|
Налоговый потенциал
27. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
6. Карп М.В. Налоговый менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Юнити, 2001.
Материал работы представляет читателю обширный спектр проблем не только с позиций современной налоговой системы России, но, что особенно важно, и с более фундаментальных позиций, которые только могут возникнуть в экономической системе по мере ее продвижения к рынку. Так, ставится проблема о необходимости формировать науку «налоговедение», разрабатывать институциональную структуру налогового права. Автор предлагает оригинальное решение проблемы управления налогообложением с общегосударственных позиций и с точки зрения отдельных субъектов хозяйствования. Думается, мы вправе говорить о таком научно-практическом понятии, как налоговый менеджмент. Можно еще перечислять многие оригинальные авторские положения о системе налоговых отношений, но лучше всего читателям самостоятельно ознакомиться с ними в оригинале.
Создание пакета методического обеспечения расчетов налогового потенциала является одной из главных задач науки «налоговедение» и ее раздела «государственный налоговый менеджмент». Экономически обоснованное определение налогового потенциала позволит избежать
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ. НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Становление в России рыночных основ хозяйствования требует распространения на все хозяйствующие субъекты, включая и государственный сектор экономики, некоммерческие и бюджетные организации, менеджерской практики управления финансовыми потоками. Взыскание налогов в условиях рынка является одним из существенных потоков движения денежных средств от предприятий в казну государства, поэтому данная сфера денежного хозяйства выступает существенным объектом экономического анализа и контроля. Внутренний налоговый анализ и контроль — прерогатива менеджера предприятия. Корпоративный налоговый менеджмент будет рассмотрен ниже.
выми администрациями аналитико-информационных функций (теперь это возможно в условиях компьютеризации информационных потоков) позволит им значительно усилить регулирующую способность налогообложения. Следовательно, к системе государственного управления налогообложением, занимающихся координацией и совершенствованием всех сторон налогообложения, применимо понятие «государственный налоговый менеджмент». Менеджмент — это особая сфера деятельности государства, перед которой стоят следующие задачи:
Государственный налоговый менеджмент должен прийти на смену традиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим элементом управления государством в целом. Становление рыночных основ управления экономикой и определение роли государства в этом процессе — сложнейшая проблема. Ее пытались решать с момента появления самого государства [32; 33; 39; 45; 49; 55; 75].
Государственный налоговый менеджмент как особый научно-практический процесс чрезвычайно емок по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-анали-тических, отчетных правил, документов, и многое другое. Он занимает ведущее место в системе управления экономикой. Иерархия этих управленческих структур представлена на рис. 20.
Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и дополняющий их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль — суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т. д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмента, распространить его на весь налоговый механизм (с самых общих позиций он может быть охарактеризован как налоговое производство).
4.2. Государственный налоговый менеджмент: методы, цели и способы разрешения противоречий при разработке и исполнении, бюджетных заданий Налоговый потенциал (tax base)
3) Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.
Ключевой задачей является совершенствование межбюджетных отношений. Должно быть проведено четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы и создание нового механизма финансовой поддержки территории. Средства фондов финансовой помощи территориями должны распределяться на основе критериев, учитывающих налоговый потенциал и бюджетные потребности территорий.
В 1992—1993 гг. в России работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в 1994 году был введен новый элемент — трансферты. Для этого был создан Фонд финансовой поддержки регионов, формирующийся за счет средств федерального бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, стали получать средства из этого фонда в виде трансферта. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей налоговый потенциал региона, т.е. территориальные бюджетные доходы и численность населения региона.
• возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;
При расчетах финансовой помощи субъектам РФ необходимо учитывать налоговый потенциал территорий и уровень его использо-
Особую роль в развитии бюджетного федерализма приобретает реальный финансовый и налоговый потенциал, основанный на использовании имущества и имущественных комплексов различных субъектов вещных прав независимо от форм собственности, для формирования доходной базы бюджета конкретного административно-территориального образования. Перераспределение финансовых ресурсов через налоги и механизм кредитно-банковского обслуживания вертикально интегрированных систем в пользу крупных финансовых центров приводит к истощению доходной базы территориальных бюджетов. Необходимо проработать различные аспекты управления собственностью и формирования доходной базы бюджетов субъектов РФ. За основу механизма реформирования межбюджетных отношений целесообразно принять максимально возможное сочетание отдачи от объектов собственности и закрепленных источников формирования бюджетов субъектов РФ.
Несмотря на такую систему финансового выравнивания возможностей, отдельные земли все же продолжают оставаться относительно «слабыми». Для них существует система финансовой помощи в виде федеральных субсидий, посредством которой налоговый потенциал доводится до 99,5% среднедушевого налогового потенциала в целом по стране1.
2 См.: Мельник АД. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый вестник. 2000. № 3.
1 См.: Мельник АД. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый вестник. 2000. № 3.
40. Мельник АД. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый вестник. 2000. № 3.
Необходимо удостовериться Необходимо управлять Необходимо устанавливать Необходимо увеличивать Необходимо закрепить Необходимо завершить Необходимую квалификацию Необходим комплексный Необоснованное завышение Надлежащего утверждения Неограниченной ответственностью Неожиданных изменений Неолиберального направления вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|