Монополизации производства



Тема 16. Противодействие монополизации экономики.

1. Формы монополизации экономики. Естественные монополии. Государственные монополии. Показатели монополизации экономики.

4. Формы противодействия недобросовестной конкуренции, монополистической практике, монополизации экономики.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершенная конкуренция (в то время не требовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).

— создание межгосударственных правовых стандартов для ггеграции национальной экономики в мировое хозяйство. В качестве азбучного примера законодательного регулиро-ния экономики обычно приводят принятый в 1890 году в ПА «Закон Шермана» (является правовым средством раничения процесса монополизации экономики и направки на стимулирование конкуренции). В современных раз-[тых государствах законодательное регулирование эконо-аки является весьма сложным по видам, составу, целям и эфективности применения. Оно включает законы, кодек-I, указы, поправки к законам и другие юридические нор-id: высших законодательных органов и лиц (Президента 1И иного лица) государства. В этом смысле основная про-[ема сводится к тому, чтобы максимизировать общий эко->мический эффект от применения согласованных (увязан-лх) между собой юридических норм.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершенная конкуренция (в то время не требовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).

— создание межгосударственных правовых стандартов для ггеграции национальной экономики в мировое хозяйство. В качестве азбучного примера законодательного регулиро-ния экономики обычно приводят принятый в 1890 году в ЛА «Закон Шермана» (является правовым средством раничения процесса монополизации экономики и направ-я на стимулирование конкуренции). В современных раз-[тых государствах законодательное регулирование эконо-аки является весьма сложным по видам, составу, целям и эфективности применения. Оно включает законы, кодек-I, указы, поправки к законам и другие юридические нор-;>: высших законодательных органов и лиц (Президента 1И иного лица) государства. В этом смысле основная про-сема сводится к тому, чтобы максимизировать общий эко->мический эффект от применения согласованных (увязан-лх) между собой юридических норм.

монополии. Сферы монополизации экономики.

Выравнивание норм прибылей в производстве и торговле усилилось при монополизации экономики. Эта тенденция существенно усилилась в результате объединения крупных промышленного и торгового капиталов.

3. Сложились два главных подхода к финансовой стабилизации, в основе которых лежат различные представления о природе инфляции в переходной экономике. В соответствии с монетарным подходом инфляция целиком зависит от темпов прироста денежной массы. Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют такие факторы, как диспропорции в структуре народного хозяйства, высокая степень монополизации экономики и т.д.

Немонетарный подход к финансовой стабилизации — концепция, согласно которой на уровень инфляции определяющее воздействие оказывают диспропорции в отраслевой структуре производства, высокая степень монополизации экономики, незавершенность формирования инфраструктуры рынка, высокая степень бюрократизации и криминализации экономики и др.


Федеральная торговая комиссия США обвинила восемь крупнейших нефтяных компаний («Эксон», «Тексако», «Галф ойл», «Мобил ойл», «Стандард ойл оф Калифорниа», «Стандард ойл оф Индиана»,. «Шелл ойл», «Атлэнтик ричфилд») в монополизации производства и сбыта бензина, что привело к острой нехватке в стране этого вида горючего.

в совокупности. Если степень фактической концентрации производства (фактическая величина а или v) составляет некоторую долю предельного значения при монополизации производства на одном предприятии, то отношение фактического показателя к предельному может характеризовать степень концентрации (или монополизации) производства.

.;, Даже хлеб, мясо и другие подобные товары на самом деле неоднородны по сортам, видам и т. п. Чем разнообразнее ассортимент товара, тем меньше, при прочих равных условиях, возможность монополизации производства. Качественная вариация, как и количественная вариация долей, облегчает конкуренцию.

Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий-монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты этой группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий-монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА -комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

монополизации производства широкое распространение получило применение свободных, договорных и других видов цен.

надежности и квалифицированного технического обслуживания. Количество потребителей товаров народного потребления гораздо больше, чем машиностроительной продукции, хотя последние и обладают гораздо большей покупательной способностью и финансовыми возможностями. Производству потребительских товаров присущ гораздо меньший уровень монополизации, чем машиностроительным изделиям. Как правило, высокий уровень монополизации производства ведет к диктату изготовителя, ставит его в неравные условия с потребителем и в целом не способствует совершенствованию конструкций и улучшению качества выпускаемых изделий, росту их международного признания.

Потери общества, возникающие вследствие монополизации производства, можно рассмотреть, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (предполагая, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек), рис. 7.19.

Нередко степень естественной монополизации производства переоценивается. Черты естественной монополии часто присущи только одной из сосредоточенных в рамках производств компании-монополиста. Так, ею являются эксплуатируемые компаниями железнодорожные пути, но не подвижной состав; каналы телефонной связи, но не передающие устройства. Конкуренция невозможна в первых видах деятельности, а во вторых она вполне допустима. Однако для организации эффективной конкуренции в железнодорожных перевозках, телефонной связи, водоснабжения и т. п. необходим доступ к сетям, владельцы которых обычно противятся конкуренции.

производства импортируемого изделия; степень монополизации производства; финансовое положение фирмы-поставщика; отношения между продавцом и покупателем; экономическая и внутриполитическая обстановка в стране продавца.


Монопольную сверхприбыль Монополии государства Монтажные организации Монтажных организациях Монтажными организациями Монтажной организацией Монтажному управлению Моральными качествами Маневрирования финансовыми Морального стимулирования Московский общественный Московское региональное Маневрировать ресурсами вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика