Налоговых концепций



Следует ли компенсировать неблагоприятные изменения в налогообложении — вопрос сложный. Такие изменения для того и делаются, чтобы увеличить суммы поступлений. Если в соглашениях типа продакшн-шеринг предусмотреть компенсацию по такой категории причин, то недропользователь по существу будет навсегда выведен за пределы действия каких-либо налоговых изменений на весь, как правило, продолжительный период разработки месторождений. Вероятнее всего, здесь необходимы компромиссы, т. е. компенсация некоторых видов налогов.

Переход экономики России на принципы рыночного хозяйствования выявил острую необходимость реформирования всей финансовой системы страны и прежде всего — в налоговой сфере. Первые попытки структурных налоговых изменений, предпринимаемые в начале 1990-х гг., хоть и заменили ранее существовавшую советскую систему планового распределения прибыли предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов, но не решили, а в тех условиях тотальной нестабильности и не могли решить, основную задачу налоговой системы — учесть интересы всех субъектов экономических отношений.

Рискованность портфеля ценных бумаг характеризуется вероятностью того, что наступят обстоятельства, при которых инвестор понесет потери, вызванные инвестициями в фондовый портфель, а также операциями по привлечению финансовых ресурсов для создания фондового портфеля. Риск портфельного инвестирования включает многие виды рисков: капитальный, селективный, временной, риск законодательных изменений, риск налоговых изменений, риск ликвидности, рыночный, кредитный, инфляционный, процентный, отзывной, страновый, отраслевой, микроэкономический, валютный.

5. Риск налоговых изменений связан с корректировкой налогообложения операций с ценными бумагами, что отражается на доходах юридических и физических лиц — участников фондового рынка. Для снижения налогового риска следует использовать в учетной политике предприятия все законные способы снижения налогового бремени (метод ускоренной амортизации вместо линейного, учет материальных затрат по методам ЛИФО и ФИФО. консультации квалифицированных аудиторов и др.). Применение метода оценки материалов по стоимости последних закупок (ЛИФО) позволяет максимизировать издержки производства и минимизировать налогооблагаемую прибыль. Метод оценки производственных запасов по стоимости первых закупок (ФИФО) дает возможность минимизировать себестоимость реализованной продукции и максимизировать прибыль для целей налогообложения.

Эти налоговые изменения стимулировали специализацию сберегательных ассоциаций исключительно на ипотечном кредитовании. Естественно, деятельность сберегательных ассоциаций традиционно основывалась на такого рода деятельности, Закон о федеральных банках жилищного кредита и другие акты поощряли дальнейшее развитие этой сферы, и Федеральный совет банков жилищного кредита прямо ограничил объем не связанной с ипотечным кредитованием деятельности сберегательных ассоциаций, имевших чартер федерального правительства. Тем не менее это были первые из тех налоговых изменений, которые позже окажут значительное воздействие на принятие решений менеджерами сберегательных ассоциаций.

Переход экономики России на принципы рыночного хозяйствования выявил острую необходимость реформирования всей финансовой системы страны и прежде всего — в налоговой сфере. Первые попытки структурных налоговых изменений, предпринимаемые в начале 1990-х гг., хоть и заменили ранее существовавшую советскую систему планового распределения прибыли предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов, но не решили, а в тех условиях тотальной нестабильности и не могли решить, основную задачу налоговой системы — учесть интересы всех субъектов экономических отношений.

в 977,3 млрд. руб. Только за счет налоговых изменений эта сумма в проектировках

вий предлагаемых налоговых изменений, участие в разработке ежегодных

ствах массовой информации звучит драматичнее. Поскольку вероятность налоговых изменений намного выше, то именно они и составляют основной источник политического риска.

Аппарат эластичности можно применить и к анализу ценовых последствий налоговых изменений. Чаще всего изменение размера налогов вызывает изменение в спросе. Возьмем кривые спроса и предложения некоего товара (рис. 12) и предположим, что на рынке установилось равновесие: спрос на товар составляет 8 тыс. штук в месяц по цене 2000 руб. за штуку. Если вдруг в гипотезе вводится драконовский налог, фактически равнозначный изъятию 50% от цены реализации каждой единицы товара, то естественной реакцией производителя становится увеличение цены —

Рис. 12. Ценовые последствия налоговых изменений


Автор выражает надежду, что читатели книги, изучая изложенные в ней положения о тактике и стратегии налогообложения, смогут найти в них рациональные зерна и развить их дальше. Критическая оценка всего опубликованного материала по налогообложению и исследование налоговой практики позволят студентам, осваивающим учебную дисциплину «Налоговедение», подготовиться к работе над созданием более совершенных налоговых концепций, адекватных состоянию базиса в каждый конкретный период времени.

На рис. 2 обозначено несколько основных рубежей совершенствования налогообложения. Вплоть до раскола мирового сообщества на две противоборствующие политические системы воззрения ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражая прогресс экономики и политики, приобретая характер научно обоснованных налоговых концепций и теорий рационального налогообложения в конкретных исторических условиях.

1. Принципы и методология формирования оптимальных налоговых концепций.

Вывод второй. Функции налога неразрывно взаимоувязаны. Рациональность налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между ними. Поиск способов достижения относительного равновесия между налоговыми функциями осуществляется непрерывно при конструировании новых налоговых концепций. По мере нахождения оптимальной, по мнению разработчиков, концепции она подвергается всесторонней оценке и выносится на широкое публичное обсуждение, а затем корректируется с учетом итогов такого обсуждения. В конечном итоге на выбранной концептуальной основе строится новая система налогообложения или обновляется существующая. Усовершенствованная налоговая система утверждается в законодательном порядке и становится обязательной для применения. В процессе научно-практической оптимизации налогообложения незыблемым является соблюдение принципиальных требований к ее содержанию. Это те фундаментальные принципы, которые выработала наука и к использованию которых всегда должна стремиться налоговая практика.

Положения Налогового кодекса могут корректироваться лишь при наличии объективных на то причин, всесторонне обоснованных и подкрепленных глубокими экономическими расчетами. Такие корректировки носят форму законодательных поправок к Налоговому кодексу, вводимых в действие спустя месяц со дня их официального опубликования. Одной из важных причин, обусловливающих необходимость корректировок статей Налогового кодекса, могут явиться успешные результаты проводимых в стране налоговых экспериментов. Налоговый эксперимент — это пробное изменение фрагментов налогового производства в связи с объективными сдвигами в темпах и уровне развития производительных сил, отраслевыми структурными перестройками, изменениями финансовых потоков на макроэкономическом уровне. Такие фундаментальные изменения обусловливают необходимость разработки и внедрения в порядке эксперимента налоговых концепций, отличающихся от действующих налоговых правил. Таких концепций может быть несколько. Они затрагивают, как правило, один или два налога, взимание которых напрямую связано с изменениями в экономике. Экспериментальные концепции, представляемые на рассмотрение в государственные органы власти и управления, оцениваются экспертами, и из них выбирается наиболее оптимальная с позиций адекватности сложившимся воспроизводственным пропорциям. Эта концепция объявляется законом как налоговый эксперимент на один год, по истечении которого вновь проводится экспертная оценка данного нововведения. В случае успешного завершения эксперимента в области налогообложения он выносится на рассмотрение в высший законодательный орган страны с целью внесения поправки к Налоговому кодексу.

На сегодняшний день налоговая наука не создала специальных методик планирования объемов налоговых поступлений в бюджет. На практике в процессе налогового планирования применяются общеизвестные и широко применяемые традиционные методы: балансовый, экспертных оценок, корреляции, ранжирования, построения хронологических рядов, факторного анализа. Использование этих методов совершенно правомерно, ибо они являются унифицированными и не зависят от специфики иссследуемых процессов. Вместе с тем в налоговом планировании следует применять и специфические подходы к выявлению налоговых закономерностей и составлению на их основе проектов перспективных налоговых концепций, учитывающих общие закономерности общественного развития. Можно выделить несколько групп количественных методов, используемых в настоящее время при проведении статистических исследований:

законодательных требований, система правовой организации науки и практики налогообложения. Положения налогового права используются при разработке налоговых концепций стратегического характера и служат руководством к конкретным налоговым действиям. Налоговое право определяет совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых отношений. Оно свидетельствует о юридическом статусе всей совокупности налогов и каждого налога в отдельности.

По утверждению руководителей налогового ведомства, к настоящему времени законодателям не предложены приемлемые альтернативные варианты налоговых реформации. Однако в печати встречается достаточно много суждений о направлениях налоговых преобразований, которые можно взять за основу при подготовке новых налоговых концепций.

Вывод третий. Концептуальные разработки системы налогообложения, максимально приближенные к потребностям и возможностям экономического базиса, служат отправной основой для создания налогового механизма применительно к конкретному пространству и времени, т. е. на определенный этап исторического развития и исходя из экономических условий хозяйствования на той или иной территории. Задача построения научно обоснованной концепции налогообложения и конкретного налогового механизма представляется трудной, поскольку положения научной теории налогов широко не используются при разработке налоговых концепций, законов и инструктивных документов.

Эксперимент (налоговый) — применение на практике новых налоговых режимов исходя из принимаемых властью налоговых концепций, прошедших научную апробацию.

становления мировой налоговой теории, основных налоговых концепций,


Необходимо запомнить Необходимую документацию Необходим детальный Необходим тщательный Неоднократно подчеркивал Неограниченная ответственность Неограниченную ответственность Неоклассическое направление Надлежащем состоянии Неопределенности информации Неосновной деятельности Неотъемлемым атрибутом Неоткрытых месторождений вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика