Нормативного калькулирования



НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ — совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экон. и экон. характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и др. данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке компетентным соответствующим органом или руководством организации. Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений по вопросам управления персоналом и состоит в организации разработки и применения методических документов и ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом (см. Классификация нормативно-методических документов по управлению персоналом).

рационального использования материально-технических ресурсов. Это следует прежде всего из широкого использования экономико-математических методов и ЭВМ в планировании, внедрении автоматизированных систем управления, функционирование которых без упорядоченной нормативной информации практически невозможно; Академик В. С. Немчинов рассматривал необходимость четкой организации системы нормативного хозяйства как одну из важнейших проблем плановой социалистической экономики. В соответствии со своим назначением нормативная информация должна удовлетворять основным требованиям:

В книге обобщен практический опыт и показаны пути наиболее эффективного применения нормативных методов в управлении химическими предприятиями с помощью современных ЭВМ. Основное внимание уделено минимизации производственных запасов предприятий. Приведены принципы рационального построения и использования нормативного хозяйства предприятия.

ется эффективным инструментом автоматизации процессов обработки больших массивов информации, поступающей в плановые органы от министерств и ведомств, и позволяет повысить качественный уровень и расширить круг традиционно выполняемых балансовых и аналитических расчетов. Действительно, такие задачи не изменяют радикально методики планирования, но они открывают возможность резко увеличить объем обрабатываемой плановой информации и количество выполняемых на ее основе расчетов. Здесь как раз тот случай, когда количество переходит в качество. Очевидно, степень обоснованности и согласованности плановых решений существенно возрастет, если в сжатые сроки разработки плана мы можем сформировать, например, на порядок большее число материальных балансов, да еще просчитать их различные варианты. Если к тому же все основные статьи балансов определяются нормативным методом, что невозможно без автоматизации нормативного хозяйства, то тем самым обеспечивается качественно новый уровень обоснованности плана. Не случайно поэтому в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. задачи расширения круга балансовых расчетов и развития нормативной базы рассматриваются как одна из центральных задач совершенствования планирования.

Одной из важных проблем организации нормативного хозяйства является использование электронно-вычислительной техники главного и кустовых вычислительных центров отрасли, поскольку для решения большинства экономических задач используются нормативные данные. Такая техника даст возможность освободить работников этой службы от рутинной работы по расчету и уточнению норм, что позволит иметь небольшую численность служб нормирования и направить усилия работников на разработку более совершенных методов нормирования и анализа. С помощью электронно-вычислительной техники могут быть созданы нормативно—справочные массивы на базе системы норм и нормативов, используемых на производстве, и вестись строгий учет расхода ма—

На рис. I представлено изменение структуры численности аппарата управления газодобывавдего предприятия (а - минимального и б -максимального по размерам производства) в результате совершенствования нормативного хозяйства в 1969-1974 гг. Таким образом, с ростом размеров производства резко увеличивается удельный вес аппарата управления служб вспомогательного производства, и снижается доля аппа-

Этот вывод свидетельствует в пользу стабильности нормативного хозяйства.

Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учета и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы, контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям.

Система текущих норм, нормативов и смет расхода сырья, материалов, полученных изделий, топлива, энергии всех видов, затрат труда, расходов на обслуживание производства и управление называется нормативным хозяйством предприятия. Состав и построение нормативного хозяйства на предприятиях может быть разным. На рис. 4.17 показана примерная схема нормативного хозяйства машиностроительного предприятия.

Организация нормативного хозяйства предполагает проверку наличия и обоснованности норм затрат, разработку новых и недостающих норм, пересмотр действующих. Нормативные издержки остаются неизменными до тех пор, пока отклонения не будут значительными. Срок действия нормативов строго индивидуален для каждого предприятия. Чем чаще предприятия меняют ассортимент продукции или совершенствуют технологию, тем чаще им приходится разрабатывать или пересматривать нормы, так как это напрямую связано с осуществлением прибыльного бизнеса.

РИС. 4.17. Состав нормативного хозяйства предприятия


В третьей части книги обсуждается роль управленческого учета в решении задач планирования, контроля и оценки результатов деятельности организаций. Исследуются методы нормативного калькулирования затрат, бюджетного планирования и контроля, анализа отклонений и финансовой оценки результатов деятельности. И в завершение рассматриваются некоторые поведенческие аспекты управленческого учета. Часть 3 состоит из следующих глав:

Проблемы нормативного калькулирования

ков страховой компании? Всем понятно, что каждое конкретное требование рассматривается индивидуально и затраты труда сотрудников для каждого страхового случая могут сильно различаться. "Средний" норматив, основанный на всех предыдущих случаях, будет иметь лишь косвенное отношение к реальным ресурсам и затратам, которые страховая компания несет в процессе рассмотрения каждого конкретного требования. При этом все достоинства нормативного калькулирования утрачиваются.

Стоимость внедрения и эксплуатации системы. Система нормативного калькулирования требует для своего внедрения и поддержания определенных (и немалых) затрат. Оценка затрат различных ресурсов, необходимых для выпуска единицы продукции, выработка нормативов в натуральном и денежном выражении, а также их периодический пересмотр и обновление нормативов в процессе изменения рыночной ситуации и условий производства — все это требует значительных затрат денег и времени. Все эти работы следует проводить с достаточной периодичностью, поскольку слишком частые или слишком редкие пересмотры нормативов могут подорвать доверие к ним и к бюджетам в целом. Пересмотр нормативов должен быть, как минимум, частью ежегодного бюджетного процесса.

В основе построения бюджетов лежит система нормативного калькулирования затрат, посредством которой определяются удельные затраты и цена продажи единицы продукции, а также оценивается количество ресурсов, необходимых для производства единицы продукции в натуральном и денежном выражении.

Целями нормативного калькулирования являются:

В процессе внедрения нормативного калькулирования можно столкнуться со следующими трудностями:

В зависимости от особенности требующихся ресурсов, производственных процессов и конечной продукции организации сферы услуг могут столкнуться с определенными трудностями в процессе внедрения системы нормативного калькулирования, поскольку точно описать количественные связи между ресурсами и выпуском и рассчитать затраты на единицу выпуска практически невозможно.

Standard Costing, Academic Press/CIMA, 1992. В главе 1 дается обзор и характеризуется сущность нормативного калькулирования затрат .

ный анализ отклонений может компенсировать слабые стороны системы нормативного калькулирования и методов традиционного бюджетного контроля.

Все перечисленное относится к любой форме анализа отклонений безотносительно к уровню его детализации, а последние три пункта особенно важны при анализе структуры отклонений. Потенциальная опасность кроется в том, что вычисление и анализ детальных отклонений могут создать ложное впечатление о тщательности контроля над всеми существенными факторами. Однако такой анализ никак не отражает, например, качества продукции и услуг (эти факторы мы будем обсуждать в следующей главе). Подобная проблема обсуждалась в гл. 13 при сравнении внутренней системы финансового контроля фирмы и ориентированного во внешнюю среду метода целевых затрат (target costing). Следует также помнить о потенциальных недостатках системы нормативного калькулирования, которую мы рассматривали в гл. 12. Все это имеет отношение и к анализу отклонений.


Необходимых материальных Необходимых нормативных Необходимых предприятию Необходимых разрешений Национального валютного Необходимыми элементами Необходимыми компонентами Необходимыми расчетами Необходимыми техническими Необходимым компонентом Необходимы инвестиции Необходимы соответствующие Необходимая документация вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика