|
Необходимость государственного вмешательства
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
кой своей эластичности неизбежно начинают играть разрушительную и для потребителя, и для производителя роль (это ярко обнаруживается ныне у нас). Необходимость государственного регулирования цен была признана еще в 30-х гг., после мирового экономического кризиса. В США, Западной Европе стали практиковаться коридоры цен и целевые цены. Ныне последние, а также товарные интервенции и прямые доплаты — неотъемлемые элементы системы госрегулирования продовольственного рынка в развитых странах.
Аргументом в пользу такого объединения служит убеждение, что форсированный переход от абсолютной централизации с распределением рыночных фондов продовольствия и горючего по регионам и ведомствам к абсолютной свободе предприятий, без всякого регулирования и помощи государства, является нереальным и несет негативные последствия. Необходимость государственного регулирования развивающейся рыночной экономики диктует необходимость выработки общего языка, общих понятий, общих подходов к экономическому анализу — начальному циклу всякого управления и регулирования — на макро- и микроуровне.
приятии по обеспечению общества необходимой информацией, что обусловливает необходимость государственного регулирования раскрытия информации в бухгалтерской отчетности [32]. Более того, в данной ситуации сужается роль бухгалтерской профессии, поскольку предпочтение отдается не профессиональному суждению, а строгому следованию предписанным законам и правилам бухгалтерской субкультуры. Для сравнения, в США и Великобритании сравнительно высокий уровень профессионализма и низкий уровень консерватизма и секретности оказывают положительное влияние на степень раскрытия, а индивидуалистические ценности общества более связаны с обеспечением информацией акционеров или инвесторов, чем общества в целом.
По мере становления и развития товарно-денежных отношений, экономического обособления хозяйствующих субъектов в свободном товарообороте формируется потребность стимулировать или сдерживать воспроизводство, оказывать воздействие на платежеспособный спрос населения, способствовать размещению капитала. Необходимость государственного регулирования перераспределительных процессов в обществе, установление степени этого вмешательства в экономику обосновывались еще со времен меркантилистов (конец XV — начало
кой своей эластичности неизбежно начинают играть разрушительную и для потребителя, и для производителя роль (это ярко обнаруживается ныне у нас). Необходимость государственного регулирования цен была признана еще в 30-х гг., после мирового экономического кризиса. В США, Западной Европе стали практиковаться коридоры цен и целевые цены. Ныне последние, а также товарные интервенции и прямые доплаты — неотъемлемые элементы системы госрегулирования продовольственного рынка в развитых странах. Имеются и другие особенности сельского хозяйства, которые требуют государственного вмешательства. Сельскохозяйственное производство очень капиталоемко, органический состав капитала здесь уже выше, чем в обрабатывающей промышленности. Фондоотдача же в силу самой биологической природы производства, его территориальной разбросанности и зависимости от погодных условий относительна низка. Это противоречие преодолевается посредством госдотаций и поддержания цен. Аграрный сектор не в состоянии создать и поддерживать свою инфраструктуру. Это требует помощи государства.
Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.
1.6.1. Центральной идеей основной работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) явилось отрицание устойчивого равновесия и имманентности характера автоматического саморегулирования капиталистической экономики. Соответственно, на первый план в его построениях выдвигалась необходимость государственного регулирования этой экономики [4].
Процесс формирования и использования фондов социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Именно объективные законы обусловливают необходимость создания фондов для финансирования потребностей лиц, не участвующих в трудовом процессе, предопределяют конкретные виды выплат и льгот, адекватные тому или иному этапу экономического развития. Действие закона стоимости обусловливает денежную форму образования и расходования фондов в виде пенсий, пособий, выплат, целевого финансирования, необходимость государственного регулирования экономики предопределяет централизацию значительной доли фондов в общегосударственном масштабе, их функционирование в соответствии с принятыми нормативными документами.
Наибольшее развитие этот монетаризм получил при проведении экономических преобразований Р.Рейганом и М.Тэтчер в середине и конце 70-х годов. Сейчас монетарная политика рассматривается как наиболее приемлемый способ государственного регулирования для цивилизованной и демократической страны. Действительно, с помощью денежно-кредитной политики мы воздействуем на экономику более мягко, чем с помощью других методов. Таким образом, монетаризм попытался соединить в себе как признание оптимизирующей функции свободного рынка, так и необходимость государственного регулирования экономики.
и необходимость государственного Ценности бухгалтерской субкультуры оказывают влияние на некоторые аспекты бухгалтерской практики, такие, как: а) полномочия бухгалтерской системы, б) обязательность их применения, в) применяемые методы оценок, д) степень раскрытия информации [14]. В частности, уровень профессионализма, предпочтительный в бухгалтерской субкультуре, может повлиять на широту полномочий бухгалтерской системы. Чем выше уровень профессионализма, тем более развито профессиональное саморегулирование и тем меньше необходимость государственного вмешательства. Степень единообразия, принятая в бухгалтерской субкультуре, может оказывать воздействие на форму и методы бухгалтерской системы. Чем выше уровень единообразия, тем меньшее значение имеет профессиональное суждение и тем строже бухгалтерские правила. Уровень консерватизма бухгалтерской субкультуры может оказать влияние на применяемую систему бухгалтерских оценок. Чем выше уровень консерватизма, тем сильнее связь с традиционными методами оценок. Степень секретности, предпочитаемой в бухгалтерской субкультуре, может влиять на объем раскрытия информации в финансовой отчетности. Чем выше секретность, тем меньше раскрывается информации. Влияние социальных ценностей на формирование бухгалтерской системы представлено на рис. 18.1.
В главах 30 и 31 мы более углубленно рассмотрим роль государства в экономике и выявим ряд проблем, с которыми оно сталкивается в своей экономической деятельности. Сначала мы вернемся к проблеме несостоятельности рынка, затронутой в главе 6. Методы маржинального анализа позволяют более подробно рассмотреть вопрос об общественных товарах и внешних эффектах. Далее мы довольно детально проанализируем наиболее широко распространенный внешний эффект — загрязнение окружающей среды. Наконец, мы перейдем к вопросу о недостаточности информации в частном секторе, что вызывает необходимость государственного вмешательства в экономику.
8. Отсутствие предпринимательского класса, неразвитость инфраструктуры, дилемма «сбережения — инвестиции» и отрицательное воздействие социально-культурных факторов вызывают необходимость государственного вмешательства для стимулирования процесса экономического роста. Тем не менее широкое распространение коррупции и плохое управление экономикой делают государственное регулирование в менее развитых странах относительно неэффективным с точки зрения его воздействия на экономический рост.
необходимость государственного вмешательства в национальную экономику при
Кейнсианство — направление экономической теории, разработанное Дж.М. Кейнсом и называемое теорией эффективного спроса. Ее идея состоит в том, чтобы через стимулирование спроса воздействовать на производство и предложение товаров, сократить безработицу. Кейнс обосновывал необходимость государственного вмешательства в экономику в отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию возникающих диспропорций между спросом и предложением. Современное кейнсианство — это не одна, а несколько макроэкономических теорий, в известной мере различающихся выбором целей и средств макроэкономической политики
Кейнсианство — направление экономической теории, разработанное Дж.М. Кейнсом и называемое теорией эффективного спроса. Ее идея состоит в том, чтобы через стимулирование спроса воздействовать на производство и предложение товаров, сократить безработицу. Кейнс обосновывал необходимость государственного вмешательства в экономику в отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию возникающих диспропорций между спросом и предложением. Современное кейнсианство — это не одна, а несколько макроэкономических теорий, в известной мере различающихся выбором целей и средств макроэкономической политики
10.3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику . ...............174
КЕЙНСИАНСТВО — школа экономической мысли, основателем которой был английский экономист Дж. Кейнс, поставившая в центр внимания проблемы макроэкономики и обосновавшая необходимость государственного вмешательства в экономику. Возникла в 30-е гг. XX в. как ответ на Великую депрессию 1929—1933 гг.
10,3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
Вместе с тем конкурентный рынок имеет ряд недостатков, или, говоря научным языком, терпит фиаско. Выделяя основные фиаско рынка, экономисты исходят из того, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно "провалами" рынка.
г) необходимость государственного вмешательства в экономику.
Направлений исследования Направлений производственно Направлений технического Направлениях налоговой Направлениям деятельности Направлениям технического Направления финансирования Направления формирования Направления инвестирования Направления капитальных Начисленные дивиденды Направления распределения Направления стратегического вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|