|
Нормативных разработок
Разграничение планирования прибыли и финансового планирования / Планирование взаимосвязей между оборотом, затратами и прибылью / Модель калькулирования предельных (продуктовых) затрат / Типовой перечень этапов разработки калькуляций нормативных предельных затрат - ставок продуктовых затрат / Примеры разграничения предельных и постоянных затрат / Три пары понятий, касающихся затрат, в практике контроллера / Представление трех группировок затрат в виде куба (куба затрат контроллера) / «Продажа» постановки цели по прибыли с помощью диаграммы для величин в точке безубыточности / Постановка промежуточных целей при формировании цели по прибыли / Рентабельность инвестированного капитала (return on investment) и денежный поток (cash flow) / Замечания по поводу налогов / Шесть главных понятий при планировании структуры прибыли
В принципе, на промышленном предприятии дело обстоит так же. Здесь тоже есть затраты, которые растут при увеличении объемов производства и реализации. Разница заключается в том, что в производстве объем закупок сырья, основных материалов и комплектующих представляет собой только часть пропорциональных затрат. К материальным затратам должны быть добавлены еще пропорциональные затраты, возникающие в процессе обработки (переработки) сырья и материалов, такие, как оплата труда основных производственных рабочих, затраты на социальное обеспечение, энергию, обусловленный износом ремонт, инструмент, а также на вспомогательные материалы. Даже при анализе амортизации не всегда отказываются от учета ее доли, обусловленной износом, в составе предельных затрат, например для универсальных станков при многосменном режиме работы. Проблема определения предельных затрат в производстве заключается только в том, что пропорциональные затраты на изготовление продукции не могут быть рассчитаны прямо в зависимости от дополнительного выпуска конечного продукта. Здесь требуется косвенный расчет дополнительного показателя, например в машино-часах, который может служить критерием результативности работы производственного оборудования. Из этого следует, что в большинстве случаев система расчетов на основе сумм покрытия должна быть построена на промышленных предприятиях на базе расчета нормативных предельных затрат, а в торговле, сфере обслуживания или других аналогичных отраслях (например, на инжиниринговых фирмах, которые сами ничего не производят, а только размещают чужие заказы) предельные затраты, будучи «купленными», часто одновременно являются и прямыми, т.е. могут быть на основании первичного учетного документа фактически отнесены непосредственно на заказ, изделие или продукт.
Рис. 3. Калькулирование нормативных предельных затрат
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ КАЛЬКУЛЯЦИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ -СТАВОК ПРОДУКТОВЫХ ЗАТРАТ
• Расчет нормативных предельных затрат для полуфабрикатов, деталей и узлов собственного изготовления.
менеджеров в области НИОКР, производства и закупок. Помимо этого, предельные затраты тесно связаны с функционально-стоимостным анализом (ФСА). Предлагаемые ФСА усовершенствования: замена материалов, более выгодные закупки, конструктивные упрощения изделий и рационализация производства - направлены на снижение предельных затрат или на приостановление их роста. Данные рекомендации касаются калькуляций нормативных предельных затрат. Разработка нормативной калькуляции всегда возможна в случае выпуска серийной продукции со стандартизованной материальной структурой, по которой установлены рабочие операции и трудоемкость для отдельных видов оборудования и рабочих мест. Противоположностью нормативной калькуляции могла бы быть предварительная калькуляция на индивидуальный заказ, ориентированный на решение конкретной проблемы клиента. Безусловно, данная калькуляционная задача более сложная, но это связано не с расчетами, а с отсутствием точных технических характеристик для проведения калькуляции, например есть только эскиз, но еще нет детализированного чертежа с соответствующей спецификацией.
Представленная на рис. 13 табличная модель иллюстрирует схему расчета управленческой прибыли на основе сумм покрытия по продуктам. На практике эта таблица представляет собой компьютерную распечатку. В примере информация агрегирована по продуктовым группам; при детализации данных сведения о каждом типе изделий выделяются в особую строку. Организационно такая таблица формируется по данным счетов-фактур, когда с помощью ЭВМ ведется учет объемов отгруженной продукции. Вводятся также данные о договорных ценах реализации. Пропорциональные затраты рассчитываются путем умножения взятых из счетов-фактур объемов реализации на величины нормативных предельных затрат на единицу продукции, которые определяются на основе сведений из плановой или нормативной калькуляции и не меняются в течение бюджетного периода (обычно это год). В таком случае при выполнении компьютерных расчетов можно по номеру продукта вызвать соответствующее значение нормативной ставки предельных затрат по нему и, умножив ее на объем реализации, определить пропорциональные затраты реализации за месяц. После этого суммы покрытия I рассчитываются раздельно: в стоимостном выражении за месяц; на единицу продукции; в процентах от выручки; за час загрузки узкого места (в примере этот расчет подробно не представлен; речь идет о времени работы оборудования).
Рис. 13. Модель расчета управленческой прибыли без учета достижения целевого дохода с капитала и отклонений от нормативных предельных затрат
В рассматриваемом примере (см. рис. 44) точка безубыточности по плану рассчитывается путем деления 20 000 ДМ на 0,328, что дает величину 61 000 ДМ. Кроме того, на графике видно, что отклонения по затратам, как это было показано при анализе отклонений в рамках системы расчета управленческой прибыли, означают то же самое, что и корректировка постоянных затрат или целевой суммы покрытия, причем это относится и к отклонениям по затратам, плановые величины которых рассчитаны на основе нормативных предельных затрат, как например отклонения, обусловленные изменением количества материалов и цен на них.
Представленный на рис. 46 бюджет затрат производственного МВЗ соответствует одной из диаграмм, приведенных на рис. 3 и демонстрирующих модель калькулирования нормативных предельных затрат. В рассматриваемом примере по горизонтальной оси откладываются нормо-часы. Видно, что при месячном плане в 2000 нор-мо-ч общие затраты составляют 33 692 ДМ, пропорциональные -25 600 ДМ. Ставка предельных затрат равна в таком случае 12,8 ДМ за 1 нормо-ч, в то время как ставка полных затрат, включающая долю постоянных затрат, равна 16,85 ДМ/нормо-ч и имеет смысл только при загрузке в 2000 нормо-ч. При увеличении планового выпуска постоянные затраты не возрастают, и тогда на один нормо-час будет приходиться меньшая доля постоянных затрат, и наоборот.
При калькулировании затрат на материалы, напротив, можно списывать их прямо на продукт, не пользуясь сметами косвенных затрат по МВЗ (см. модель калькулирования нормативных предельных затрат в гл. 2). В металлообрабатывающей промышленности в спецификации определен перечень основных материалов для изготовления продукта, например листовая сталь, или трубы определенного размера, или комплектующие, как собственного производства, так и покупные. В химической или пищевой промышленности спецификации заменяют рецептуры изготовления продукта из сырья и полуфабрикатов, которые тоже могут быть либо произведены самостоятельно, либо закуплены. Такие полуфабрикаты, как лесные орехи в кондитерской промышленности, с точки зрения техники калькулирования играют ту же роль, что детали в машиностроении. состав инструктивно-методических и нормативных разработок и этап-ность их разработки;
Определение исполнителей методических, инструктивных и нормативных разработок и установление их функций основано на соблюдении:
В целях упорядочения, скоординированности и обеспечения четкого руководства всей нормативной работой в газовой промышленности действует иерархическая система «Основных положений по нормированию материально-технических ресурсов» и координационных планов нормативных разработок, охватывающая все технологические и организационные уровни отрасли. Эти директивные документы вместе с «Генеральной схемой управления нормированием...» регламентируют всю процедуру создания системы нормативов по МТР, взаимоотношения между исполнителями, объемы, содержание и сроки разработок по исполнителям, их функции и т. п. Соподчиненность и единство этих документов обеспечены тем, что вначале были введены документы отраслевого масштаба, а в развитие их — подотраслевые и т. д.
и родственных отраслей в целях их применения в газовой промышленности, а также организация и координация нормативных разработок, которые могут выполняться объединенными усилиями Миннефти, Мингеологии и Миннефте-газстроя под руководством НИИПиН при Госплане СССР.
Экономическую эффективность внедрения нормативных разработок определяют на основе принятых методов экономических оценок. В случае, если внедрение мероприятий, связанных с изменением нормативных показателей, не требует капитальных затрат, экономическая эффективность определяется долей снижения себестоимости бурения скважин, добычи, транспорта, переработки газа, продукции машиностроения, а также по группе взаимосвязанных производств и отрасли в целом. При наличии капитальных затрат экономическую эффективность рассчитывают по методу «приведенных затрат».
ния по согласованию нормативных разработок с Госпланом СССР, организация и разработка прогнозов на пятилетку и перспективу сроком до 20 лет, экспертиза отдельных материалов объединений по нормам расхода и запасов.
организацию и координацию нормативной работы в отрасли, контроль за состоянием нормирования МТР и ТЭР в объе-дикониях и на предприятиях, за качеством и степенью прогрессивности нормативных разработок в отрасли;
Для закрепления кадров нормативных работников и повышения престижности их работы необходимо осуществить меры по подготовке и утверждению положения по расчету экономической эффективности нормативных разработок, ввести премирование за методическую нормативную работу, за внедрение норм и нормативов потребности в материально-технических ресурсах.
Все указанные выше материалы по капитальному строительству должны составляться на основе прогрессивных и экономичных проектных и нормативных разработок — норм технологического проектирования и технико-экономических показателей магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, оптимальных параметров трубопроводов, типовых и повторноприменяемых проектов, норм продолжительности проектирования и строительства трубопроводов.
2.8. Обеспечивает организацию и координацию проведения исследований по созданию нормативно-методической базы управления персоналом, изучению и обобщению передового опыта в области нормирования и организации труда, оценки персонала, профотбора и профориентации, внедрение методических и нормативных разработок в практику.
темы непрерывной подготовки персонала. Организует и координирует разработку комплекса мер по повышению трудовой мотивации работников всех категорий на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, улучшения условий труда, повышения его содержательности и престижности, рационализации структур и штатов, укрепления дисциплины труда. Определяет направления работы по управлению социальными процессами на предприятии, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, стимулированию и развитию форм участия работников в управлении производством, созданию социальных гарантий, условий для утверждения здорового образа жизни, повышения содержательности использования свободного времени трудящихся в целях повышения их трудовой отдачи. Обеспечивает организацию и координацию проведения исследований по созданию нормативно-методической базы управления персоналом, изучению и обобщению передового опыта в области нормирования и организации труда, оценки персонала, профотбора и профориентации, внедрение методических и нормативных разработок в практику. Контролирует соблюдение норм трудового законодательства в работе с персоналом. Консультирует вышестоящее руководство, а также руководителей подразделений по всем вопросам, связанным с персоналом. Обеспечивает периодическую подготовку и своевременное предоставление аналитических материалов по социальным и кадровым вопросам на предприятии, составление прогнозов развития персонала, выявление возникающих проблем и подготовку возможных вариантов их решения. Обеспечивает постоянное совершенствование процессов управления персоналом предприятия на основе внедрения социально-экономических и социально-психологических методов управления, передовых технологий кадровой работы, создания и ведения банка данных персонала, стандартизации и унификации кадровой документации, применения средств вычислительной техники, коммуникаций и связи. Осуществляет методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений предприятия, обеспечивающих управление персоналом. Организует проведение необходимого учета и составления отчетности.
Национального правительства Необходимые параметры Необходимые профессиональные Необходимые технические Необходимые уточнения Необходимых финансовых Необходимых капитальных Необходимых материальных Необходимых нормативных Необходимых предприятию Необходимых разрешений Национального валютного Необходимыми элементами вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|