Неплатежи предприятий



Концептуальная основа второй — идея концентрации усилий тарифной политики исключительно на перспективных направлениях при одновременном открытии внутреннего рынка (соответственно ослабление протекционистской защиты) в секторах «неперспективных» производств. В пользу такой стратегии свидетельствует и мировая практика тарифной защиты национальных производителей разными странами. Именно такую стратегию широко практикуют промышленно развитые страны традиционно рыночной ориентации, для которых характерна значительная дифференциация тарифной защиты национальных производителей в зависимости от стратегических приоритетов развития экономик. В России же степень такой дифференциации ныне «на порядок» ниже. Российская тарифная система пока сориентирована не столько на протекционистские, сколько на фискальные функции, т. е. на увеличение доходов госбюджета: при низкой дисциплине уплаты внутренних налогов импортные пошлины суть одна из наиболее надежных источников пополнения госказны. Политика же фронтального и в одностороннем порядке снижения Россией импортных ставок не только резко контрастировала бы с практикой ведущих держав в мировой торговле, но и нанесла бы серьезный ущерб российским производителям.

Концептуальная основа второй — идея концентрации усилий тарифной политики исключительно на перспективных направлениях при одновременном открытии внутреннего рынка (соответственно ослабление протекционистской защиты) в секторах «неперспективных» производств. В пользу такой стратегии свидетельствует и мировая практика тарифной защиты национальных производителей разными странами. Именно такую стратегию широко практикуют промышленно развитые страны традиционно рыночной ориентации, для которых характерна значительная дифференциация тарифной защиты национальных производителей в зависимости от стратегических приоритетов развития экономик. В России же степень такой дифференциации ныне «на порядок» ниже. Российская тарифная система пока сориентирована не столько на протекционистские, сколько на фискальные функции, т. е. на увеличение доходов госбюджета: при низкой дисциплине уплаты внутренних налогов импортные пошлины суть одна из наиболее надежных источников пополнения госказны. Политика же фронтального и в одностороннем порядке снижения Россией импортных ставок не только резко контрастировала бы с практикой ведущих держав в мировой торговле, но и нанесла бы серьезный ущерб российским производителям.

Определение миссии корпорации (116). Стратегические бизнес-единицы (119). Распределение ресурсов для СБЕ (120). Планирование нового бизнеса (128). Сокращение неперспективных производств (131).

Сокращение неперспективных производств

Реализация стратегического плана предполагает не только развитие новых сфер деятельности, но и осторожную ликвидацию неперспективных производств с тем, чтобы высвободить необходимые ресурсы и снизить расходы компании. Тем более что хронически «хромающий» бизнес требует непропорционально большого внимания со стороны менеджеров. Необходимость концентрации менеджеров на возможностях роста предприятий не так давно привела к возникновению волны сворачивания направлений деятельности самых разных компаний с использованием стратегий сокращения неперспективных производств, уборки «урожая» и ликвидации. Две последние мы обсуждали при рассмотрении вопроса о матрице БКГ. Цель сокращения — устранение «отмерших» или «умирающих» направлений в целях повышения эффективности бизнеса. Так, менеджер по маркетингу лечебного учреждения может обнаружить, что в списке предлагаемых больницей услуг значительная часть не пользуется особым спросом — например, дневная программа по уходу за взрослыми, специальное ожоговое отделение и т. д. Стратегический план каждой компании обычно предполагает необходимость прекращения производства определенных продуктов, услуг, уход с неперспективных рынков или отказ от обслуживания определенных групп клиентов. (Анализ маркетинговых стратегий сокращения неперспективных направлений бизнеса см. в гл. 12).

Сокращение неперспективных производств

Реализация стратегического плана предполагает не только развитие новых сфер деятельности, но и осторожную ликвидацию неперспективных производств с тем, чтобы высвободить необходимые ресурсы и снизить расходы компании. Тем более, что этот вид бизнеса требует непропорционально большого внимания со стороны менеджеров. Стратегический план каждой компании обычно предполагает необходимость прекращения производства определенных продуктов, услуг, уход с неперспективных рынков или отказ от обслуживания определенных групп клиентов.

свертывания неперспективных производств. Промышленная политика опиралась на групповое поведение предприятий в отрасли (союзы предпринимателей) и не давала предприятиям индивидуальных льгот.

Отличие быстрорастущих компаний, оперирующих в нише рынка, от крупных корпораций, диверсифицирующих свое производство в новую отрасль, состоит в том, что они гораздо быстрее избавляются от нерентабельных или неперспективных производств и видов деятельности, от непроизводительных расходов и других негативных для конкурентоспособности предприятия факторов. С. Брандт, описывая компанию, которая стремится поощрять предпринимательство внутри сложившейся хозяйственной и организационной структуры, рекомендует расширять рентабельное производство только добиваясь одновременно сбалансированности между различными видами хозяйственной деятельности фирмы, т.е. как бы выравнивая их относительно друг друга и не теряя при этом концентрации на ключевых направлениях. Страховая компания "Нешнл тайтл" (Хьюстон, шт. Техас) своим ростом обязана постоянной ориентации на узкий и прибыльный рынок. Президент компании С. Валлоне рассказывает, что после того, как анализ рынка недвижимости показал, что развитие страхового бизнеса вероятнее всего будет связано с коммерческими зданиями и жилыми домами высшего разряда, компания решила ограничить сферу своей деятельности только этими двумя направлениями . Это противоречило сложившейся практике и стереотипам в ведении страхового бизнеса. Таким образом, обслуживая только местную элиту, мы и сумели превзойти наших конкурентов, продолжал С. Валлоне.

неперспективных производств ...........96

Интенсивный рост (97). Интеграционный рост (98). Диверсификационнъш рост (98). Сокращение неперспективных производств (98).


Кредитование — одна из форм финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при которой расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет банковских ссуд, предоставляемых на началах платности, срочности и возвратности. Кредиторская задолженность — задолженность, возникающая при расчетах с поставщиками; временное использование в денежном обороте предприятия средств кредитора. Кризис платежеспособности — взаимные неплатежи предприятий, вызванные дефицитом наличной или безналичной денежной массы.

Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с либерализацией цен, начавшейся в 1992 г. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, продукции, работ, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования цен на топливно-энергетические ресурсы и транспортных тарифов. Естественно, свободные цены как цены, зависящие от спроса и предложения, в период, когда рынок товаров, продукции, работ, услуг не оформился и не стабилен, имеют тенденцию к росту. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ, услуг. Это потребовало соответствующего наращивания массы платежных средств. Механизм сдерживания роста цен отсутствовал, а платежные средства жестко регулировались государством. Сдержирание эмиссии денежных средств повлекло за собой кризис платежеспособности предприятий. Взаимные неплатежи предприятий достигли масштабов, которые превосходили кредитные вложения. Следствием этого стал непрерывный рост всех процентных ставок. Центральный банк Российской Федерации увеличил ставку рефинансирования кредитных ресурсов в 10 раз только за первое полугодие 1992 г. Коммерческие банки, в свою очередь, повысили цену за кредит еще больше и ограничили срок его предоставления, В практику в это время вошло установление месячных процентных ставок и их помесячное изменение в сторону увеличения.

Сдерживание эмиссии денежных средств повлекло за собой кризис платежеспособности предприятий. Взаимные неплатежи предприятий достигли масштабов, которые превосходили кредитные вложения. Следствием этого стал непрерывный рост всех процентных ставок. Центральный банк Российской Федерации увеличил ставку рефинансирования кредитных ресурсов в 10 раз только за первое полугодие 1992 г. Коммерческие банки в свою очередь повысили цену за кредит еще больше и ограничили срок его предоставления. В практику в это время вошло уста-

131. Кован С. Е., Варакшина И. М. Неплатежи предприятий и возможные

4 Шершавова Е. Жизнь взаймы. Вексельные кредиты эффективно «расшивают» неплатежи предприятий //

«расшивают» неплатежи предприятий // Экономическая неделя. — 1997. -№4. -7

«расшивают» неплатежи предприятий // Экономическая неделя. - 1997. -№ 4.

• массовые неплатежи предприятий, зачастую выгодные их

предприятиям задерживать платежи. Неплатежи предприятий превратились в

задерживать платежи. Неплатежи предприятий превратились в своеобразную

В первые годы структурных реформ в России и других странах полагали, что реструктуризацию предприятий во многом могут взять на себя коммерческие банки. Однако массовые неплатежи предприятий серьезно подорвали платежеспособность банковской системы переходной экономики. Первоначальные программы реформ, предусматривавшие в восточноевропейских странах ведущую роль банков в реструктуризации экономики, оказались излишне оптимистичными. Справедливый для развитой рыночной экономики аргумент, что банки лучше, чем государственные органы, знают положение дел на предприятиях, в переходной экономике себя не подтвердил.


Называется аналитическим Называется коэффициентом Называется номинальной Называется предельной Национальный располагаемый Называется временной Наземного оборудования Назначения необходимо Назначения предназначенные Назначение финансового Назначение увольнение Назначению различают Нейтрального отношения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика