Нравственно психологические



литического, трудового и нравственного воспитания трудящихся предприятия. Совершенствование воспитательной работы включает укрепление материальной базы и повышение качества работы культурно-просветительных учреждений предприятия; улучшение экономического обучения, устной и наглядной агитации, стиля работы хозяйственных руководителей и общественных организаций; использование эффективных форм социалистического соревнования, привлечение трудящихся к управлению производством, научно-техническому творчеству, стимулирование трудовой и общественной активности трудящихся.

Для повышения общественно-политической активности должны предусматриваться широкое вовлечение трудящихся в управление производством, движение за коммунистическое отношение к труду, совершенствование форм и методов участия работающих в планировании и управлении производством, развитие социалистического соревнования — могучего рычага экономического и социального прогресса, школы политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся.

В Отчетном "докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии отмечено: «Взят важный рубеж — завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе. . .» '.

литического, трудового и нравственного воспитания трудящихся предприятия. Совершенствование воспитательной работы включает укрепление материальной базы и повышение качества работы культурно-просветительных учреждений предприятия; улучшение экономического обучения, устной и наглядной агитации, стиля работы хозяйственных руководителей и общественных организаций; использование эффективных форм социалистического соревнования, привлечение трудящихся к управлению производством, научно-техническому творчеству, стимулирование трудовой и общественной активности трудящихся.

Проблемы духовно-нравственного воспитания, развития личности - область, требующая глубокого анализа, серьезных педагогических подходов. Духовность, нравственность, долг, неприменимые составляющие качества личности тех, кого пестует нынче высшая школа.

В заключении из вышеизложенных мыслей можно делать выводы, что эстетическое содержание природы являясь средством нравственного воспитания способствует формированию экологической ответственности личности студента. Литература:

В обществе, в котором использовался труд рабов, связь добродетели и трудолюбия не представлялась очевидной, и античные мыслители полагали основой нравственного воспитания занятия философией. В диалогах Платона (427—347 г. до н.э.) упоминается несколько десятков различных видов занятий, но для всех трудящихся, земледельцев и ремесленников, поскольку в них преобладает вожделеющая часть души, самой главной является добродетель умеренности: любовь к порядку, дисциплина, способность подчиняться высшим классам. Для стражников, в которых преобладает волевая часть души, главная добродетель — мужество, для правителей — мудрость, в них преобладает разумная часть души. Справедливость — это гармония между тремя добродетелями. Ее реализует любой гражданин, исполняя свое дело наилучшим образом по природе и по закону.

Уровень этического или нравственного воспитания работников

Рестрикционизм — специфическая деформация трудового потенциала наемного работника, независимо от господствующей формы собственности. Достаточно привести в пример постоянно существующую на предприятиях бывшего СССР систему пропаганды, производственной воспитательной работы и работы по перевоспитанию, которая являлась одним из важнейших условий «приведения кадров в соответствие с требованиями социального и научно-технического прогресса и специфических производственных задач, которые решаются на данном предприятии»2. Эта воспитательная работа осуществлялась как на самом предприятии, так и вне его, но, к сожалению, обычно была неэффективной. Об этом говорит постоянное упоминание в пропагандистской и научной литературе того периода о необходимости «нравственного воспитания» работника. В то же время чисто профессиональный опыт люди воспринимали добросовестно.

Таким образом, партийные комитеты и местные Советы выступают надведомственными органами в территориальном управлении научно-техническим прогрессом. Они проводят социально-экономическую политику партии на местах, осуществляют мероприятия по повсеместной" интенсификации производительных сил, выравниванию условий в социальном развитии регионов. Реализация этих задач возможна путем мобилизации творческого потенциала трудящихся на основе повышения уровня их экономических и технических знаний, политической сознательности,, нравственного воспитания, вовлечения в управление предприятиями, районами, городами, областями.

Советы анализировали, обобщали и распространяли лучший опыт организации трудового, идейно-политического, нравственного воспитания молодежи и ее научно-технического творчества в коллективах предприятий и организаций отрасли, активно содействовали вовлечению] молодежи в мероприятия, проводимые по решению Миннефт^химпро-ма СССР, ЦК профсоюза рабочих химической и нефтехимической промышленности, ЦК ВЛКСМ, а также местных партийных, профсоюзных и комсомольских органов.


Моральные (нравственно-психологические) Политические Экономические Технико-юридические

Таким образом, многообразные требования к хозяйственным руководителям могут быть сведены в три группы — политические, деловые, нравственно-психологические.

Для принятия в каждом отдельном случае решения относительно меры пригодности кандидата на руководящую должность требования, которым он должен удовлетворять,— политические, деловые и нравственно-психологические — нуждаются в раскрытии и расшифровке. Но как определить степень подготовленности человека к выполнению сложных и многообразных функций руководи-

Существует немало и других рекомендаций относительно возможных группировок требований к хозяйственному руководителю. Однако во всех случаях речь идет об одной и той же совокупности требований, которые целиком проецируются на общепринятую их трехчленную группировку (политические, деловые и нравственно-психологические), но в зависимости от преследуемых исследователями конкретных целей каждый раз классифицируются по-новому. Поэтому кажущееся многообразие не должно смущать, тем более что существует ориентир, помогающий осознать, в какой мере руководитель удовлетворяет всей совокупности предъявляемых к нему требований. Таким ориентиром является социалистическая предприимчивость, способность к^ проявлению эффективной и ответственной инициативы. Умение быть предприимчивым составляет важнейшее требование, поскольку в нем в интегрированном виде обнаруживается степень развитости у хозяйственного руководителя всей совокупности необходимых для его успешной деятельности качеств.

Претенденту на руководящую хозяйственную должность наряду с политическими и деловыми совершенно необходимы также определенные нравственно-психологические качества. Качества эти во многом предопределяют способность руководителя привлекать к себе людей, а без такого умения несерьезно рассчитывать на высокое качество управления.

невозможно руководить, но беда в том, что нравственно-психологические качества, такие, как честность, неподкупность, скромность и др., отодвигались на второй, а то и третий план и сжимались до безликой, казенно-округлой формулы: «морально устойчив».

Нравственно-психологические качества отличаются исключительным разнообразием, поскольку сложна психологическая структура самой личности. Рассмотрим некоторые из этих качеств — те, что нам представляются наиболее характерными.

Способность привлекать к себе людей. У иного руководителя есть как будто все необходимое, чтобы стать уважаемым в своем коллективе: ум и знания, организаторские способности и трудолюбие, широта кругозора и правильное понимание проблем системы, а уважение не завоевано. У такого руководителя, выражаясь словами Фирдоуси, «великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава». Неспособность наладить с подчиненными нормальные, деловые взаимоотношения, базирующиеся на понимании их психологии, нежелание улавливать их настроения и откликаться на них нередко сводят на нет усилия руководителя, порождают в системе нежелательные социально-психологический климат и стиль работы. Корни многих просчетов в управлении следует искать именно в несостоятельности нравственных его качеств. Поэтому в управленческой деятельности нравственно-психологические качества являются такой же профессиональной чертой, как политическая зрелость, профессиональная компетентность, организаторские способности. Деловые качест-

Какие же конкретные нравственно-психологические качества желательны для руководителя? Чем определяется способность руководителя привлекать к себе людей? Попытаемся их коротко сформулировать. Это:

Наверное, есть возможность привести и какие-то иные нравственно-психологические качества или представить перечисленные качества в иной структуре — дело не в этом. Главное сказано, причем этим главным является не что иное, как, выражаясь словами В. И. Ленина, качества «чисто личного свойства». Коротко их можно было бы свести к мудрости и совестливости, уважению к личности. Ведь совесть — это закон, живущий в человеке, закон более требовательный и часто более действенный, нежели юридический: порой он запрещает то, что не запрещено правом. Руководителю, высоко ценящему закон совести, нет нужды подсказывать, какие у него доляшы быть взаимоотношения с подчиненными. Его действия всегда будут проникнуты уважением к их человеческому достоинству, что развивает у них чувство долга и ответственности лучше, чем иные методы административного воздействия.

Порядочность. Нравственно-психологические качества руководителя, в том числе его подход к выбору методов воздействия на подчиненных, во многом определяются мерой его порядочности.


Необходимой поддержки Необходимой температуры Необходимое позиционирование Необходимого логистического Необходимом количестве Необходимостью определения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика