Налоговых преступлений



Комплексный подход к развитию бюджетной системы предполагает, что будут решены следующие первостепенные задачи: финансовое оздоровление экономики; разработка реальных бюджетов всех уровней; детализация целей бюджетной политики; увеличение доходов в основном за счет осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы; выполнение программы экономии расходов; реформирование межбюджетных отношений; проведение налоговых преобразований; укрепление вертикали финансового контроля и др.

Первыми законодательными актами, принятыми в рамках налоговых преобразований, были Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» и Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации». В декабре 1991 г. Федеральными законами, вводимыми в действие с 01.01.1992 г., были утверждены НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц и другие налоги и пошлины. Изменения налоговой системы России в тот период были зафиксированы в Федеральном законе от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы).

Законодатели, принимая Налоговый кодекс, признали возможным, несмотря на серьезнейшие бюджетные ограничения, имевшие место к моменту разработки и принятия Налогового кодекса, пойти на определенное снижение налогового бремени на товаропроизводителей за счет сокращения количества налогов. Для реализации целей налоговых преобразований Кодексом предусмотрено серьезное снижение налога на доходы физических лиц, что должно по замыслу законодательной и исполнительной власти явиться дополнительным фактором стимулирования развития предпринимательской активности и расширения платежеспособного спроса населения.

Исходную основу методологических исследований налоговых проблем определяют совокупные положения экономических законов и законов, сформулированных наукой о государстве и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. Органичным элементом методологии налогообложения является сфера их методического обеспечения. Методические основы налогообложения — это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов), установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений. На рис. 1 эта сфера обозначена плоскостью, в которой ромб 2 накладывается на прямоугольник 3. Создание методик налогообложения, адекватно отражающих состояние экономики и политики, является логическим завершением методологических исследований налоговых проблем в рамках каждого этапа налогового реформирования. Процесс совершенствования налоговых правоотношений бесконечен. Успех налоговых преобразований определяется глубиной и научной обоснованностью системных преобразований всей совокупности производственных отношений. Временной лаг между этапами налоговых преобразований зависит от степени адекватности экономическому базису принятой законом системы налогообложения на момент проведения налоговой реформы. Совершенствуясь, налогообложение постепенно продвигается к состоянию, в котором все более полно реализуется потенциал, теоретически заложенный в категории «налог». Этот потенциал есть не что иное, как возможность налоговой системы быть оптимальной на практике, т. е. основываться на принципах справедливости, равенства, равномерности, демократичности и общественной полезности.

Рис. 2. Эволюция научной мысли о налогах и ход налоговых преобразований на практике

социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония (см. рис. 2, указатель 1). Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. (см. рис. 2, указатель 2).

Теория предлагает две группы принципов налогового реформирования. Первую представляют принципы, обычно называемые «идеальным межгосударственным рецептом движения налоговых преобразований». Содержание таких принипов определено еще классиками экономической мысли, о чем мы говорили в самом начале работы. Такие принципы задают направление налоговым реформам, они — тот классический ориентир, поступательное и неуклонное движение к которому является свидетельством высокого уровня экономического и социально-политического развития страны. Вторую группу составляют принципы, определяемые каждой отдельно взятой страной при проведении своих налоговых реформ. Однако эта группа принципов по своему содержанию неоднородна. Здесь в свою очередь выделяются две подгруппы принципов реформирования. Первую подгруппу принципов реализуют страны со стабильной налоговой системой, которая наиболее близка к классическому варианту налогообложения. Вторую подгруппу принципов берут за основу страны, формирущие налоговую систему в соответствии с международными стандартами и передовыми концепциями стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Каково же содержание всех этих групп и подгрупп принципов? Попробуем в этом разобраться.

5. Предупредительность налоговых реформ. Нередко предприниматели узнают о внесенных в закон налоговых поправках в течение финансового года, когда уже размещены капиталы и заключены финансовые и торговые сделки. Потери от таких налоговых преобразований отражаются не только на сфере бизнеса, но и на объемах налоговых поступлений в бюджет. Потери корпорационного капитала — это потери бюджета. Реализация заключенных предпринимателями сделок обычно распространяется на два года и более, поэтому налоговые преобразования не должны носить конфискационного характера. Практика российских преобразований налогового законодательства свидетельствует об обратном, о чем мы уже не раз говорили.

6. При проведении налоговых преобразований не следует ставить множество задач. Если включить в налоговую систему высокие фискальные требования и параллельно поставить задачу всеобъемлющего стимулирования бизнеса, роста индивидуальных доходов, препятство-вания уходу от налогов, создания налоговых оазисов, широкого протекционизма отечественным товаропроизводителям, выравнивания

Для выбора принципиальных установок при проведении налоговых преобразований большое значение имеет решение вопроса о перспективах финансирования государственных расходов. Особенно это касается регионального и местного налогообложения. Перед налоговой реформой всегда стоит вопрос — как финансировать государственные и местные расходы: за счет долговых обязательств или налогов. Найти оптимальное сочетание между налогами и займами не так просто. Как правило, местные бюджеты располагают ограниченными налоговыми источниками из-за небольшого количества крупных налогоплательщиков на их территории. Местным администрациям легче прибегнуть к займам. Однако и здесь возможности ограничены необходимостью погашения займов. Поэтому при проведении налоговых реформ встает новая задача — правовое обеспечение налогового федерализма. Страны со стабильной экономикой располагают значительным опытом в решении этих проблем. Россия только приступает к изучению возмож-

По утверждению руководителей налогового ведомства, к настоящему времени законодателям не предложены приемлемые альтернативные варианты налоговых реформации. Однако в печати встречается достаточно много суждений о направлениях налоговых преобразований, которые можно взять за основу при подготовке новых налоговых концепций.

Первыми законодательными актами, принятыми в рамках налоговых преобразований, были Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» и Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации». В декабре 1991 г. Федеральными законами, вводимыми в действие с 01.01.1992 г., были утверждены НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц и другие налоги и пошлины. Изменения налоговой системы России в тот период были зафиксированы в Федеральном законе от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы).


Федеральная служба налоговой полиции РФ. С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г.: предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.

• выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

• проводят оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществляют розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимают меры по возмещению нанесенного государству ущерба;

предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений.

• значительный недобор налоговых доходов в результате массового уклонения от их уплаты; недостаточное соблюдение принципа неотвратимости наказания при совершении налоговых преступлений (в среднем менее 10% соответствующих дел заканчивалось осуждением);

15 июля 1993 г. был принят Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции», который определил их правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, а также полномочия. Налоговая полиция стала самостоятельным ведомством, на которое возлагались следующие задачи: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспек-

правонарушения и преступления ведет к тому, что, с одной стороны, становится невыгодным выявлять и декларировать собственные ошибки и промахи, а с другой стороны, контролирующие инстанции, выявив правонарушение и наложив санкции, зачастую приостанавливают дальнейшую разработку и значительное число тяжких налоговых преступлений остается невыявленным.

Вышеуказанные факторы привели к тому, что налоговые преступления и правонарушения в Российской Федерации в 90-е гг. приобрели массовый характер. В 1997 г. федеральные органы налоговой полиции выявили 21 000 нарушений налогового законодательства, ущерб государству от которых оценивался в 6,9 млрд руб., при этом 7000 налоговых преступлений и правонарушений было совершено в крупном и особо крупном размерах. Сумма доначислений в результате применения финансовых санкций к нарушителям налогового законодательства ежегодно возрастает2.

налоговых преступлений,

Особенности квалификации налоговых преступлений

14.2. Время совершения налоговых преступлений................455


Необходим тщательный Неоднократно подчеркивал Неограниченная ответственность Неограниченную ответственность Неоклассическое направление Надлежащем состоянии Неопределенности информации Неосновной деятельности Неотъемлемым атрибутом Неоткрытых месторождений Непогашенной задолженности Неполучения предусмотренных Непосредственные руководители вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика