Номенклатуры производимой



Метод нормирования и контроля производственных запасов. Суть метода заключается в делении запасов на три части (группы), так как было установлено, что в большинстве промышленных фирм в среднем 75% стоимости запасов приходилось на долю примерно 10% наименований номенклатуры продукции (группа А), 20% стоимости соответствовало 25% наименований (группа В) и 5% стоимости запасов приходилось на 65% наименований (группа С). Поэтому основное внимание уделяется материалам, относящимся к группе А, и нормы запасов материалов этой группы рассчитываются методом прямого счета и подлежат постоянному контролю.

Поточное производство имеет несколько разновидностей, различающихся характером движения предмета труда, постоянством и широтой номенклатуры продукции, охватом операций, фаз производственного процесса и др. Эти признаки лежат в основе классификации разновидностей поточного производства, что находит свое конкретное выражение в классификации поточных линий. При их группировке следует иметь в виду, что все процессы осуществляются в пространстве и во времени, поэтому необходимо учитывать две группы признаков.

4. По постоянству номенклатуры продукции, закрепляемой за рабочим местом — постоянно-поточное (массовое) и переменно-поточное (серийное) производство.

На основе контрольных цифр предприятия разрабатывают проекты пятилетних планов экономического и социального развития (с распределением заданий по годам) и совместно со сбытовыми организациями проводят работу с потребителями и поставщиками по определению номенклатуры продукции для заключения хозяйственных договоров. Исходя из проектов предприятий, министерств и ведомств, Госплан разрабатывает сбалансированный по всем показателям проект государственного пятилетнего плана.

Определение оптимального ассортимента здесь сводится к выбору видов продукции из общей возможной для выпуска в условиях данного производства номенклатуры продукции и установлению количества единиц каждого вида, обеспечивающего общий максимальный объем выпуска продукции данного рода на данном оборудовании. В основу расчета таких возможностей следует принимать ведущее оборудование, по которому устанавливается производственная мощность данного производства, данной системы оборудования. 190

В системе оперативно-производственного планирования важную роль играют расчеты наиболее рациональной загрузки производственного оборудования и производственных площадей. Имеется в ниду не только сопоставление планируемого объема работ на квартал, месяц с производственной мощностью оборудования и размерами производственных площадей, но и оптимизация распределения годового задания по периодам года, а также оптимизация закрепления номенклатуры продукции за оборудованием. Эти расчеты выполняются по группам взаимозаменяемого оборудования. Очень часто на предприятиях решается только первая часть задачи — проверка соответствия оперативного задания мощности цеха. Другая, наиболее интересная задача — обоснование наилучшей загрузки оборудования — требует многовариантных расчетов, и ее без использования вычислительной техники трудно осуществить. Порядок экономико-математического моделирования задач подобного типа и методы решения их рассмотрены в гл. IX.

В условиях серийного производства при изготовлении на одном оборудовании нескольких видов продукции число машино-смен, нужное для изготовления каждого вида, не равно общему возможному числу смен в месяц. Поэтому возникает необходимость решить вопрос об отборе номенклатуры продукции, закрепляемой за данным оборудованием, и определить, какую продукцию, в какие дни и смены следует изготовлять. Для этого могут быть использованы методы линейного программирования, а также целочисленное программирование.

Плановые калькуляции себестоимости, представляющие собой документально оформленный расчет плановых затрат на единицу продукции, работ или услуг определенного вида, составляются по статьям расхода на год с поквартальной разбивкой. При большой номенклатуре выпускаемой продукции квартальные плановые калькуляции могут не составляться. При наличии широкой номенклатуры продукции и массовом выпуске однородных продуктов, вырабатываемых из одного вида сырья и различающихся лишь степенью обработки, габаритами и тому подобным, допускается составление групповых калькуляций или калькуляций применительно к типовым представителям групп продукции.

Специализация означает приспособленность отдельных цехов, предприятий или отрасли к выпуску длительно и стабильно повторяющейся номенклатуры продукции, идущей для удовлетворения об» щественных потребностей и личных нужд. Специализация коренным образом меняет условия производства, характер внутриотраслевых и межотраслевых связей, поэтому условия размещения специализированных и неспециализированных предприятий различны. Благодаря специализации ослабляется зависимость обрабатывающих предприятий от сырьевых баз, т. е. появляется возможность размещать перерабатывающую промышленность не в местах добычи полезных ископаемых, а в местах потребления готовой продукции.

Показатель доли рынка важен при любой стратегии номенклатуры продукции. Как видно из данных табл. 4.6,

Плановики «Хитати» выполняют следующн 1) помогают высшему руководству сформировать срочные планы и собрать соответствующую стратегическую информацию; 2) планируют обновление номенклатуры продукции; 3) планируют выпуск новой продукции л создание новых производств. Это те продукты, которые лредположительно будут иметь большое воздействие на :рынок и более широкое распространение, чем текущая продукция отделений, либо еще как-то отличаются от нее. Для выполнения этой задачи создаются проектные группы; 4) с помощью макроанализа рассчитывают оценки «опроса на два года; 5) составляют специальные планы по заказу президента.


- данные об уровне рыночной (монопольной) власти продавцов на рынке ( уровень монопольной прибыли, индекс Бейна, индекс Лернера, индекс Тоби-на, масштаб фактического превышения цены над уровнем предельных издержек ( уровнем, характерным для рынка совершенной конкуренции), объем реализации на одного занятого, коэффициент использования производственных мощностей, число позиций номенклатуры производимой продукции);

Исходя из неизменности номенклатуры производимой/реализуемой продукции, цен на отдельные ее виды и переменных затрат, рост продаж на 20% приведет к приросту величины вклада на те же 20%:

методы пространственного моделирования при анализе экономических процессов широкого распространения получить не смогли. Более интересен вопрос о таком методе материального моделирования, который был бы близок по идее к физическому моделированию, широко используемому в естественных науках и технике. Модель изучаемого объекта в этом случае должна иметь ту же материальную природу, что и изучаемый экономический объект, т. е. технологические процессы должны моделироваться технологическими процессами, а поведение людей в изучаемом экономическом процессе — также действиями людей. Для изуче-ния функционирования какого-либо крупного предприятия можно было бы использовать небольшое предприятие, проведение исследования на котором обошлось бы дешевле. Для анализа деятельности большой группы предприятий можно было бы взять одно предприятие, а затем результаты исследования перенести на всю группу. Эта идея выглядит очень заманчивой. Попытки ее реализовать проявились в нашей стране в так называемых «экономических экспериментах», которые начали проводиться со второй половины шестидесятых годов. Целью этих исследований являлся анализ различных конкретных форм систем стимулирования производства, их воздействия на повышение эффективности деятельности предприятий. Наибольшую известность получили исследования новых типов систем материального стимулирования в Ще-кинском объединении «Азот» и в Главмосавтотрансе *). Возникает вопрос о том, можно ли подобные исследования считать экспериментами на основе материальных моделей или они являются исследованиями какого-либо другого типа. Для ответа на этот вопрос целесообразно сравнить «экономические эксперименты» с экспериментами в естественных науках. Проводя исследование модели самолета в аэродинамической трубе, исследователь знает, какие параметры самолета и потока набегающего газа влияют на результаты эксперимента, каким образом отличие этих параметров в модельном эксперименте от параметров самолета и атмосферы связано с отличием в интересующих его силах и температурах и т. д. В «экономических экспериментах» дело обстоит иначе. Конечно, значительная часть производственно-технологических факторов, влияющих на производство (количество основных фондов, численность трудящихся и их квалификация, стоимость выпускаемой продукции и ее номенклатура в укрупненных показателях), ясны, и при переходе предприятия к предприятию влияние изменения этих величин можно учесть. Но кроме таких наблюдаемых величин есть и другие, скрытые от внешнего наблюдателя. Во-первых, это производственно-технологические факторы типа неполного использования оборудования, потерь рабочего времени, возможности изменения качества сырья и номенклатуры производимой продукции. Величины этих факторов могут быть (с огромными затратами усилии псследователей-эконо-

В совокупности серии составляют товарную номенклатуру предприятия. В связи с этим для каждого предприятия важное значение приобретает определение оптимальной номенклатуры производимой продукции, причем оптимальность должна устанавливаться с позиции достижения как минимальных затрат на выпуск всей номенклатуры товаров, так и снижения затрат на их реализацию (использование одних и тех же каналов сбыта, рекламы и т.д.)- Зарубежная практика свидетельствует о том, что в развитии товарного ассортимента на долю модификационного подхода приходится 60%, пионерного — 20%, имитационного — 15% и случайного — 5%.

Ассортиментная политика предполагает решение проблемы выбора номенклатуры производимой продукции и ее оптимизацию. Основная задача ассортиментной политики - определение структуры производства в производственном отделении:

Централизованная функциональная организационная структура хорошо подходит к производству и продаже ограниченного ассортимента продукции. Но по мере расширения номенклатуры производимой продукции, приобретения собственных источников сырья и/или сетей распределения сверхцентрализованные структуры управления перестают соответствовать новым условиям. Для успешного функционирования диверсифицированные компании вынуждены переходить к децентрализованной структуре управления с определенным уровнем самостоятельности хозяйственных подразделений (бизнес-единиц).

Другим крупным вопросом в системе управления предприятием является периодичность составления учетных данных. В этом вопросе также наблюдается несоответствие периодичности представления учетных данных требованиям обеспечения эффективного управления. Представляемые бухгалтерией данные (чаще всего за квартал) только констатируют факт неблагополучия, по ним часто даже невозможно установить причину. При этом, если даже установлена причина, принимаемое решение запаздывает и не может существенно изменить кризисную ситуацию. По периодичности представления учетной информации для всех предприятий нельзя дать единого срока, так как он зависит от масштаба предприятия, номенклатуры производимой продукции, возможностей сбора и обработки информации. По этому вопросу следует дать такие рекомендации:

Обычно предприятие производит несколько видов продукции. Если при этом эти различные номенклатуры продукции выпускаются на одинаковом оборудовании, то общая прибыльность (или убыточность) функционирования предприятия в целом зависит как от выпускаемой номенклатуры продукции, так и от объема выпуска для каждой номенклатуры. Из этого следует, что путем выбора номенклатуры производимой продукции и регулирования объемов выпуска продукции по каждой номенклатуре можно добиться существенного прироста прибыли, ликвидации убыточности предприятия.

Если фактическая величина общих постоянных затрат П2 окажется больше требуемых постоянных затрат ПХтр: для эффективного выпуска всей номенклатуры производимой продукции Пх>ПХ1р, то на предприятии должны быть проведены мероприятия по сокращению постоянных затрат предприятия Пх и должно быть обеспечено условие П2?П? .

руководящей администрацией. В задачи менеджера также входит осуществление учета и контроля возглавляемого им бизнес- процесса, а также согласование условий его взаимодействия с другими подразделениями компании. Представительство руководителя подразделения в совете менеджеров обеспечивает интересы бизнес-процесса по ключевым вопросам его функционирования. В число таких вопросов входит утверждение бюджета и номенклатуры производимой продукции и услуг, а также определение состава и стоимости используемых процессом активов компании.

— дать формализованное описание номенклатуры производимой компанией продукции и услуг для внешних потребителей с точки зрения технологических производственных цепей. Задача данного раздела состоит в том, чтобы дать подробное описание каждого продукта деятельности компании. А именно, какие подразделения участвуют в его создании, какие функции распределены между ними и что конкретно они внесли в продукт, производи-


Национальное богатство Некоторых промышленно Некоторых социальных Некоторых технологических Некоторых зарубежных Некоторыми ограничениями Некоторым компаниям Некоторая вероятность Некоторой продукции Некоторое подмножество Некоторого экономического Национальное законодательство Некотором диапазоне вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика