Нерациональные перевозки



Численность неработающих инвалидов I и II групп рабочего возраста — 290 тыс. чел., работающих лиц пенсионного возраста — 7% от их общей численности, работающих подростков до 16 лет — 168 тыс. чел. Из общей численности трудовых ресурсов региона в сфере материального производства занято 52%, в непроизводственной сфере — 24%, в домашнем хозяйстве и уходом за детьми — 4%.

К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается население в трудоспособном возрасте (кроме неработающих инвалидов I или II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных основаниях) и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки).

Информацией для составления первого раздела являются: текущие данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте; сведения органов социальной защиты населения о численности неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях; распространенные данные итогов обследования населения по проблемам занятости о численности лиц старших возрастов и подростков, занятых в экономике.

трудоспособного населения (трудовых ресурсов) является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, численность которого определяется по данным демографической статистики. Предварительно рассчитывают общую численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет). Затем из этой численности вычитают численность неработающих инвалидов-пенсионеров I и II групп, получающих пенсии в государственных органах социального обеспечения (с выделением инвалидов труда и инвалидов-военнослужащих). Кроме того, вычитают также численность неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости в трудоспособном возрасте на льготных основаниях. В результате получают численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте данного региона России.

Численность неработающих инвалидов труда I и II групп в трудоспособном возрасте, получающих пенсии в органах социального обеспечения, определяется на основании данных органов государственного социального обеспечения. При этом учитываются только инвалиды труда — мужчины в возрасте до 60 лет и женщины — до 55 лет. Их среднегодовая численность определяется по средней арифметической:

где S инв — среднегодовая численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста;

Подобным образом рассчитывается среднегодовая численность неработающих инвалидов-военнослужащих I и II групп в трудо-

2. Имеются следующие условные данные (тыс. чел.): численность населения в трудоспособном возрасте — 15 620 (в том числе занято в экономике — 12 370; численность неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте — 820; численность занятых за пределами трудоспособного возраста — 420; численность официально зарегистрированных безработных — 280.

численность граждан трудоспособного возраста — 2150 тыс. чел., в том числе неработающих инвалидов — 44 тыс.; численность населения за пределами трудоспособного возраста, занято-

1 Трудовые ресурсы — часть населения, занятая в народном хозяйстве, или способная работать, но не работающая по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.). В их состав включены, во-первых, население в трудоспособном возрасте (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 лет), кроме неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях, а во-вторых, фактически работающие подростки и пенсионеры.

Под трудовыми ресурсами понимается часть населения способная работать. В состав трудовых ресурсов включаются лица в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов I и It групп, и неработающих граждан, получающих пенсию на льготных условиях; фактически работающие подростки и работающие лица пенсионного возраста.


2. Приближение промышленных предприятии к источникам сырья, энергии и районам потребления гото-вой продукции. Это дает возможность ликвидировать чрезмерно дальние, встречные и нерациональные перевозки, улучшает связи между отдельными предприятиями. Часто территориальные размещения сырьевых ресурсов, мест потребления готовой продукции и сосредоточения рабочей силы не совпадают. В этих условиях район размещения того или иного производства выбирают с помощью экономико-математических методов, позволяющих определить минимальные затраты общественного труда с учетом доставки сырья и транспортировки готовой продукции.

Всемерное приближение промышленного производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления промышленной продукции. Этот принцип находит свое воплощение в создании новых энергетических баз вблизи крупных промышленных центров, в развитии восточных районов страны, где сосредоточены огромные запасы сырья, топлива и гидроэнергетических ресурсов. Приближение промышленности к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления промышленной продукции повышает экономическую эффективность транспор-тно-экономических связей в народном хозяйстве, устраняет чрезмерно дальние и другие нерациональные перевозки народнохозяйственных грузов.

Решение о выборе варианта принимают на основании анализа совокупных экономических результатов, характеризующих социально-экономические и санитарно-гигиенические условия труда, технику безопасности и т. д. В конечном итоге преимущество вариантов технических решений определяется экономией затрат общественного труда в народном хозяйстве, т. е. н ар однохозяйст венной эффективностью. Показатели народнохозяйственной эффективности имеют приоритет перед хозрасчетными, так как могут быть случаи, когда рост хозрасчетных показателей выгоден предприятиям, но приводит к потерям в народном хозяйстве (например, нерациональные перевозки нефтепродуктов и т.д.).

Осуществление этого принципа позволяет улучшить межрайонные и внутрирайонные связи между предприятиями, а также ликвидировать нерациональные перевозки.

2. Приближение промышленных предприятий к источникам сырья, энергии и районам потребления готовой продукции. Соблюдение этого принципа дает возможность ликвидировать чрезмерно дальние, встречные и нерациональные перевозки, улучшает связи между отдельными предприятиями. Во многих случаях территориальные размещения сырьевых ресурсов, мест потребления готовой продукции и сосредоточения рабочей силы не совпадают. В этих условиях район размещения того или иного производства выбирают с помощью экономико-математических методов, позволяющих определить минимальные затраты

2. Приближение промышленных предприятий к источникам сырья, энергии и районам потребления готовой продукции. Соблюдение этого принципа дает возможность ликвидировать чрезмерно дальние, встречные и нерациональные перевозки, улучшает связи между регионами, республиками, отраслями и отдельными предприятиями.

Исходя из важности показателя, характеризующего товарооборот, к методам его плановых уровней должны предъявляться особо жесткие требования, обеспечивающие их научную обоснованность. В настоящее время в системе нефтеснабжения плановые уровни товарооборота, как и других технико-экономических показателей, в большинстве случаев определяются вручную на основе принципа «от достигнутого уровня». В этих случаях обоснованность плана зависит от квалификации планового работника, его способности предвидеть характер изменения того или иного показателя. При разработке планов используется большое количество различной, зачастую дублирующейся информации. Такие условия приводят к тому, что плановая работа оказывается чрезвычайно трудоемкой, а годовые планы — недостаточно обоснованными. В течение планового периода их приходится неоднократно изменять. Большой объем механической работы, связанной с традиционными методами планирования, отвлекает работников от творческого труда, почти не оставляет времени на проведение всестороннего анализа деятельности нефтеснабсбытовых организаций, выявление резервов снижения народнохозяйственных издержек обращения нефтепродуктов, что препятствует принятию напряженных планов нефтеснабжения и формированию рациональных транспортно-экономических связей по нефтепродуктам. А именно в рационализации транспортно-экономических связей кроются основные резервы снижения издержек обращения. Как показали проведенные авторами исследования, нерациональные перевозки массовых светлых нефтепродуктов (автобензина, дизельного топлива) железнодорожным, трубопроводным, речным и автомобильным видами транспорта вызывают увеличение необходимых транспортных расходов при доставке этих нефтепродуктов от НПЗ до нефтебаз более чем на 10%. Кроме того, эти исследования позволили установить, что имеющиеся основные фонды нефтебазового хозяйства не всегда используются эффективно. Даже при одинаковых объективных условиях нефтеснабжения оборачиваемость резервуарного парка по нефтебазам колеблется в широком диапазоне, что отражается на издержках обращения, так как резер-вуарный парк является самой дорогостоящей и активной частью-основных фондов нефтебаз. Резкие колебания оборачиваемости резервуарного парка свидетельствуют о том, что в развитие и

ное время, границы зон распределения товарно-материальных ценностей обладают большой подвижностью. Они различны как для разных продуктов, так и для видов одного продукта в разные периоды времени. Так как границы зон сбыта определяют рациональное прикрепление потребителей к поставщикам, то одновременно они становятся и зонами перевозок. Именно благодаря зонированию могут быть конкретизированы понятия о нерациональных перевозках. Перевозки становятся излишне дальними, •-если они выходят за пределы рациональной зоны сбыта. Экономически необоснованное распределение перевозок по видам транспорта возникает в тех случаях, когда нарушается экономичность .хозяйственных связей. Анализ нерациональных перевозок, выявленных на основе использования методов районирования, позволяет устранить причины их возникновения как в сфере производства, так и в сфере обращения. Основными причинами, вызывающими нерациональные перевозки, в 'настоящее время принято считать недостатки географического размещения производства, неправильности технической структуры предприятий и дефекты планирования распределения и перевозок товарно-материальных ценностей. Встречные перевозки сырья и производных из него продуктов указывают на недостатки размещения производства. Встречные перевозки продуктов, вырабатываемых из одного и того же сырья, связаны с неправильной специализацией производств, завышением мощности предприятий, отсталой технологией и некомплексным использованием сырья. Ошибки в планировании распределения и перевозок товарно-материальных ценностей-— причина возникновения встречных и излишне дальних перевозок однородных и взаимозаменяемых продуктов, а также недостаточно экономически обоснованного использования под перевозку этих грузов отдельных видов транспорта. Недостатки в распределении товарно-материальных ценностей возможны даже в условиях рационального размещения и рациональной технической структуры производства экономических районов.

Направления перевозок нефти и нефтепродуктов регламентируются грузопотоками, которые разрабатывает Министерство путей сообщения с нефтеснабсбытовыми организациями на навигационный и межнавигационный периоды. Так, если в зимнее время (с 15 октября по 15 апреля) малосернистый топочный мазут разрешается перевозить по железной дороге из Махачкалы и Грозного во все районы страны, то в летнее время перевозка такого мазута по железной дороге разрешается только в районы Ростова-на-Дону и южные районы Украины. В остальных направлениях малосернистый мазут должен перевозиться из Грозного и Махачкалы водным путем по Каспийскому морю, рекам Волге и Каме и затем с пунктов перевалки по железной дороге потребителям, расположенным в северо-западных районах, в Поволжье, Центре, на Урале и в Сибири. Грузопотоки устанавливают по всем массовым нефтепродуктам. По схеме железных дорог определяют пункты (станции), которые являются границей распределения потока нефтепродукта, идущего с того или иного нефтеперерабатывающего завода. При составлении плана перевозок необходимо строго руководствоваться схемой установленных грузопотоков нефтепродуктов, в противном случае могут быть встречные и нерациональные перевозки. В тех случаях, когда объем производства нефтепродуктов превышает потребность района, принимается специальное решение нефтеснабсбытовой организацией и Министерством путей сообщения о перевозке этого продукта за пределы данного района. При этом, если требуется значительное отклонение грузопотока, то такая перевозка оформляется с санкции Госплана СССР или Госснаба СССР.

в отдельные периоды может привести к нерациональным перевозкам, так как оптимальное прикрепление в одном периоде (например в межнавигационном) может не совпасть с грузопотоками этого нефтепродукта в другом (навигационном периоде). В некоторых случаях, исходя из местных условий, предложения о длительных хозяйственных связях по нефтепродуктам, на первый взгляд, кажутся целесообразными. Но это именно бывает тогда, когда учитываются только местные условия и вопрос , рассматривается в отрыве и без учета общегосударственных/ интересов. Так, работники нефтеснабжения Белорусской ССР предложили установить прямые длительные хозяйственные связи между Лукомльской ГРЭС и Полоцким нефтеперерабатывающим заводом, при этом имелось в виду прекращение отгрузок топочного мазута для электростанции с пунктов налива, расположенных в Российской Федерации (Ярославля, Уфы, Куйбышева и др.), которые находятся значительно дальше от ГРЭС, чем Полоцкий НПЗ. Если брать эти два объекта в отрыве от общесоюзных связей, то такое прикрепление было бы оправдано. Однако этот вопрос должен быть рассмотрен в общей системе грузопотоков топочного мазута. На приведенной схеме (рис. 6) ясно видно, что прикрепление Лукомльской ГРЭС к Полоцкому НПЗ вызовет нерациональные перевозки на участке Полоцк— Витебск—Орша, которые увеличат дальность перевозок мазута на 184 км. Прикрепление Лукомльской ГРЭС к Полоцкому НПЗ вызовет необходимость отгружать топочный мазут для Литовской ГРЭС с пунктов налива РСФСР, при этом на участке Полоцк—Орша будут иметь место встречные перевозки мазута, что недопустимо. Поэтому, несмотря на близость Полоцкого НПЗ к месту потребления мазута, последний выгоднее завозить для Лукомльской ГРЭС из Куйбышева и Уфы, а мазут Полоцкого НПЗ поставлять Литовской ГРЭС. В этом случае будет достигнуто сокращение транспортных расходов и уменьшение дальности перевозок в целом по сети железных дорог.

Практически в системе нефтеснабжения текущая потребность народного хозяйства в нефтепродуктах определяется на основе выделенных потребителям фондов и лимитов. Однако анализ выполнения фондов на поставку основных видов нефтепродуктов показал, что они недостаточно точно отражают фактические потребности народного хозяйства, а работа, связанная с оформлением и контролем за выполнением фондов, чрезвычайно трудоемка. В разрезе отдельных нефтебаз заявленные фонды выбираются с отклонения-ми±30% и более. В результате^этого текущие планы перевозок нефтепродуктов, в основе которых лежат утвержденные фонды на поставку, не могут быть оптимальными. Практически в течение планового месяца они неоднократно меняются, создавая тем самым критические ситуации, порождающие нерациональные перевозки нефтепродуктов.


Недостатков поскольку Недостаточная обеспеченность Недостаточное количество Национальных организаций Недостаточно эффективной Недостаточно разработаны Недостаток источников Недостаток собственного Недостоверную информацию Недвижимому имуществу Нефинансовых критериев Нефинансовых предприятий Неформальных отношений вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика