Налоговый потенциал



27. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Карп М.В. Налоговый менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Юнити, 2001.

Материал работы представляет читателю обширный спектр проблем не только с позиций современной налоговой системы России, но, что особенно важно, и с более фундаментальных позиций, которые только могут возникнуть в экономической системе по мере ее продвижения к рынку. Так, ставится проблема о необходимости формировать науку «налоговедение», разрабатывать институциональную структуру налогового права. Автор предлагает оригинальное решение проблемы управления налогообложением с общегосударственных позиций и с точки зрения отдельных субъектов хозяйствования. Думается, мы вправе говорить о таком научно-практическом понятии, как налоговый менеджмент. Можно еще перечислять многие оригинальные авторские положения о системе налоговых отношений, но лучше всего читателям самостоятельно ознакомиться с ними в оригинале.

Создание пакета методического обеспечения расчетов налогового потенциала является одной из главных задач науки «налоговедение» и ее раздела «государственный налоговый менеджмент». Экономически обоснованное определение налогового потенциала позволит избежать

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ. НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Становление в России рыночных основ хозяйствования требует распространения на все хозяйствующие субъекты, включая и государственный сектор экономики, некоммерческие и бюджетные организации, менеджерской практики управления финансовыми потоками. Взыскание налогов в условиях рынка является одним из существенных потоков движения денежных средств от предприятий в казну государства, поэтому данная сфера денежного хозяйства выступает существенным объектом экономического анализа и контроля. Внутренний налоговый анализ и контроль — прерогатива менеджера предприятия. Корпоративный налоговый менеджмент будет рассмотрен ниже.

выми администрациями аналитико-информационных функций (теперь это возможно в условиях компьютеризации информационных потоков) позволит им значительно усилить регулирующую способность налогообложения. Следовательно, к системе государственного управления налогообложением, занимающихся координацией и совершенствованием всех сторон налогообложения, применимо понятие «государственный налоговый менеджмент». Менеджмент — это особая сфера деятельности государства, перед которой стоят следующие задачи:

Государственный налоговый менеджмент должен прийти на смену традиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим элементом управления государством в целом. Становление рыночных основ управления экономикой и определение роли государства в этом процессе — сложнейшая проблема. Ее пытались решать с момента появления самого государства [32; 33; 39; 45; 49; 55; 75].

Государственный налоговый менеджмент как особый научно-практический процесс чрезвычайно емок по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-анали-тических, отчетных правил, документов, и многое другое. Он занимает ведущее место в системе управления экономикой. Иерархия этих управленческих структур представлена на рис. 20.

Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и дополняющий их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль — суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т. д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмента, распространить его на весь налоговый механизм (с самых общих позиций он может быть охарактеризован как налоговое производство).

4.2. Государственный налоговый менеджмент: методы, цели и способы разрешения противоречий при разработке и исполнении, бюджетных заданий


Налоговый потенциал (tax base)

3) Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

Ключевой задачей является совершенствование межбюджетных отношений. Должно быть проведено четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы и создание нового механизма финансовой поддержки территории. Средства фондов финансовой помощи территориями должны распределяться на основе критериев, учитывающих налоговый потенциал и бюджетные потребности территорий.

В 1992—1993 гг. в России работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в 1994 году был введен новый элемент — трансферты. Для этого был создан Фонд финансовой поддержки регионов, формирующийся за счет средств федерального бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, стали получать средства из этого фонда в виде трансферта. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей налоговый потенциал региона, т.е. территориальные бюджетные доходы и численность населения региона.

• возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;

При расчетах финансовой помощи субъектам РФ необходимо учитывать налоговый потенциал территорий и уровень его использо-

Особую роль в развитии бюджетного федерализма приобретает реальный финансовый и налоговый потенциал, основанный на использовании имущества и имущественных комплексов различных субъектов вещных прав независимо от форм собственности, для формирования доходной базы бюджета конкретного административно-территориального образования. Перераспределение финансовых ресурсов через налоги и механизм кредитно-банковского обслуживания вертикально интегрированных систем в пользу крупных финансовых центров приводит к истощению доходной базы территориальных бюджетов. Необходимо проработать различные аспекты управления собственностью и формирования доходной базы бюджетов субъектов РФ. За основу механизма реформирования межбюджетных отношений целесообразно принять максимально возможное сочетание отдачи от объектов собственности и закрепленных источников формирования бюджетов субъектов РФ.

Несмотря на такую систему финансового выравнивания возможностей, отдельные земли все же продолжают оставаться относительно «слабыми». Для них существует система финансовой помощи в виде федеральных субсидий, посредством которой налоговый потенциал доводится до 99,5% среднедушевого налогового потенциала в целом по стране1.

2 См.: Мельник АД. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый вестник. 2000. № 3.

1 См.: Мельник АД. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый вестник. 2000. № 3.

40. Мельник АД. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый вестник. 2000. № 3.


Необходимо удостовериться Необходимо управлять Необходимо устанавливать Необходимо увеличивать Необходимо закрепить Необходимо завершить Необходимую квалификацию Необходим комплексный Необоснованное завышение Надлежащего утверждения Неограниченной ответственностью Неожиданных изменений Неолиберального направления вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика