего максимума.

Таким образом, в 1986 г. начался новый этап развития мирового рынка нефти, характеризующийся тем, что ни покупатели, ни продавцы нефти больше не могут занимать монопольного положения на рынке, что и требует развитых рыночных институтов (бирж).

В нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности износ основных фондов составляет 65%, а коэффициент обновления — лишь 5,2%. Одним из факторов, сдерживающих техническое перевооружение предприятий, является отставание отечественного машиностроения от потребностей предприятий отрасли. В связи с этим целесообразно расширить возможности выхода предприятий на зарубежный рынок по закупке оборудования и технологических разработок, предусмотреть право предприятий конвертировать часть заработанных средств на приобретение оборудования для технического перевооружения и реконструкции, а также для решения экологических проблем. Эти меры обеспечили бы и снижение * монопольного положения отечественного машиностроения.

• высокое доверие к персоналу. Очевидно, что организационно-управленческая эффективность несовместима с жестким управлением авторитарного типа с сохранением своеобразного монопольного положения лидера. Большим потенциалом обладает децентрализация власти, позволяющая материализовать рассмотренные требования, обеспечивающие современный уровень менеджмента и статус предприятия инновационного типа.

В хозяйственной деятельности крупных промышленных объединений, концернов усиливается значение внешнеэкономической деятельности. Необходимость производства продукции для реализации на внешних рынках может быть обусловлена такими факторами, как малая емкость или насыщенность внутреннего рынка, высокий уровень внутренней конкуренции, возможность использования монопольного положения на мировом рынке, конъюнктура цен. Для отечественных предприятий более важными в настоящее время являются факторы, обусловленные особенностями экономической системы и теми процессами, которые связаны с переходом к рыночной экономике. Например, неконвертируемость рубля приводит в движение такой временный фактор стимулирования внешнеэкономической деятельности, как необходимость получения свободно конвертируемой валюты.

Государство через финансовую политику, регулирование кредита и денежного обращения, а также через систему государственных заказов оказывает влияние на хозяйственную деятельность предприятий и монополий. Так, стремление правительства США поддержать мелкие и средние предприятия нашло свое выражение в стабилизации цен на сельско-хозяйственные продукты, выразившееся в установлении минимально допустимого уровня цен на основные продукты, поддержке коллективных договоров, законодательстве о минимальной заработной плате, гарантированном минимуме дохода, утверждении льготных тарифов и т.д. В США были приняты антитрестовские законы, направленные против сговора отдельных компаний, а также против монопольного положения одной компании. Объединение их или согласование ими действий объявляются вне закона, даже если цель состоит в том, чтобы обеспечить мелким фирмам возможность эффективно работать с крупными.

Но здесь надо учитывать, что господство частного сектора в экономике неизбежно ведет к господству частного капитала в политике, а это несовместимо с главной функцией государства как гаранта социальной справедливости. В то же время наличие мощного государственного сектора создает в известной мере условия для сохранения бюрократии. Выход один: государственные предприятия должны быть лишены монопольного положения по сравнению с другими формами собственности и поставлены в условия рыночной конкуренции. Этого можно достичь путем акционирования предприятий, причем государство должно быть основным держателем акций. Тогда представители государства будут не только находиться в правлении, но и играть немаловажную роль в принятии решений. При этом государство получает и налог с прибыли, и дивиденды по акциям.

г. провалились и, убедившись в бесплодности своих попыток удержать высокие мировые цены на нефть, Саудовская Аравия в 1986 г. резко увеличила размеры своей добычи. В итоге цены на мировом рынке нефти упали. Еще в январе 1986 г. среднемировая цена нефти была равна 18,65 $/барр., в апреле она составила уже только 9,73 $/ барр. Этот шаг Саудовской Аравии означал конец монопольного положения стран ОПЕК и нефтяного картеля на мировом рынке нефти.


Оставив добычу нефти за большим числом мелких фирм, он вложил весь свой капитал в нефтепереработку. Выступив, таким образом, новатором, Рокфеллер фактически монополизировал нефтяную промышленность США: его компания оказалась в качестве монополиста (единственного продавца нефтепродуктов) и монопсониста (единственного покупателя сырой нефти). Сырая нефть закупалась Рокфеллером по низким ценам, а производимые его компанией нефтепродукты (керосин, а позже и бензин) продавались по высоким. Большая разница в ценах на сырую нефть и нефтепродукты позволяла Рокфеллеру получать монопольную сверхприбыль.

С организацией картеля на мировом рынке нефти вновь воцарился и еще более упрочился монопольный принцип ценообразования. На протяжении 1928-1947 гг. каргель имел почти безраздельную власть над мировой ценой нефти: цена на сырую нефть и нефтепродукты, устанавливаемая картелем, отличалась завидным постоянством, почти не зависела от конъюнктуры рынка. Картель устанавливал выгодное для себя соотношение цен на нефть и нефтепродукты, извлекая гигантскую монопольную сверхприбыль из разницы в цене сырой нефти и продуктов ее переработки; во всех странах мира нефть продавалась картелем фактически по цене, складывающейся на внутреннем рынке США. Что касается цены на нефть на рынке США, то она складывалась с учетом интересов тех независимых нефтедобывающих компаний страны, которые не входили в картель. Средние издержки добычи нефти в США были в тот период самыми высокими в мире, чем определялся высокий уровень цен на нефть на американском рынке. Чтобы вести миро-

Кроме этого, даже очень перспективная идея сама по себе не гарантирует предприятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от инновационной деятельности, предпринимательской фирме необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям.

Монопольная Как мы выяснили, монополии имеют возможность са-сверхприбыль мостоятельно устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль — избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль.

Монопольная Как мы выяснили, монополии имеют возможность са-сверхприбыль мостоятелъно устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль — избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль.

Окрепшему акционерному капиталу Запада стало тесно в рамках внутреннего рынка. В погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны. Усилившийся вывоз капитала и широкий международный обмен породили международные монополии. Они поделили между собой мировые рынки сбыта, источники сырья и области приложения капитала экономически. Это было сделано посредством договоров, аренды, концессий и т.п. Раздел мирового экономического пространства создал для крупного капитала возможность извлекать монопольную сверхприбыль на территориях многих зависимых стран. По приблизительным подсчетам исследователей, в конце XIX в. насчи-

Монопольная Как мы выяснили, монополии имеют возможность са-сверхприбыль мостоятельно устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль — избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль.

Монопольная Как мы выяснили, монополии имеют возможность са-сверхприбыль мостоятелъно устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль — избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль.

Окрепшему акционерному капиталу Запада стало тесно в рамках внутреннего рынка. В погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны. Усилившийся вывоз капитала и широкий международный обмен породили международные монополии. Они поделили между собой мировые рынки сбыта, источники сырья и области приложения капитала экономически. Это было сделано посредством договоров, аренды, концессий и т.п. Раздел мирового экономического пространства создал для крупного капитала возможность извлекать монопольную сверхприбыль на территориях многих зависимых стран. По приблизительным подсчетам исследователей, в конце XIX в. насчи-

Как мы выяснили ранее (в теме 7, § 2), монополии имеют возможность сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный бизнес использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль — избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех фирм прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным доходом образует монопольно высокую прибыль. Такова-типичная структура дохода монополистических объединений, характерная для первой половины XX в.

Окрепшему акционерному капиталу западных стран стало тесно в рамках внутреннего рынка. В погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны. Усилившийся вывоз капитала и широкий международный обмен породили международные монополии. Они поделили между собой мировые рынки сбыта, источники сырья и области приложения капитала экономически. Это было сделано посредством договоров, аренды, концессий и т. п. Раздел мирового экономического пространства создал для крупного капитала возможность извлекать монопольную сверхприбыль на территориях все большего количества стран.


Мониторинг общественного Монопольную сверхприбыль Монополии государства Монтажные организации Монтажных организациях Монтажными организациями Монтажной организацией Монтажному управлению Моральными качествами Маневрирования финансовыми Морального стимулирования Московский общественный Московское региональное вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика