Налоговые мероприятия



Пока же не все теоретические проблемы, касающиеся содержания базисных понятий «налог», «налогообложение», «налоговая система», «налоговый механизм», и системные взаимосвязи между ними исследованы в такой степени, чтобы на их основе формулировать закономерности развития налогообложения, создавать новые налоговые концепции и строить оптимальную налоговую систему России.

Любая национальная налоговая система функционирует на объективной методологической базе — комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе. Исследование этой области порождает налоговые концепции, различающиеся подходами к очерчиванию границ и участников налоговых правоотношений. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов, дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Это процесс формулирования принципов построения национальной налоговой системы и утверждения ее методических и организационно-правовых основ, задач и конечных целей. Методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования и контроля.

Экономические преобразования требуют системного решения. Следовательно, в выборе и оценке направлений налогового реформирования необходим крайне взвешенный подход. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории, в том числе классическая теория налогообложения, разработка которой возможна в той мере, в какой это позволяет состояние экономики и политики. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Прежде всего необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Данное фундаментальное положение налоговой теории до сих пор не реализовано в должной степени ни российскими законодателями, ни учеными, чьи налоговые концепции приняты за основу налоговых законов. Практика немыслима без теории. Теория — это комплекс идей, который истолковывает глубинные основы, первопричины процессов или явлений, постоянно сопровождающих развитие человечества, и позволяет использовать это с максимальной отдачей в той или иной сфере бытия.

Извлекать на поверхность экономической действительности внутренний потенциал налога как экономической категории, т. е. строить налоговые концепции, отбирать лучшие из них, — сфера деятельности представительной власти. Состав и структура системы налогообложения, принятые в законодательном порядке, свидетельствуют о профессионализме народных избранников, знании ими теоретических основ экономики и умении использовать их на практике. Поэтому каждый гражданин может должным образом оценить своего депутата и сделать из этой оценки соответствующие выводы, не уповая на то, что к тяжелому налоговому гнету он не имеет никакого отношения.

в силу опережающего развития производительных сил по сравнению с производственными отношениями. Задача налоговедения — выработать новые формы налоговых отношений, адекватные состоянию производительных сил. Налоговедение, исследуя практическое проявление действующего налогового механизма, определяет его позитивные и негативные стороны, их причины и следствия, создает на этой основе более совершенные налоговые концепции. Эта наука развивается исходя из теоретических положений о воспроизводстве и государстве, его функциях и роли в общественном развитии. Налоговедение — это составная часть учения о расширенном воспроизводстве, товарно-денежных отношениях и государстве, которое должно занять соответствующее место в системе экономических знаний. Экономические науки в целом, постигая специфику рынка, формулируя рыночные законы, вырабатывают рекомендации их гибкого применения в странах, строящих рыночные основы хозяйствования с учетом национальной специфики. Знание закономерностей воспроизводственных процессов позволяет проникнуть в глубь всех опосредующих их экономических категорий, очертить границы каждой из них и наполнить эти отношения реальным содержанием. Наука о государстве позволяет постичь закономерности и механизм государственного обустройства, определить задачи государственной власти исходя из конкретных экономических условий. Совокупность всех экономических и правовых научных знаний определяет магистральный путь для создания конкретного механизма хозяйствования вообще и для формирования налоговой практики, в частности.

2. Организационно-экономические (правовые), или внутринациональные, принципы. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

Однако в каких бы условиях ни развивалась страна, научная мысль формирует все новые и новые налоговые концепции, независимо от того, будут они включены в общенациональные законодательные акты или нет. Как правило, диаметрально противоположные налоговые концепции имеют место в странах с переходной или развивающейся экономикой. Это создает объективные трудности для принятия в законе единственно верной налоговой концепции на искомый период времени. Однако поиск оптимальной структуры налогообложения не должен отклоняться от магистрального пути, по которому следуют промыш-ленно развитые страны демократии, строящие свои национальные налоговые системы исходя из требований классической экономической науки и ее законов.

вается от демократических преобразований общественной жизни и экономических реформ. Необходимо особо учитывать тот факт, что Россия стоит на перепутье двух эпох: тоталитаризма и рыночной демократии. Это — полюса общеполитического устройства, и переход от одного к другому многотруден и противоречив. Этот путь неминуемо сопровождается глубокими экономическими, политическими и социальными потрясениями. Продолжительность переходного периода зависит, при прочих равных условиях, от готовности всего общества следовать по пути реформ. Этот фактор чисто психологический, но он, как это ни парадоксально, играет не меньшую роль, чем экономически обоснованные реформаторские решения. Это уже вопрос риторический, варианты его решения практически не поддаются прогнозированию. Следовательно, остается одно — кругу лиц, заинтересованному в продолжении демократических, рыночных преобразований, необходимо изучать тенденции развития экономики, политики и их частных слагаемых, определять базовые закономерности этих отношений и на их основе воплощать в жизнь правовые основы хозяйствования, в том числе и рациональные налоговые концепции.

граждане делегируют свои права парламентариям, которые и определяют налоговую политику, оценивая предлагаемые налоговые концепции, уточняя их содержание и в конечном итоге принимая законодательные акты по налогообложению.

Налоговый эксперимент — это пробное изменение фрагментов налоговой практики в связи с объективными сдвигами в темпах и уровне развития производительных сил, отраслевыми структурными перестройками, изменениями направлений и объемов финансовых потоков. Такие фундаментальные изменения обусловливают необходимость разрабатывать и внедрять в порядке эксперимента налоговые концепции, отличающиеся от действующих налоговых правил. Таких концепций может быть несколько. Они затрагивают, как правило, один или два налога, взимание которых напрямую связано с изменениями базисного порядка. Такие концепции, представленные на рассмотрение правительству, оцениваются экспертами, из них выбирается оптимальная, т. е. адекватная сложившимся воспроизводственным пропорциям. Эта концепция объявляется в законе налоговым экспериментом на один год, по истечении которого вновь проводится экспертная оценка данного новшества. В случае успешного завершения экспериментальной практики налогообложения ее содержание выносится в законодательные органы на рассмотрение с целью законодательного утверждения в качестве поправки к Налоговому кодексу.


Материальные блага частных хозяйств в финансовом хозяйстве превращаются в услугу государству, а услуги государства позволяют частным хозяйствам создать подобное и большее количество новых материальных ценностей. Более радикален А. Вагнер в области налоговой политики, выдвигая идею вмешательства государства в процесс распределения. Он высказывается за усиленное обложение конъюнктурных доходов, за такие налоговые мероприятия, которые бы влекли перераспределение национального дохода. Основные финансовые идеи А. Вагнера изложены им в курсе «Наука о финансах» (1880 г.). Курс состоит из трех частей: первая - введение, обзор финансового строя, учение о расходах и учение о частно-правовых доходах; вторая - учение о пошлинах и общая часть учения о налогах; третья - специальная часть учения о налогах (история, законодательство, статистика).

3.2. Налоговые мероприятия в 1825—1855 гг 71

8.5. Налоговые мероприятия Временного правительства..... 192

В разделе «Налоги в Советской России и в СССР 1917—1991 гг.» объектом изучения выступают первые налоговые мероприятия советского периода, налоги «военного коммунизма», налоговая система эпохи нэпа, налоговая реформа 1930—1932 гг., изменения в налоговой системе в период Великой Отечественной войны, реформа сельскохозяйственного налога в 1953 г., изменения в налоговой системе, связанные с хозяйственной реформой середины 1960-х гг., налоговые реформы периода перестройки и распада СССР. Анализируется динамика налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

3.2. Налоговые мероприятия в 1825—1855 гг. 71

3.2. Налоговые мероприятия в 1825—1855 гг.

3.2. Налоговые мероприятия в 1825—1855 гг. 73

Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861 г. До этого момента многократно менялась политика государства в сфере взимания питейных сборов (см. 4.3. Винные откупа, винный акциз и винная монополия). Во второй четверти XIX в. действовала система винных откупов, многократно подвергавшаяся реформированию (см. 3.2. Налоговые мероприятия в 1825—1855 гг.). С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.

8.5. Налоговые мероприятия Временного правительства

8.5. Налоговые мероприятия Временного правительства 193

Налоговые мероприятия Временного правительства устанавливали систему налогообложения доходов и прибылей, при которой изымалось до 90% доходов богатых и зажиточных слоев населения. Анализируя радикализм налоговых мероприятий Временного правительства, отмечая, что они фактически приводят к конфискации получаемых доходов, и одобряя их направленность, вождь партии большевиков В.И. Ленин в статье «Неминуемая катастрофа и безмерные обещания» писал: «...Мы можем и должны быть умереннее, переходить постепенно к более справедливому обложению, мы отделим акционеров мелких и акционеров-богачей, мы возьмем совсем мало с первых, мы возьмем очень много (но не обязательно все) только со вторых»2.


Необходимо управлять Необходимо устанавливать Необходимо увеличивать Необходимо закрепить Необходимо завершить Необходимую квалификацию Необходим комплексный Необоснованное завышение Надлежащего утверждения Неограниченной ответственностью Неожиданных изменений Неолиберального направления Неопределенность относительно вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика