Необходимость перестройки



Так, при проведении в промышленности хозяйственной реформы и введении платы за пользование производственными фондами возникла необходимость пересмотра оптовых цен. Действовавшие до 1967 г. оптовые цены на нефть и нефтяной газ не учитывали всех издержек производства, в них не отражались значительные затраты на геолого-поисковые и разведочные работы, они не обеспечивали также платы за пользование производственными фондами. Основная масса накоплений сосредоточивалась в нефтесбыте и нефтепереработке при пониженной рентабельности нефтегазодобычи. Недостатком прежних цен была также их множественность — для 113 НПУ действовало 98 цен.

Часто слу чается так, что система контроля указывает на необходимость пересмотра планов. Если, например, почти все коммивояжеры превышают свои квоты на 50%, то, видимо, это — слишком низкая квота, и она не может служить стандартом приемлемой результативности. Успешно действующие организации зачастую вынуждены пересматривать свои стандарты в сторону повышения. Кроме того, временами оказывается, хотя это и не должно происходить слишком часто, — что планы составлены чересчур оптимистично. Поэтому стандарты подчас надо пересматривать и в сторону понижения. Стандарты, требования которых выполнить очень трудно, фактически, делают тщетными стремления рабочих и менеджеров достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию. Как и в случае с корректируют,!-

Переход предприятий на полный хозяйственнь'й расчет и самофинансирование вызывает необходимость пересмотра порядка организации внутрипроизводственного хозрасчета, доведения условий полного хозяйственного расчета до цехов, участков, бригад, обеспечения единства и неразрывности экономики предприятия и его подразделений, нового подхода к оценке хозяйственной деятельности подразделений предприятия.

Глубокие качественные изменения, происходящие ныне и ожидаемые в течение последней трети XX в. в мировом производстве и потреблении энергии, вызывают необходимость пересмотра некоторых методологических положений, принятых в настоящее время при разработке энергетических балансов.

В последние годы девятой пятилетки определились факторы, обусловливающие необходимость совершенствования применяемого в отрасли экономического механизм,} новой системы планирования и экономического стимулирования. Дальнейшее ухудшение горно-геологических условий разработки месторождений не может быть компенсировано размером рентной ставки, включенной в состав действующей отпускной цены на нефть. Необходимость пересмотра цен на нефть становится крайне актуальной уже в ближайший период.

При проведении в промышленности хозяйственной реформы и введении платы за пользование производственными фондами возникла необходимость пересмотра оптовых цен. Действовавшие до 1967 г. оптовые цены на нефть и нефтяной газ не учитывали всех издержек производства, в них не отражались значительные затраты на геологопоисковые и геологоразведочные работы, они не обеспечивали также платы за пользование производственными фондами. Так, при довольно высоком проценте прибыли в нефтедобывающей промышленности, исчисленной по отношению к себестоимости (35%), добыча нефти не могла обеспечить плату за фонды, так как рентабельность, определяемая в процентах к стоимости основных производственных фондов, составляла всего 5—6%. Следовательно, прежние цены не отражали высокую фондоемкость нефтегазодобывающей промышленности. Основная масса накоплений сосредоточивалась в сбыте нефти и нефтепереработке при пониженной рентабельности добычи нефти и газа. Недостатком прежних цен была

В связи с этим действующие оптовые цены уже не возмещают общественно-необходимые затраты труда на добычу нефти и газа и только на 44% обеспечивают покрытие затрат на геологопоисковые и геологоразведочные работы. Необходимость пересмотра цен очевидна. На XXVI съезде КПСС вопросам совершенствования ценообразования уделено большое внимание и в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» предусмотрено усилить стимулирующее воздействие цен на улучшение качества изделий, ускорение освоения новой высокоэффективной и замены устаревшей техники, более рациональное использование производственных ресурсов и снижение себестоимости продукции.

отношение между различными группами профессий, повышается уровень квалификации рабочих кадров. Эти изменения в профессионально-квалификационном составе рабочих газового хозяйства обусловили необходимость пересмотра подготовки рабочих кадров. До последнего времени основной формой подготовки новых рабочих было прикрепление учащихся в качестве подручных к квалифицированным рабочим.

Отметим, что важнейшим, если не единственным фактором восполнения потерь трудовых ресурсов является сохранение, мобилизация и стимуляция интеллектуального потенциала страны. Проблема образования приобретает особый смысл и в связи с ухудшением экологической ситуации, ограниченностью и исчерпанием природных ресурсов, традиционно низким уровнем ресурсного сбережения, характерного для отечественных технологий. Последнее означает необходимость пересмотра образования в обеих составляющих его частях: в обучении и воспитании.

В организационной схеме должна содержаться большая часть информации, необходимая для решения проблем определения ответственности. В некоторых организациях (компаниях), не имеющих формальной схемы организации, разработка системы управленческого учета требует соответствующего усилия со стороны управленцев. Но даже если такая схема существует, она часто признается неадекватной, либо потому, что не отражает всех уровней и центров ответственности, либо в силу неточного описания фактического порядка разделения ответственности и полномочий внутри данной организации. Может возникнуть необходимость пересмотра самой организационной структуры с тем, чтобы границы сфер компетенции и ответственности четко просматривались. В некоторых случаях усилия по решению других проблем оканчиваются неудачей именно потому, что эти проблемы являются лишь симптомами негодной организационной структуры.

При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные затраты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применяются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабо-


* С 1957 по 1965 г. управление промышленностью в стране осуществлялось через советы народного хозяйства. С ростом общественного производства в этой системе управления начали выявляться крупные недостатки: предприятия одной и той же отрасли промышленности оказались разобщенными, аппарат управления стал многоступенчатым и громоздким, усложнилось решение производственных вопросов, возникли трудности в проведении единой технической политики и обеспечении высокой эффективности производства. Все это вызвало необходимость перестройки управления промышленностью.

На развитие нефтяной промышленности за 1971—1975 г. было затрачено около 18 млрд. руб. капиталовложений, за счет чего было открыто 180 новых нефтяных месторождений, введено около 26 тыс. новых скважин. Комплексно автоматизировано 137 промыслов, добывающих более 340 млн. т нефти, осуществлено техническое перевооружение производства в бурении и добыче нефти. Внедрение новой техники, технологии и автоматизации производства обусловило необходимость перестройки системы управления в отрасли на совершенно новой основе с использованием вычислительной техники и математических методов. В результате проведения указанных мероприятий трудовые затраты в расчете на одну скважину снижены в среднем на 19,4%, весь прирост продукции получен за счет роста производительности труда, а суммарный экономический эффект за пятилетку составил 1,3 млрд. руб.

Независимо ог названных выше форм своем о проявления (формирование ; оти филиалов, cipaioi ическпх оизнос-одиниц. образование малых предприятии до-централизация бизнеса направлена на совершено i воваппе opi анизацис-нпои (пру!- гуры предприятия, что в конечном и ioi о i ювышаот эффок i ивнос ть см о функ -ционирования. Все эти процессы влекут за собой необходимость перестройки сложившейся системы бухт алторскот о учета. В трансформированном виде он должен обеспечить возможность четкою оперативною кон трепля на местах >HU-никновония затрат, создать условия для проведения анализа причин визникноьо пия отклонений от планируемых показателен и оперативною устранения данных отклонений. Все эти задачи мот уч бы ть реи.к:ны лишк, в рамках cor меч парно) о уче-) .1 и от 41.: i нос т и т тредприя т и/т.

Независимо от названных выше форм своего проявления (формирование сети филиалов, стратегических бизнес-единиц и образование малых предприятий) децентрализация бизнеса направлена на совершенствование организационной структуры предприятия, что в конечном счете повышает эффективность его функционирования. Все эти процессы влекут за собой необходимость перестройки сложившейся системы бухгалтерского учета. В трансформированном виде он должен обеспечить возможность четкого оперативного контроля на местах возникновения затрат, создать условия для проведения анализа причин возникновения отклонений от планируемых показателей и оперативного устранения данных отклонений. Все эти задачи могут быть решены лишь в рамках организации учета и отчетности по центрам ответственности предприятия.

Безработица, быстрый рост трудовых конфликтов, усиливающаяся международная миграция, возникновение и развитие предпринимательства, новых форм собственности (частной, иностранной, смешанной и др.) вызывают необходимость перестройки статистики с учетом новых требований.

В современных условиях АИС, АИТ и АРМ, как правило, не создаются на пустом месте. В экономике практически на всех уровнях управления и на всех экономических объектах — от органов регионального управления, финансово-кредитных организаций, предприятий, фирм до организаций торговли и сфер обслуживания — функционируют системы автоматизированной обработки информации. Однако переход к рыночным отношениям, возросшая в связи с этим потребность в своевременной, качественной, оперативной информации и оценка ее как важнейшего ресурса в управленческих процессах, а также последние достижения научно-технического прогресса вызывают необходимость перестройки функционирующих автоматизированных информационных систем в экономике, создания АИС и АИТ на новой технической и технологической базах. Только новые технические и технологические условия — современные АИТ — позволят реализовать столь необходимый в рыночных условиях принципиально новый подход к организации управленческой дея-

значение приобретает необходимость перестройки организационной структуры, установление четких полномочий и ответственности. Без совершенствования такой организации внедрение маркетинга в практику не представляется возможным, поскольку маркетинг как функция управления включает в себя и организационную структуру.

Специфические особенности присущи банковским системам мусульманских государств. Статья 15 Всеобщей исламской декларации прав человека в частности закрепила, что «для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский закон запрещает... ростовщичество..». Ростовщичество (получение ссудного процента «риба») в Исламе занимает третье место в иерархии грехов после вероотступничества и «дружбы с врагами бога». II Всемирный конгресс исламской экономики, подтвердив запрещение риба, указал на необходимость перестройки валютно-финансовой системы мусульманских стран на беспроцентной основе. В последнее время в мусульманских странах наметилась тенденция не только к образованию специализированных исламских банков, но и реорганизации деятельности обычных банков, за исключением иностранных. Так, например, с 1 января 1981 г. все отделения государственных пакистанских банков наряду с обычными операциями стали оказывать банковские услуги правоверным мусульманам в соответствии с Шариатом. Но в ряде мусульманских стран разрешено действовать и обычным банкам, однако выплаты по процентам могут запрещаться законом.

На предприятиях даже с неплохо организованной системой учета тоже сталкиваются с проблемами реализации возможностей реинжиниринга. Сошлемся на опыт одного из предприятий, производящих ликеро-водочную продукцию, руководство которого осознало необходимость перестройки бизнес-процессов. Здесь последовали следующие шаги менеджмента. Полномочия по реализации продукции были переданы дочерней структуре (для повышения качества учета, минимизации налогообложения, снижения хозяйственных рисков). Основное предприятие организовало работу на принципах давальческого сырья. Тем не менее, оба предприятия физически представляли единое целое (офис, склады на территории и т.д.). Была организована система работы по заказам, поскольку доля крупных оптовых заказов преобладала. Отпуск товара стал осуществляться не позже, чем в течение двух дней после поступления заявки (такой временной интервал позволяет сформировать заказ и подготовиться к отгрузке). На принятие конкретных решений по заявке отводится 15 минут. Попытка расширения ассортимента выпускаемой продукции вызвала некоторые проблемы в работе предприятия (время обработки заказов увеличилось до 6 дней).

Вторая проблема - выбор оптимальной стратегии управления, необходимость перестройки организационных структур предприятий, своевременная их адаптация к изменению рыночных условий. Необходимо отметить, что предприятия

В то же время, как уже говорилось, все это вызывает необходимость перестройки сложившихся отношений и функциональных взаимодействий между отдельными людьми и целыми подразделениями. В процессе организационных преобразований, которые ведут к изменению производственных задач, перераспределению функций и обязанностей, часто возникают дополнительные трудности и обострения в отношениях между людьми. В результате усложнения взаимодействий между подразделениями увеличивается количество стыковых проблем, что также ведет к появлению дополнительных противоречий между производственными коллективами. Таким образом, одним из следствий преобразований, а также результатом действия всех предыдущих факторов при проведении организационных изменений является повышение вероятности производственных конфликтов в энергокомпании.


Направлениям инвестиционной Направления экономического Начислению амортизации Направления государственного Направления исследований Направления маркетинговых Направления подготовки Направления реализации Направления тенденции Направлением технического Направление деятельности Направление изменений Направление технического вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика