|
Налоговых правоотношений
11.2. Обжалование действий налоговых органов и их должностных лиц по делам о налоговых правонарушениях............399
К сожалению, на практике нередки случаи, когда налоговый контроль осуществляется некачественно, допускаются нарушения в производстве по делам о налоговых правонарушениях. Это связано и со сложностью, противоречивостью, нестабильностью действующего налогового законодательства, и с отсутствием всеобъемлющих и точных алгоритмов применения института контроля в сфере налогообложения, а нередко и с недостаточной компетентностью сотрудников налоговых органов.
Изложение криминалистических методик расследования налоговых преступлений имеет целью: 1) установить отличия методик расследования налоговых преступлений от методик производства по делам о налоговых правонарушениях; 2) определить возможность заимствования некоторых форм расследования налоговых преступлений в установленных законодательством пределах для осуществления наиболее эффективного производства по делам о налоговых правонарушениях; 3) дать практическое руководство сотрудникам органов налоговой полиции по осуществлению расследования по фактам налоговых преступлений.
2 Следует отметить, что необходимость в передаче органами налоговой полиции материалов проведенной ими проверки в налоговые органы возникает не только в случае отсутствия в обнаруженных налоговых правонарушениях признаков преступления, но и при возбуждении по материалам проверки уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, поскольку привлечение к уголовной ответственности должностных лиц организации-налогоплательщика не исключает привлечения самой организации к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренной НК РФ, а производство по делам о налоговых правонарушениях в установленном НК РФ порядке является прерогативой налоговых органов.
Рассматривает и принимает решения по материалам проведенных выездных налоговых проверок в соответствии с установленным законодательством порядком производства по делам о налоговых правонарушениях.
• возникновения необходимости изъятия подлинников документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, при наличии достаточных оснований полагать, что эти подлинники будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
• об участии свидетелей, переводчиков, специалистов, понятых при производстве по делу о налоговых правонарушениях (ст. 96—98);
• о порядке производства по делам о налоговых правонарушениях (ст. 10);
о налоговых правонарушениях
Сравнительно четкое разграничение налоговой и административной ответственности проводится лишь в ст. 10 НК РФ, определяющей порядок привлечения к ответственности. Суть этого разграничения сводится к тому, что производство по делам об административных правонарушениях налогового законодательства ведется в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, а производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном гл. 15 и 16 НК РФ. В основу такого разграничения положен лишь одни критерий — круг субъектов, привлекаемых к ответственности. Если к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах привлекается физическое лицо или должностное лицо организации, то это административная ответственность за административное правонарушение налогового законодательства. Если же за аналогичное правонарушение привлекается организация (юридическое лицо) или лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, — это налоговая ответственность за налоговое правонарушение.
Отметим, что предусмотренная п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона «О ФОНП» обязанность федеральных органов налоговой полиции осуществлять производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях не означает для налоговых полицейских возможности осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, предусмотренных гл. 16 • овладение понятийным аппаратом в области налоговых правоотношений;
Во-вторых, нельзя рассматривать налоговые отношения как относящиеся к компетенции гражданского права. А если уж эти отношения рассматриваются таким образом, то, имея в виду исключительность налоговых правоотношений, можно было бы и, думается, просто необходимо установить в Налоговом кодексе конкретный срок обращения налогоплательщика в суд, после истечения которого в случае такого необращения, считать это согласием налогоплательщика и взыскивать с него как причитающиеся налоги, так и суммы штраф-
В соответствии с принятым в Российской Федерации Налоговым кодексом участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам — МНС России (бывшая Государственная налоговая служба) и его территориальные подразделения, т. е. налоговые органы, Государственный таможенный комитет и его территориальные подразделения (таможенные органы), Министерство финансов Российской Федерации и финансовые подразделения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Налоговый кодекс четко прописывает права и обязанности каждого из этих органов. При этом основным звеном налоговых правоотношений со стороны государсгва выступают налоговые органы. Права и обязанности других участников со стороны государства в значительной степени сужены. В частности, на Минфин России возложена задача разработки совместно с МНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложений о налоговой политике государства, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы страны. Что касается конкретных проблем взаимоотношения налогоплательщиков и государства, то финансовым органам в соответствии с Налоговым кодексом предоставлено право решать вопросы о предоставлении налого-
ми правами и полномочиями, на них возложены также существенные обязанности. Основная обязанность налоговых органов и их должностных лиц вытекает из главной задачи и состоит в необходимости осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При проведении этой работы налоговые органы и их должностные лица должны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, действовать в полном соответствии с Налоговым кодексом, а также другими федеральными законами. Должностные лица налоговых органов, как это прямо записано в Налоговом кодексе, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и другим участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинства. Кроме того, право налоговых органов на проведение контрольных мероприятий, предоставленные им широкие права и полномочия налагают на должностных лиц налоговых органов важнейшую обязанность соблюдения налоговой тайны.
1. Какие органы в Российской Федерации со стороны государства являются участниками налоговых правоотношений? Какой орган является основным?
Нормативные акты министерств и ведомств представляют собой огромный пакет документов, зачастую противоречащих друг другу. Поэтому уже в 1995 г. встал вопрос о создании Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка, предпринятая в 1996 г., не увенчалась успехом. Только в 1998 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ, введенная федеральным законом №146-ФЗ от 31.07.1998. Этот базовый акт определяет: налоговую систему России, участников налоговых правоотношений, порядок сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов, порядок обжалования действий налоговых органов, а также целый ряд иных положений налоговой системы. Следует отметить, что после принятия первой части Налогового кодекса РФ (НК РФ) Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ» утратил силу, за исключением статей, определяющих перечень налогов РФ.
Пространство, очерченное на рис. 1 ромбом, — область методологии налогообложения, выводящая понятие «налог» из сферы его философского восприятия (прямоугольник 1) к конкретной налоговой практике (прямоугольник 3). Методология налогообложения является наименее исследованной в России областью налоговых правоотношений. Усилия ученых и законодателей обычно направлены на решение прикладных налоговых проблем. При этом подчас забывается, что без исследования методологии налогообложения успех налоговых реформ невозможен.
Разработка методологических проблем налогообложения — это систематизация исторического опыта применения различных налоговых форм, совершенствование научных налоговых теорий, создание на этой основе всесторонне оптимизированной концептуально-правовой структуры налоговых правоотношений.
Исходную основу методологических исследований налоговых проблем определяют совокупные положения экономических законов и законов, сформулированных наукой о государстве и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. Органичным элементом методологии налогообложения является сфера их методического обеспечения. Методические основы налогообложения — это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов), установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений. На рис. 1 эта сфера обозначена плоскостью, в которой ромб 2 накладывается на прямоугольник 3. Создание методик налогообложения, адекватно отражающих состояние экономики и политики, является логическим завершением методологических исследований налоговых проблем в рамках каждого этапа налогового реформирования. Процесс совершенствования налоговых правоотношений бесконечен. Успех налоговых преобразований определяется глубиной и научной обоснованностью системных преобразований всей совокупности производственных отношений. Временной лаг между этапами налоговых преобразований зависит от степени адекватности экономическому базису принятой законом системы налогообложения на момент проведения налоговой реформы. Совершенствуясь, налогообложение постепенно продвигается к состоянию, в котором все более полно реализуется потенциал, теоретически заложенный в категории «налог». Этот потенциал есть не что иное, как возможность налоговой системы быть оптимальной на практике, т. е. основываться на принципах справедливости, равенства, равномерности, демократичности и общественной полезности.
Таким образом, анализ сущности налога по логической схеме, приведенной на рис. 1, предполагает исследование его двойственности. Налог — это философская и экономическая категория и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета). Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз, особенно распределения и перераспределения денежной формы стоимости. Каждую экономическую категорию на поверхности экономической действительности представляют те или иные формы. Исследование налоговых форм обращает нас к теории государства и права. Налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления. По состоянию налоговых правоотношений в государстве судят о его прогрессе или регрессе.
Любая национальная налоговая система функционирует на объективной методологической базе — комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе. Исследование этой области порождает налоговые концепции, различающиеся подходами к очерчиванию границ и участников налоговых правоотношений. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов, дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Это процесс формулирования принципов построения национальной налоговой системы и утверждения ее методических и организационно-правовых основ, задач и конечных целей. Методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования и контроля.
Необходим комплексный Необоснованное завышение Надлежащего утверждения Неограниченной ответственностью Неожиданных изменений Неолиберального направления Неопределенность относительно Неопределенности поведения Неоспоримых преимуществ Неотъемлемой составляющей Неплатежи предприятий Непокрытого гарантированного Непосредственный руководитель вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|