Нравственного поведения



При многообразии выделяемых черт российской ментальности (русского национального характера, но эти понятия полностью не совпадают) выделяют государственность, тяготение к сильной руке, соборность, привычку к реформам, проводимым сверху, ориентация на харизматических лидеров ( Бог, царь и т.п.), преобладание духовно-нравственных ценностей, мессиантство и т.п. Эти особенности и необходимо принимать во внимание при организации эко-

культуры, нравственных ценностей, навыков и норм соц. поведения. Человек способен и к самовоспитанию, т.е. целеустремленному совершенствованию своих интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, умения вести себя при общении с др. людьми. В производственных условиях, работе с персоналом важно способствовать глубокому осознанию сотрудниками нравственных ценностей общества, требований трудовой морали и профессиональной этики. Менеджер, руководитель любого ранга должен учитывать психологические особенности отдельных личностей и соц. групп при выборе форм и методов воспитательного воздействия, показывать личный пример. ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К НОВОВВЕДЕНИЯМ — способность работников или организации воспринимать нововведения. В. к н. определяется временем внедрения конкретного нововведения либо общим числом нововведений, принятых к освоению данным работником или данной организацией к определенному моменту времени. Чем раньше будет достигнуто решение о внедрении или чем больше будет освоено нововведений к данному моменту времени, тем выше восприимчивость работника или организации к нововведениям. Общую модель восприимчивости организации к нововведениям можно представить в виде:

В настоящее время, как отмечалось ранее, высшая школа переживает тяжелые времена. Разрушены и практически перестали действовать отработанные механизмы культурной социализации, которую сегодня спонтанно подменяет социальная адаптация к наличной реальности с ее неустойчивой, кризисной экономикой, политикой, моралью, непредсказуемостью, неопределенностью приоритетов, идеалов и социальных целей. В стенах вузов все заметнее проявляет себя тенденция к воспитанию своих воспитанников в отрыве от системы нравственных ценностей, фундаментальных идей, культурных ориентиров, что делает их легкой добычей идеологических штампов, суррогатов идей, попкультуры [85].

«Утечка умов» имеет для страны-донора и более широкие, далеко идущие негативные последствия. Тут надо учитывать, в частности снижение культурного и интеллектуального уровня нации, девальвацию многих духовно-нравственных ценностей, падение общественной морали, потерю гуманистических традиций и особенностей национальной психологии (не говоря уже о подрыве физического здоровья нации, ее генотипа).

Раздумьям Л.Н.Толстого созвучны идеи казахского мыслителя Абая, мечтавшего о материально обустроенной жизни человека. Его беспокоит бедность, обездоленность простого народа. .Причину этого он усматривал не только в господстве имущих классов, но и в праздности, безделье простых людей. Абай подвергает их суровой критике за стремление обогатиться посредством обмана, мошенничества, угодничества, воровства, попрошайничества. Он считает, что праздная жизнь, безделье являются источником злословья, зависти, беспечности и др. пороков. Он полагает, что необходимо у человека изменить менталитет, обусловленный традиционным хозяйством. Основу хозяйственной жизни Абай считает трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к труду. Рационализация труда и рачительное отношение к труду должно стать фундаментом нового типа хозяйства, устанавливающегося в Казахстане. Т.о. осмысление в творчестве Л.Н. Толстого и Абая прослеживаются созвучные протестантской этике принципы и нормы трудовой морали. В их работах подчеркивается мысль, что нельзя достичь успехов в экономике без духовно-нравственных ценностей. Труд есть ценность, придающая смысл всей деятельности человека.

Советские люди придерживались твёрдых морально-нравственных ценностей, любили свою Родину и честно работали.

мент связан с недостатками того, что я вынужден назвать, в силу отсутствия лучшего названия, нерыночным сектором (nonmarket sector). Здесь я имею в виду прежде всего несостоятельность политики и распад нравственных ценностей как на национальном, так и на международном уровнях.

Новые этические ценности подготовили почву к тому, что богатство перестало быть предметом осуждения, правда, при условии соблюдения таких нравственных ценностей, как честность в отношениях с партнерами, инициатива и ответственность, умеренность, бережливость, предусмотрительность, которые представляют собой существенные элементы рационального, капиталистического хозяй-

но последняя и определяет доминирующие в организации морально-психологические стереотипы поведения и отношений. v Моральный климат в общественных организациях, относящихся к органической культуре, определяется совокупностью социальных и нравственных ценностей, разделяемых членами этих общественных организаций, в государственных, относящихся к бюрократической организационной культуре, — официально принятыми законами и кодексами, которым обязаны строго следовать государственные служащие. В коммерческих организациях цели достигаются за счет создания высокой устойчивой мотивации работников — членов организации, в том числе и моральной мотивации.

По результатам наблюдения оцениваются коммуникативные и организационные навыки участников, способности к аргументации своей точки зрения, системность, динамичность и гибкость мышления, креативность. Определяется позиция каждого участника в групповом обсуждении — организатор дискуссии, защитник профессиональных ценностей, защитник нравственных ценностей, критик, генератор идей. Если упражнение проводится в коллективе реально работающих вместе людей, можно увидеть и оценить эффективность типичных схем взаимодействия в данной группе.

Более того, применительно к России, имеющей богатый опыт, учитывая важность как инструментов плана, так и инструментов рынка, следует заставить их поработать на идею социализма, так и не осуществленную в нашей стране. Речь идет не о дискредитировавшей себя экономике неэффективной и безнравственной модели ортодоксального советского социализма и не о идее безрыночного коммунизма марксистского типа. Социалистическая идея — это доктрина высших нравственных ценностей и в первую очередь альтруизма высшего типа: социальная справедливость, бескорыстная забота о благе других, не отрицающая рынок, которую можно без преувеличения противопоставить идее капитализма даже в самой совершенной ее форме — смешанной рыночной экономике с ее социальными достижениями. Безнравственность и кризисность абсолютизации рыночного направления развития экономики уже проявилась в так называемой мировой идеологии «золотого миллиарда» (группы наиболее развитых стран, обеспечивающих свои интересы за счет менее развитых стран). В этом отношении показательны высказывания вице-президента США А. Гора в недавно изданной книге «Земля на чаше весов». Он пишет, что, несмотря на гигантское развитие экономики, американское общество потребления зашло в тупик. Потребительская цивилизация постепенно подводит нашу планету к гибели. Причину этого явления он видит в забвении нравственных начал


Принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.

ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ — система норм нравственного поведения руководителя, основанная на понимании и учете психологии работников, воспитании личности, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

Российско-американская программа МВАявляется результатом совместных усилий американских и российских преподавателей, направленных на создание и развитие полноценной нравственно ориентированной магистерской программы по управлению бизнесом. Ими были разработаны учебный план, программы 12 основных курсов, учебники и учебные пособия, многие из которых были переведены на русский язык для использования в учебном процессе в России. Участники этого совместного проекта направляли свои усилия и на то, чтобы попытаться включить в эту программу и в учебные пособия принципы честности и порядочности, нравственного поведения в экономической жизни общества.

Этика — это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика, а функции аудитора можно сравнить с функциями врача, только объектом благотворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие (организация).

Принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.

Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нормы нравственного поведения): совокупность писаных и устных договоренностей о правилах «честного бизнеса». Эти правила предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чиновникам); б) строить экономические связи на доверии к партнеру; в) коллективно прекращать все дела с предпринимателями-мошенниками; г) обеспечивать надежное выполнение хозяйственных договоров.

(Ин. 13. 34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна

Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нормы нравственного поведения): совокупность писаных и устных договоренностей о правилах «честного бизнеса». Эти правила предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чиновникам); б) строить экономические связи на доверии к партнеру; в) коллективно прекращать все дела с предпринимателями-мошенниками; г) обеспечивать надежное выполнение хозяйственных договоров.

Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нормы нравственного поведения): совокупность писаных и устных договоренностей о правилах «честного бизнеса». Эти правила предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чиновникам); б) строить экономические связи на доверии к партнеру; в) коллективно прекращать все дела с предпринимателями-мошенниками; г) обеспечивать надежное выполнение хозяйственных договоров и иных обязательств.

В последнем случае именно религиозная вера является обоснованием нравственного поведения, в том числе в области хозяйственной деятельности. В этом случае индивид считает, что этическое поведение благодаря божественной справедливости всегда является долгосрочно выгодной стратегией. Максимизирующий благосостояние характер этой стратегии гарантируется тем, что временнбй горизонт ее максимизации выходит за границу жизни индивида1.

Таким образом, веру в смысл нравственного поведения можно извлечь не из самой по себе этики, а только путем религиозного обоснования нравственности. В этом случае религиозная вера становится основой принятия непрямой стратегии повышения благосостояния. В то же время, как это ни покажется парадоксальным, и экономическое, и этическое, и религиозно-нравственное поведение можно рассматривать с экономических позиций — рационального поведения индивида, максимизирующего собственное благосостояние. Вопрос лишь в том, что понимать под «собственным» в концепции собственного интереса. Собственный интерес в его экономической трактовке рассматривается очень узко. Только семья наряду с «я» составляет ту структуру, чей интерес максимизируется. Однако понятие собственного интереса становится шире, если он включает интерес других людей. Поэтому этическое обобщение норм и религиозную ориентацию можно представить как рациональные стратегии, вытекающие из расширения понятия собственного интереса, из расширения стратегии максимизации полезности с локальной до глобальной.


Необходимой народному Необходимой технической Необходимое количество Необходимого дополнительного Необходимого соотношения Необходимостью обеспечения Необходимостью поскольку вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика