|
Маржинальном калькулировании
Введение (200) Цель (201) Обоснования маржинального и полного калькулирования (202) Отчет о прибылях и убытках (204) Принятие решений (219) Сравнительный анализ полного и маржинального калькулирования (224) Резюме (231) Дополнительная литература (232) Вопросы и задания (233)
В следующей главе мы обсудим маржинальное калькулирование, которое основано на отличной от рассмотренной трактовки накладных затрат и расчет удельных затрат, изучим варианты составления отчета о прибылях и убытках, базирующиеся на принципах маржинального калькулирования и калькулирования методом полного распределения затрат и проведем сравнение этих двух методик.
Пример 5.1. "Вклад" — ключевое понятие маржинального калькулирования.
• применять принципы маржинального калькулирования для принятия решений;
накладные затраты будут равны нулю (что вряд ли реально возможно). Такая трактовка затрат, как мы увидим, может привести к принятию решения, которое окажется нежелательным с финансовой точки зрения. (Следует отметить, что эти трудности не возникают в условиях маржинального калькулирования: совокупные переменные накладные затраты по определению изменяются прямо пропорционально объему выпуска продукции.)
=> Используя данные примера 5.2, определите производственные затраты в расчете на единицу продукции на основе: (а) полного калькулирования и (б) маржинального калькулирования.
(с использованием системы маржинального калькулирования)
=> Взгляните снова на исходный отчет о прибылях и убытках, составленный на основе маржинального калькулирования. Повлияет ли увеличение запасов на конец отчетного периода на величину отчетной прибыли?
Краткий ответ — "нет". Объем производства увеличился, но при этом объем продаж остался неизменным, а это означает, что выручка, себестоимость реализованной продукции и постоянные затраты также не изменились, поэтому чистая прибыль останется на уровне 247 000 ф.ст., как было рассчитано первоначально. Для скептиков пересмотренный отчет о прибылях и убыках с использованием маржинального калькулирования приведен ниже.
(с использованием системы маржинального калькулирования)
=> Как отразится на величине отчетной прибыли сокращение запасов на 2000 ед. при использовании маржинального калькулирования? Различная трактовка постоянных производственных накладных затрат и выбранная группировка затрат находят отражение в отчете о прибылях и убытках. При полном калькулировании все затраты, участвующие в формировании объема реализованной продукции (прямые и косвенные, постоянные и переменные) включаются в расчет себестоимости этой продукции, а значит, и в определение валовой прибыли. При маржинальном калькулировании в расчет себестоимости реализованной продукции, а значит, и определение маржинальной прибыли (вклада) включаются все переменные затраты. Прежде всего выручка за вычетом всех переменных затрат дает маржинальную прибыль на покрытие постоянных затрат, обеспечивая таким образом вклад в сумму прибыли. Понятие вклада в маржинальном калькулировании является центральным; мы будем его использовать ниже в данной
Пример 5.3. Сверка значений прибыли, рассчитанных при полном и маржинальном калькулировании
Теперь можно увидеть, почему и как чистая прибыль, рассчитанная на основе полного калькулирования, реагирует на увеличение/снижение запасов. Поскольку себестоимость единицы продукции при распределении всех накладных затрат выше, чем при маржинальном калькулировании, оценка одних и тех же запасов в первом случае окажется также выше. Это означает, что при полном калькулировании увеличение запасов за отчетный период приводит к тому, что часть затрат рассматривается как расходы будущих периодов, капитализированные в оценке запасов до их списания с баланса в момент продажи. И напротив, в случае сокращения запасов в течение отчетного периода, при использовании полного калькулирования будет списана большая сумма затрат предыдущих периодов, чем при маржинальном калькулировании. Именно поэтому, когда объем производства превысил неизменный объем реализации, чистая прибыль OSN Ltd., исчисленная с использованием полного калькулирования, увеличилась на 72 000 ф.ст., поскольку на эту же сумму оказались выше отсроченные затраты (чем при маржинальном калькулировании). Когда объем реализации превысил объем производства, в отчетном периоде было списано на 36 000 ф.ст. больше затрат прошлого периода.
Кроме того, классификация затрат при маржинальном калькулировании сама по себе может обусловливать некоторые проблемы, например:
При маржинальном калькулировании себестоимость единицы продукции не включает постоянные производственные накладные затраты. Это единственное различие между маржинальной и полной себестоимостью.
Чистая прибыль при маржинальном калькулировании изменяется только под влиянием объема реализации. Чистая прибыль при полном калькулировании — и объема реализации, и объема запасов.
производство < реализации: выше при маржинальном калькулировании.
Chadwick L. The Essence of Management Accounting, Prentice Hall, 1991. См. гл. 6 на предмет краткого резюме споров о полном и маржинальном калькулировании.
5.2. Компания КХ Ltd. производит и продает детские машины. Каждая машина продается по 80 ф.ст. Системой полного калькулирования за истекший квартал была отражена чистая прибыль в размере 70 000 ф.ст. Прибыль на основе оценок при маржинальном калькулировании за тот же квартал составила 67 000 ф.ст. Имеются следующие утверждения, относящиеся к отчетному кварталу:
(б) Чистая прибыль при маржинальном калькулировании изменяется с колебанием и объема реализации, и объема производства.
(д) Переменные коммерческие, административные затраты и торговые затраты исключаются из расчета величины вклада при маржинальном калькулировании.
Маркетинг персонала Маркетинг представляет Маркетинг становится Маркетологи стремятся Магистральным нефтепроводам Масштабах деятельности Масштабами производства Масштабов деятельности Масштабов применения Массового крупносерийного Массового поточного Массового серийного Массового внедрения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|