Налоговых обязательств



- чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения при отсутствии ясного законодательства, четкого формирования налоговых нарушений.

В Налоговом кодексе четко прописана система штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.

Налоговым кодексом России существенно изменены действовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. Эти нормы применялись в условиях отсутствия ясного и четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых нарушений. В этих условиях зачастую не закон, а действия налоговых

Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплаты налогов, но и за неточность или небрежность при составлении налоговых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов предприятия-налогоплательщики сурово наказывались. Все это привело к тому, что к моменту принятия Налогового кодекса задолженность предприятий-налогоплательщиков во все виды бюджетов и внебюджетные фонды по штрафам и пеням оказалась в два раза больше, чем основная недоимка предприятий. Поэтому при подготовке и принятии Налогового кодекса было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. При этом меры ответственности в одних случаях устанавливаются в процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четко фиксированной сумме.

Работу налоговых органов и других контролирующих инстанций по наведению порядка в сфере налоговых взаимоотношений осложнило появление «внутренних оффшорных зон» на территории Российской Федерации. Среди таких зон особо выделялись Ингушетия, Калмыкия и Северная Осетия, Чечня, Дагестан, Тыва, Башкортостан. Наличие территорий с откровенно слабым налоговым контролем наряду с недостаточным взаимодействием территориальных налоговых и других контрольных органов между собой создали питательную среду для распространения грубых форм налоговых нарушений и преступлений. Новой формой внутренних офшоров стали в середине 1990-х гг. закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

содержание налоговых нарушений и мер ответственности за них. В дополнение к ним налоговая администрация разрабатывает методические указания по осуществлению налоговых проверок в разрезе каждого отдельного налога [9].

В проекте Налогового кодекса существенно изменена система мер ответственности за налоговые правонарушения, четко классифицирован состав налоговых нарушений (рис. 26).

В то же время специальный целенаправленный отбор налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой, обеспечивал «экономическую эффективность» контрольной работы налоговых органов в целом за счет заведомо значительных доначислений налоговых платежей в бюджет и наложения налоговых санкций.

Сочетание методов случайного и специального отбора в приблизительно равной пропорции давало и приблизительно 50%-ную эффективность проводимых налоговых проверок, т.е. каждая вторая проверка завершалась без обнаружения значительных налоговых нарушений.

Поскольку понятие налоговой системы не сводится только к системе налогов, то Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует фискальный правопорядок в целом. При этом рассматриваются вопросы установления федеральных, региональных и местных налогов, проблемы возникновения и порядок выполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых нарушений и др. Это позволяет участникам налоговых отношений получить полную и достоверную информацию о своих правах и обязанностях.

Виды налоговых нарушений и ответственность за их совершение установлены в разделе VI.


Реформы в России привели к глобальным изменениям института собственности и определили противоречия между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государства. В системе налогообложения предприятий и организаций особое место занимает налог на прибыль. С одной стороны, налог на прибыль предприятий и организаций является тем налогом, с помощью которого государство имеет возможность активно воздействовать на развитие экономики. В налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 1999г. поступления налога на прибыль составляют около 22%. С другой стороны, принимая во внимание высокий уровень налоговой нагрузки предприятия, законодательством предусмотрены возможности оптимизации платежей по налогу на прибыль, т.е. предприятия получают возможность в рамках существующих финансовых норм использовать методы, позволяющие наряду с выполнением налоговых обязательств перед государством обеспечить реализацию собственных целей деятельности.

нет из наших магазинов. Состоятельные покупатели заплатят за качественный и дорогой импортный товар, но государство должно иметь возможность получить с этого свою долю дохода и, возможно, за счет этого освободить своих товаропроизводителей от тяжелых налоговых обязательств.

Первый путь - уклонение от уплаты налогов, что в англоязычной литературе принято обозначать термином "tax evasion" Встав па этот путь, налогоплательщики минимизируют свои налоговые обязательства незаконными способами, как правило, либо осуществляя свою предпринимательскую деятельность без государственной и налоговой регистрации, будучи зарегистрированными, - путем сокрытия своих налоговых обязательств и представлением в налоговые органы заведомо ложной информации.

• "избежание налогов" - минимизация налоговых обязательств законным использованием налоговых льгот и различных законных "лазеек", существующих в налоговом праве; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам, поскольку скрывать ему нечего - все его действия основаны исключительно лишь на законе;

* выработки стратегии минимизации налоговых обязательств и соответствующих планов из осуществления;

Поскольку суммы капиталовложений обычно существенны, потенциально существенны и налоговые последствия и способность организации полностью извлечь выгоду от налоговых льгот. Минимизация налоговых обязательств может оказать решающее воздействие при оценке привлекательности проекта. Например, достаточно ли у предприятия налогооблагаемой прибыли для использования всех налоговых льгот по предполагаемому проекту? Как повлияет на величину денежного остатка предприятия распределение налоговых платежей во времени?

Поэтому в целях исполнения налоговых обязательств и устранения негативных ситуаций необходим постоянный учет собственных средств в денежной форме.

Преференция — льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

Должен быть активно задействован новый критерий распределения средств ФФПР — валовые налоговые ресурсы. Это оценка потенциальных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, полученная путем усреднения доли налоговых изъятий в валовом региональном продукте основных отраслей экономики. Средняя доля налоговых изъятий по основным отраслям экономики субъектов РФ рассчитывается по отчетным данным о величине произведенного валового продукта и налоговых обязательств (сумма собранных налогов и прироста задолженности по уплате налогов) перед консолидированным бюджетом РФ.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Одновременно с проведением налоговой реформы должно осуществляться дальнейшее укрепление системы налогового администрирования, отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения. Необходимо продолжить работу по погашению накопившейся налоговой задолженности предприятий; в отношении неработающих предприятий более решительно применять процедуру банкротства. Резервом пополнения доходной части федерального бюджета является повышение эффективности таможенного администрирования — недостоверное декларирование стоимости товаров, уклонение от уплаты таможенных пошлин носит пока массовый характер.


Надлежащего исполнения Необходимую продукцию Необходим постоянный Необоснованному завышению Неограниченные полномочия Неограниченное количество Неоклассическая экономическая Неопределенных параметров Неопределенность результатов Неопределенности связанные Неосвобожденным бригадирам Наглядной иллюстрацией Непогашенных обязательств вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика