Налогообложения предприятий



Однако более широкое финансирование за счет займов, как «бюджетное», так и «внебюджетное», проблемы не решает. Фактически со временем оно лишь обостряет эти проблемы. Приходится производить выплаты процентов по займам в условиях инфляции, когда процентные ставки быстро повышаются и почти каждая отрасль промышленности вступает в конкурентную борьбу за капитал, и в конечном счете займы приходится погашать. Амортизация, а также различные методы возмещения капитальных затрат, которые по традиции применялись нефтяной промышленностью в целях обеспечения примерно одной трети необходимых ей средств, всегда могут оказаться под ударом в случае принятия правительством той или иной страны политических мер в области налогообложения, поскольку правительства могут ввести в будущем более ограничительные законы в этой сфере. Что касается прибылей, то сенсационный рост доходов нефтяной промышленности на вложенный капитал в 1973 г. все еще маскирует собой пятилетнюю тенденцию к росту инфляции, за которым прибыли едва могли угнаться, не говоря уже о растущих потребностях нефтяной промышленности в капитале и о том, что соотношение пассивов и активов увеличилось до 30%, а у некоторых компаний и намного больше.

В предлагаемом материале делается акцент на технологические особенности реализации таких важнейших процедур, как составление хозяйственных договоров, элементарных форм производственного и социального планирования, ведения бюджета (финансового плана) фирмы, оплаты труда наемных работников и т. п. В состав рекомендаций не включены вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, поскольку в Российской Федерации имеются обширные учебная и нормативная базы для подготовки и переподготовки бухгалтеров, в том числе и для сферы малого бизнеса.

В предлагаемом материале делается акцент на технологические особенности реализации таких важнейших процедур, как составление хозяйственных договоров, элементарных форм производственного и социального планирования, ведения бюджета (финансового плана) фирмы, оплаты труда наемных работников и т. п. В состав рекомендаций не включены вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, поскольку в Российской Федерации имеются обширные учебная и нормативная базы для подготовки и переподготовки бухгалтеров, в том числе и для сферы малого бизнеса.

Как видно из таблицы, реальные денежные потоки после налогообложения уступают приведенным выше, и они устойчиво уменьшаются с течением времени. Причина в том, что амортизационные отчисления не изменяются в зависимости от инфляции, поэтому все возрастающая часть налоговой экономии становится объектом налогообложения. Поскольку налоги растут быстрее инфляции, реальные денежные потоки после налогообложения должны уменьшаться. Внутренняя норма прибыли, основанная на величинах реальных денежных потоков после налогообложения, составляет 9,9% в отличие от 12,6% при отсутствии инфляции.

В данном случае основная сумма долга увеличена на разме! налогообложения. Дело в том, что ЕВГГ представляет собой при быль до налогообложения. Поскольку основная сумма задолжен ж к ж \ ности налогооблагаема, она может быть выплачена только и г и z : суммы прибыли после налогообложения. Следовательно, основжшв! ная сумма должна быть скорректирована так, чтобы она соответг^— ствовала ЕВГГ. Если в нашем предыдущем примере основна^-^i-i сумма была бы 1 млн. дол. в год, а ставка налога 40%, то

С первых лет существования советского государства уже существовали налоговые платежи в бюджет: подоходный налог с граждан, налог на одиноких и малосемейных граждан, налог с оборота, сельскохозяйственный налог, налог со строений, налог со зрелищ, подоходный налог с организаций потребительской кооперации, колхозов, налог с владельцев транспортных средств и др. Кроме них в систему взаимоотношений с государством входили и другие формы: нормативные отчисления от прибыли, плата за фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, свободный остаток прибыли и др. Возникает вопрос — можно ли говорить в данном случае о системе налогообложения, существующей в нашем государстве с 20-х годов? Многие ученые и практики отрицательно отвечают на этот вопрос. По их мнению, система налогообложения начала формироваться с 1991 г. С этим нельзя согласиться, поскольку до 1930 г. в казну государства поступало около 80 налогов, а после налоговой реформы 1939 г., когда был введен налог с оборота, объединивший 53 платежа, осталось примерно 20. Разумеется, 1991 год является судьбоносным для налогообложения, поскольку налоги получили системное и законодательное оформление. Но это только этап налогового ренессанса, о чем мы говорили выше.

налоговых действий особое внимание уделять подбору экономических контрагентов. Это, в свою очередь, требует знаний их отраслевых технологий. Выход российских предпринимателей на международный рынок еще больше обостряет проблему оптимизации налогообложения, поскольку нужны знания международного права.

Даже самые простые операции на внутреннем рынке создают проблемы ценообразования и оплаты, в решении которых должен принимать участие налоговый менеджер (эксперт). Эти задачи резко усложняются при выходе фирмы на международный рынок. Цена для иностранных покупателей может устанавливаться в валюте продавца, покупателя или третьих стран. Для продавца местная валюта предпочтительнее, поскольку заранее можно ориентироваться на сумму сделки и сумму налоговых обязательств по ней при условии, что сделка подпадает под действие отечественной системы налогообложения. Но при нестабильности рубля продавец выбирает более устойчивую валюту, и тут возникает необходимость перерасчета сумм сделки и налоговых обязательств. Это обязывает налогового менеджера фирмы профессионально ориентироваться в механизмах котировок валют. При покупке необходимой иностранной валюты с нефиксированным курсом могут произойти любые изменения между моментом установления цены и моментом получения дохода. Следовательно, в задачу налогового менеджера входит составление прогнозных расчетов, учитывающих фактор риска при планировании налогов от сумм с валютных, эск-портных операций. Кроме того, налоговому менеджеру фирмы необходимы знания специфики самих валютных операций (условия валютного свопа, форвардных, фьючерсных и тому подобных сделок).

Налогообложение инвестиционных фондов имеет определенную специфику, которая вызывает ряд экономических и правовых несогла-сованностей между законодательным режимом функционирования этих фондов и процедурами определения налоговых обязательств. Инвестиционные фонды определяются в качестве посредника между мелкими инвесторами и крупными корпоративными заемщиками капитала. Такие фонды выпадают из схемы налогообложения, поскольку при полном инвестировании капитала и отсутствии факта распределения прибыли объекта налогообложения просто не существует. Если же вовсе не взимать налог с инвестиционных фондов, они станут налоговым убежищем для структур, являющихся псевдоинвестиционными фондами.

Данная группа способов учета для целей налогообложения характеризуется сложностью их закрепления в учетной политике для целей налогообложения, поскольку с одной стороны законодательство не предлагает конкретных вариантов, с другой стороны — закрепление подобных способов, в учетной политике для целей налогообложения предполагает достаточную степень уверенности в конкретной форме осуществляемых хозяйственных операций.

Так, встал вопрос о применении некоторых налоговых норм в отношении взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Представителем Фонда высказано убеждение, что на эти платежи не могут распространяться принципы налогообложения, поскольку они являются составной частью не налоговых, а трудовых отношений: «По своей экономической природе страховые взносы отличаются от налогов, носят не фискальный, а компенсационный характер и, по существу, являются отложенной частью оплаты труда для материального обеспечения при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца и т.п.). Кроме того, понятие социального страхования и его основные элементы, закрепленные международным правом, не идентичны понятию и принципам налогообложения»1 .


29. Мордухович А.Г. Минимизация налогообложения предприятий и граждан Российской Федерации (В вопросах и ответах). - М.: АКДИ, 1993.

В гражданском законодательстве нет специального правового института, выделяющего малое предприятие в особую правовую категорию, такое выделение произведено в нормативных актах, регулирующих порядок налогообложения предприятий и специальных нормативных актах, посвященных малым предприятиям. Малое предприятие невозможно зарегистрировать, как отдельную организационно-правовую форму. Для того, чтобы быть малым предприятием, необходимо постоянно соответствовать критериям, предусмотренным законом. В случае, если эти соответствия будут нарушены, то предприятие автоматически лишается статуса малого. Отсутствие четкого критерия отнесения предприятий к категории малых усложняет государственное регулирование и поддержку малого бизнеса.

Реализация данных мероприятий в практике косвенного налогообложения предприятий позволит повысить эффективность налогового контроля и увеличит поступление налоговых платежей в бюджет.

Реформы в России привели к глобальным изменениям института собственности и определили противоречия между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государства. В системе налогообложения предприятий и организаций особое место занимает налог на прибыль. С одной стороны, налог на прибыль предприятий и организаций является тем налогом, с помощью которого государство имеет возможность активно воздействовать на развитие экономики. В налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 1999г. поступления налога на прибыль составляют около 22%. С другой стороны, принимая во внимание высокий уровень налоговой нагрузки предприятия, законодательством предусмотрены возможности оптимизации платежей по налогу на прибыль, т.е. предприятия получают возможность в рамках существующих финансовых норм использовать методы, позволяющие наряду с выполнением налоговых обязательств перед государством обеспечить реализацию собственных целей деятельности.

В целях стабилизации внутреннего продовольственного рынка следует задействовать конкретные рычаги текущего регулирования ценового паритета в АПК: во-первых, уведомительного порядка (декларирования) повышения цен на продукцию материально-технического назначения для сельского хозяйства с постепенным обоснованием причины удорожания; во-вторых, механизмов временного госконтроля над отпускными ценами предприятий перерабатывающей промышленности и розничными ценами на продовольствие (предельных цен и надбавок, коэффициентов изменения цен, уровня рентабельности, а также декларирования повышения цен); в-третьих, прогрессивного налогообложения предприятий торговли, реализующих продовольственные товары.

В цене потребления ОУ с позиции общества в целом, как и с позиций других потребителей, большую долю занимают прямые затраты, связанные с оплатой, поскольку основной массив ОУ финансируется государством из налоговых поступлений. Если оплата ОУ, прямо соответствующих должности и специальности работника, может быть отнесена, как уже говорилось, к системе налогообложения предприятий, то оплату общекультурной, гуманитарной подготовки логично (и соблазнительно) возложить на граждан.

Модель коммерческого расчета, действовавшая до 1 июля 1996 г., для разных форм хозяйствования с учетом единой системы налогообложения предприятий в Российской Федерации представлена на с. 199. В основе формирования прибыли лежат факторы и показатели интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности. Распределение прибыли зависит от формы организации предприятий в России. На государственных и муниципальных предприятиях прибыль используется по таким направлениям: резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления, фонд на благотворительные и другие цели.

Выше указывались достоинства поимущественного налогообложения предприятий в аспекте налоговой политики. Главное — стимулирование эффективности использования капитала. Однако могут возникнуть и «негативы». Налог на имущество в большей степени беспокоит те предприятия, которые в силу каких-либо причин имеют или вынуждены накапливать существенные товарно-материальные запасы (сезонность производства, непропорциональный рост издержек по какой-либо сырьевой позиции и проч.). Далее, предприятия, обладающие большим имуществом, но получающие относительно малую прибыль, попадут под налоговый «пресс». Тем самым нарушится нейтральность налоговой системы.

14. Каковы достоинства и недостатки поимущественного налогообложения предприятий?

Учебник (1-е изд. — ЮНИТИ, 1998) состоит из трех разделов. В первом разделе учебника раскрываются сущность финансов предприятий, их функции, принципы организации. Рассматриваются вопросы формирования основного и оборотного капитала, инвестиционной политики предприятия. Подробно излагаются этапы развития финансового лизинга в РФ. Глава, посвященная системе налогообложения предприятий, учитывает все изменения в этой области, происшедшие в последнее время. Во втором разделе рассматривается современная практика организации финансовой работы на предприятии. Особое внимание уделяется процедуре банкротства, оценке финансового состояния и методам выхода из кризиса. Третий раздел посвящен особенностям организации финансов предприятий различных форм хозяйствования, малого бизнеса и отраслевой принадлежности.

принципам налогообложения предприятий, дается по состоянию на 1 ноября 2000 г.


Необходимо существенно Надлежащей организации Необходимо выработать Необходимо вспомнить Необходимо упомянуть Надлежащее состояние Необходимо увеличение Необходимо зафиксировать Необходимо запомнить Необходимую документацию Необходим детальный Необходим тщательный Неоднократно подчеркивал вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика