Налоговые администрации



Как уже отмечалось, налоговая система России построена на базе стоимостных показателей. Такая ориентация налогообложения крайне негативно оценивается специалистами, ибо она не позволяет получить устойчивую и реальную налогооблагаемую базу. Подвижность стоимостных показателей, их зависимость от специфики учета, а также от инфляционных факторов делают налогообложение крайне зависимым от конъюнктуры не только финансовой, но и политической. Опираться на заработную плату российское налогообложение не в состоянии по причине ее низкого уровня по сравнению с тем, который позволил бы выдвинуть подоходный налог с граждан на первый план при определении структуры налоговых поступлений в бюджет. Эксперты отмечают, что система оплаты труда в России находится в самом запущенном состоянии, это та сфера, где вообще не ставился вопрос о реформе. В проекте Налогового кодекса практически неизменной остается экономическая платформа, на которой будет основываться налоговое производство. Это те же стоимостные показатели: прибыль и доход. Следовательно, налоговый регламент в отношении прибыли, исчисляемой для целей налогообложения, сохранится, несмотря на то, что понятие «себестоимость продукции» в проекте не упоминается. Сохраняются и проблема информационного обеспечения налоговой практики, ее давление на систему первичного бухгалтерского учета.

• налоговый регламент, предъявляемый в отношении цены реализации (ниже или выше уровня фактических издержек производства);

Уже этими требованиями задан командно-распорядительный тон в отношении норм, регламентирующих организацию бухгалтерского учета. Разумеется, налоговый регламент предполагает ограничения показателей финансово-хозяйственной деятельности в рамках методических правил исчисления налоговых платежей. Однако не налогообложение, а система бухгалтерского учета фиксирует реальное движение денежных потоков. Поэтому бухгалтерская практика должна определять особенности налогового производства, а не наоборот. Бухгалтерский учет не предназначен для решения налоговых задач. Его главная задача, зафиксированная в Законе РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», — формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимую для внешних пользователей (экономические контрагенты, банки, налоговые и финансовые администрации). Следовательно, налоговые администрации обозначены всего лишь в качестве пользователей бухгалтерской информации. Чем больше фискальная система вмешивается в первичный учет, чем больше оснований считать, что налогообложение формируется не как экономическая система, а как принудительная политика пополнения бюджетных доходов, изменяясь и лавируя в зависимости от бесконтрольного разрастания государственных расходов. Согласиться с этим — значит поставить под сомнение успех налоговой реформы.

Не подлежат отнесению на расходы в целях налогообложения суммы затрат на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов, а также расходы по оплате труда работников в любой форме. В остальных случаях налогообложение малых предприятий осуществляется в общеустановленном порядке, кроме налогообложения лизинговых операций. Данная сфера деятельности у малых предприятий не подпадает под действие налогового законодательства. Налоговый регламент, применяемый в отношении субъектов малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения, представлен на рис. 38.

Понятия «налогообложение доходов от капитала» российское законодательство не содержит. Фактически оно широко используется на практике, если речь идет о налогообложении доходов от эмиссии, размещения, купли-продажи и других операций с ценными бумагами и валютой. Несмотря на то, что рынок ценных бумаг и фондовый рынок с каждым годом укрепляются, стабильным становится поток их доходов, действующие нормативные акты не содержат исчерпывающего перечня ценных бумаг, их классификационных характеристик, необходимых для создания унифицированного механизма налогового регулирования такого рода деятельности, отсутствует единое специализированное налоговое законодательство, которое полно и четко регламентировало бы порядок налогообложения доходов, получаемых на рынке ценных бумаг и фондовом рынке. Действующий налоговый регламент на этих рынках определяют ведомственные указания МФ РФ и ГНС РФ. Исправить положение должен Налоговый кодекс, в законопроекте которого содержится специальный раздел, регламентирующий исчисление и уплату налога на капитал. Его принятие значительно упорядочит налоговые отношения участников рынка ценных бумаг и фондового рынка с государством.

Налоговый регламент исчисления и уплаты налога на доходы от операций на рынке ценных бумаг и фондовом рынке предусматривает, что эти доходы вычитаются из валовой прибыли при исчислении налога на прибыль предприятий и организаций и облагаются налогом в особом порядке. Тем самым признано, что данные доходы приравнены к доходам, получаемым на рынке капиталов. Следовательно, их налоговое регулирование может быть определено как исчисление и уплата налога на капитал. Для исчисления этого налога плательщик составляет самостоятельный налоговый расчет, учитывающий специфику выпуска и обращения ценных бумаг и операций с иностранной валютой. При распределении прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль, погашаются долговые обязательства перед акционерами и другими владельцами ценных бумаг, эмитированных предприятием, и появляются налоговые обязательства по исчислению и уплате налога на капитал./Порядок распределения такой прибыли показан на рис. 44.

денежных средств для получения дополнительного дохода. Поэтому доходы от залоговых, арендных, лизинговых, листинговых, трастовых, других операций, имеющих признаки рентных отношений, необходимо рассматривать в качестве результатов финансовых вложений. Уточнение определения понятия «финансовые вложения», круга участников перечисленных выше операций, их прав и обязанностей позволит не только упорядочить данные правоотношения, но и создать ясный налоговый регламент в отношении всего многообразия доходов, получаемых от финансовых вложений.

В 1997 г. был существенно изменен порядок исчисления и уплаты налога на доход от обращения государственных ценных бумаг. Цель изменений — унифицировать налоговый режим в отношении государственных и корпоративных ценных бумаг. Совместное письмо ЦБ РФ, МФ РФ, ГНС РФ от 4 февраля 1997 г. «О порядке применения статей 2 и 9 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при совершении операций с государственными ценными бумагами» [9] разъяснило порядок исчисления налога на капитал по ставке 15%. Этот порядок применяется вплоть до внесения соответствующих изменений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» или принятия законопроекта Налогового кодекса (если иной налоговый регламент не будет предусмотрен дополнительно другими нормативными актами). Общая схема налогообложения доходов от капитала представлена на рис. 45. Как видно из рисунка, многообразие видов

бумаг, необходимо определять сумму дохода в виде процента (дисконта), если таковой предусмотрен в законодательном порядке. На российском рынке ценных бумаг обращаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с купонным доходом (ОФЗ) и другие (см. рис. 45). Эти виды облигаций подпадают под разные налоговые режимы (облагаются по разным ставкам) в зависимости от вида сделки с ними. Как уже_ отмечалось, налоговый регламент на рынке государственных ценных бумаг был изменен Законом РФ от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ. Из его требований вытекает, что к уплате налога по ставке 15% привлекаются следующие доходы.

Налоговый регламент устанавливается

За 1996—1997 гг. в отношении акцизов налоговый регламент неоднократно менялся. Наиболее частыми были изменения ставок акцизов и перечня подакцизных товаров. В начале 1997 г. был принят Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах»" [9], который существенно дополнил перечень подакцизных товаров и увеличил ставки акциза. Были уточнены положения об акцизном регулировании товаров, ввозимых на территорию России. В расчетах суммы акциза предусмотрено использование следующей формулы:


2. Налоговые администрации утратили способность отслеживать тенденцию налоговых поступлений и перекрывать возможность ухода от налогов.

Министерство финансов. Налоговые администрации

Субъекты - налоговые администрации

Уже этими требованиями задан командно-распорядительный тон в отношении норм, регламентирующих организацию бухгалтерского учета. Разумеется, налоговый регламент предполагает ограничения показателей финансово-хозяйственной деятельности в рамках методических правил исчисления налоговых платежей. Однако не налогообложение, а система бухгалтерского учета фиксирует реальное движение денежных потоков. Поэтому бухгалтерская практика должна определять особенности налогового производства, а не наоборот. Бухгалтерский учет не предназначен для решения налоговых задач. Его главная задача, зафиксированная в Законе РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», — формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимую для внешних пользователей (экономические контрагенты, банки, налоговые и финансовые администрации). Следовательно, налоговые администрации обозначены всего лишь в качестве пользователей бухгалтерской информации. Чем больше фискальная система вмешивается в первичный учет, чем больше оснований считать, что налогообложение формируется не как экономическая система, а как принудительная политика пополнения бюджетных доходов, изменяясь и лавируя в зависимости от бесконтрольного разрастания государственных расходов. Согласиться с этим — значит поставить под сомнение успех налоговой реформы.

Существенной доработки требует методический материал о налогообложении и учете финансовых результатов коммерческой деятельности некоммерческих оганизаций. В 1994—1997 гг. они значительно расширили сферу своей хозяйственной деятельности и пополнили ресурсы за счет коммерческих сделок. Организации здравоохранения, просвещения, культуры и т. п. ведут бухгалтерский учет согласно нормам, утвержденным МФ РФ для бюджетных организаций. Налоговые администрации требуют от них налоговые отчеты (расчеты налоговых платежей) по формам, утвержденным для предприятий и организаций производственной сферы деятельности. Это обязывает некоммерческие организации вести несвойственные им учетные операции. Нормы, изложенные в письме МФ РФ № 100 и ГНС РФ № ВГ-6-01/385 от 28 октября 1992 г. (с изменениями от 9 сентября 1993 г. № 108) «Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы» [8], действуют, несмотря на то, что бюджетные организации включены в общий состав плательщиков этого налога.

Квартальная бухгалтерская отчетность представляется крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в налоговые администрации в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая отчетность — в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Взнос налога на прибыль (если этот налог уплачивается хозяйством) осуществляется по квартальной отчетности в пятидневный срок со дня, установленного для сдачи этой отчетности. Крестьянские (фермерские) хозяйства со статусом «малое предприятие» не платят авансовых взносов по налогу на прибыль, полученной от коммерческой деятельности.

по реализации экспортируемых товаров. Однако для предоставления данной льготы законодательство выдвигает жесткие условия, смысл которых состоит в следующем. Для подтверждения права на льготу экспортер должен представить в налоговые администрации несколько обязательных документов. Условия их предоставления оговорены в изменениях № 4 к Инструкции по НДС, утвержденных письмом ГНС РФ от 3 апреля 1997 г. № ВЗ-6-03/268, и состоят в следующем:

Налоговые администрации должны быть своевременно проинформированы (в течение 10 дней со дня оформления ГТД) о факте экспорта.

Как только у экспортеров появляется возможность подтвердить реальность экспорта (обосновать свое право на налоговую льготу), вопрос о льготе по НДС решается положительно. Эта возможность появляется у налогоплательщика с предоставлением им и в налоговые администрации следующих документов;

Для учета и контроля за полнотой исчисления и своевременностью уплаты в бюджет НДС налоговые администрации могут воспользоваться аналитической таблицей в разрезе каждого экспортного контракта. Постановку аналитического учета облегчает использование специальных компьютерных программ. Примерная форма такой аналитической таблицы приведена ниже:

Субвенциальные внебюджетные фонды — форма привлечения средств на финансирование реализуемых субъектами РФ инвестиционных проектов и программ. Налоговые администрации могут включать хозяйствующие субъекты, реализующие такие проекты и программы в состав участников договоров по предоставлению инвестиционного налогового кредита.


Необходимо указывать Начальной температуры Необходимо устранить Необходимо задействовать Необходимо заплатить Надлежащего исполнения Необходимую продукцию Необходим постоянный Необоснованному завышению Неограниченные полномочия Неограниченное количество Неоклассическая экономическая Неопределенных параметров вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика