Налогового механизма



23. Кочетков А.И. Советы налогового инспектора. - М.: "ИКЦ-"ДИС'4997.

В процессе работы необходимо опросить владельца недвижимости, бухгалтера, управляющего, менеджера, налогового инспектора и других лиц, связанных с оцениваемой недвижимостью, а также изучить всю документацию по ней.

Анализ бухгалтерской отчетности необходим как на стадии предоставления банком кредита, так и в процессе контроля за его использованием. Для кредитной организации представляют интерес не только данные всех форм бухгалтерской отчетности за предшествующий период, но и развернутая характеристика отдельных статей отчетности, которая дается в пояснительной записке к годовому отчету. Кроме того, достоверность данных бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках должна быть подтверждена аудиторской организацией в форме составления положительного заключения. С отметкой налогового инспектора о своевременной сдаче бухгалтерской отчетности в ГНИ, вместе с кредитной заявкой все эти документы передаются в кредитный отдел банка-кредитора. Достоверные данные бухгалтерской отчетности дают основание кредитодателю выработать объективное мнение о целесообразности предоставления кредита, тем самым снизив риск его невозврата.

Анализ бухгалтерской отчетности необходим как на стадии предоставления банком кредита, так и в процессе контроля за его использованием. Для кредитной организации представляют интерес не только данные всех форм бухгалтерской отчетности за предшествующий период, но и развернутая характеристика отдельных статей отчетности, которая дается в пояснительной записке к годовому отчету. Кроме того, достоверность данных бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках должна быть подтверждена аудиторской организацией в форме составления положительного заключения. С отметкой налогового инспектора о своевременной сдаче бухгалтерской отчетности в ГНИ, вместе с кредитной заявкой все эти документы передаются в кредитный отдел банка-кредитора. Достоверные данные бухгалтерской отчетности дают основание кредитодателю выработать объективное мнение о целесообразности предоставления кредита, тем -самым снизив риск его невозврата.

Рекомендованный в настоящее время Минфином России формат Отчета о прибылях и убытках по формальным признакам в целом соответствует схеме на рис. 8.2, однако в практическом плане, т.е. при составлении отчета практиками, имеют место существенные отклонения. Причина — подспудное давление налоговых органов. Традиционно отечественные бухгалтеры привыкли видеть только одного пользователя отчетности — налогового инспектора; поэтому требования налоговых органов прежде всего и принимаются во внимание при составлении отчетности. Проявляется это в формировании налогооблагаемой прибыли и в обособлении (или необособлении) отдельных видов расходов и доходов. В частности, для налогового инспектора безразлично, выделены в отдельную статью постоянные финансовые расходы или нет; поэтому и в публичной отчетности такого обособления чаще всего не делается.

Налоговый орган Номер телефона Ф.И.О. налогового инспектора

42. Глинкин А. Совместная деятельность и налоги: взгляд налогового инспектора//Экономика и жизнь. СПб. per. выпуск. 1995. № 11. С. 6.

ККМ имеет паспорт установленный формы, в который заносятся сведения о вводе машины в эксплуатацию, среднем и капитальном ремонте. В паспорте должны указываться реквизиты фирменного клише с обозначением наименования предприятия и номера кассы. На каждую машину администрация предприятия заводит «Книгу кассира-операциониста», которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного (старшего) бухгалтера предприятия и печатью. Кассиру за-

(Ф. И, О. главного государственного налогового инспектора)

Указание в приведенном перечне на «сведения... необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет» не может трактоваться как право налогового органа проверять любые документы, которые он сочтет необходимыми. Как уже говорилось, предмет налоговой проверки ограничен документами, связанными с налогообложением. И хотя круг таких документов широк, он должен определяться не субъективным усмотрением налогового инспектора, а с помощью норм налогового законодательства, что в каждом конкретном случае позволит установить, связан ли документ с налогообложением. Так, в большинстве случаев, как правильно указывают некоторые авторы, не влекут налоговых последствий и соответственно не связаны с налогообложением предварительные договоры, решения органов управления предприятия о коммерческих перспективах, предполагаемой стратегии и тактике предпринимательской деятельности и т.п.1

До недавнего времени оно почти не применялось в микроэкономическом анализе1, а для российской практики анализа финансово-хозяйственной деятельности это до сих пор — terra incognita. Но ситуация изменилась с того момента, как на правительственном уровне было принято решение привести бухгалтерский и управленческий учет в России в соответствие с принципами международных стандартов. И теперь перед российскими бухгалтерами и экономистами стоит непростая задача — уяснить для себя сущность новой концепции, научиться применять учетные методологии на практике и убедить налогового инспектора в том, что именно так это и нужно делать. Дело в том, что детализация концепций и расчетные методики в стандартах (американских или европейских) порой различаются (это относится не только к человеческому капиталу). Выявление различий — тема, скорее, для курса бухгалтерского учета. В целях нашего изложения полезнее будет исследовать сущность понятия.


Проект 1. Радикальное сокращение числа налогов (до 6—8). В обоснование выдвигается несколько аргументов. Первый: около 80% доходов консолидированного бюджета РФ за 1999 г. составляли поступления от четырех налогов (без учета таможенных платежей) — НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц. Все остальные оговоренные в структуре налоговой системы того времени 37 налогов давали лишь около 20% налоговых поступлений. Следовательно, налоговая система громоздка и неэффективна. Второй аргумент — подобная мера могла бы сделать налогообложение в России более экономным. (Отметим, что в США на сбор 100 долл. налогов за счет отлаженности налогового механизма, широкой компьютеризации тратится 50 центов (0,5%), в то время как в России на сбор 100 руб. налогов тратится 2 руб. (2%). Однако подобное предложение противоречит как теории необходимости множественности налогов Смита, так и практике всех развитых стран. По мнению бывшего министра РФ по налогам и сборам А. Починка, минимально возможное число налогов для России — 151.

С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

Современная теория и практика налогообложения рассматривает принципы, на которых строится налоговая система в государстве, с двух позиций. С одной стороны — это принципы, лежащие в основе теории налогов, с другой — принципы построения налогового механизма.

В работе затрагиваются историософские вопросы налога как общественно необходимого явления, подробно освещаются методологические аспекты налогообложения, положения о налоговом праве, налоговом менеджменте, анализируются методические основы налогового механизма, взаимодействие его элементов, негативные стороны их организации по состоянию на 1 января 1998 г. Этот комплекс научно-практических знаний крайне необходим при подготовке специалистов высшей квалификации для получения ими навыков к дальнейшему совершенствованию налогообложения. В то же время эти знания необ-

Анализ сложившихся тенденций развития налогового механизма за 1991—1998 гг. позволил определить направления совершенствования бюджетно-налоговых отношений. На этой основе приводится критический обзор проектируемых положений Налогового кодекса Российской Федерации. Изучение тенденций развития российского налогообложения служит отправной основой для последующих разработок более совершенных концепций налоговых отношений, приближения их к общемировому уровню.

Любая национальная налоговая система функционирует на объективной методологической базе — комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе. Исследование этой области порождает налоговые концепции, различающиеся подходами к очерчиванию границ и участников налоговых правоотношений. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов, дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Это процесс формулирования принципов построения национальной налоговой системы и утверждения ее методических и организационно-правовых основ, задач и конечных целей. Методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования и контроля.

налогового механизма

Данные положения являются обшей принципиальной установкой теории налогообложения, которым неукоснительно должна следовать налоговая практика. Теория налогообложения конкретизировала эти обшие установки и создала принципы научно-практической организации налоговых отношений. На основе классических (идеальных) и организационно-правовых принципов современная наука должна конструировать концепции налогообложения, определить состав элементов налогового механизма, условия их взаимодействия между собой и с внешней средой.

ознаменовало переход к новой политэкономии [55]. Налогообложение окончательно было встроено в систему макроэкономических показателей и использовалось в системе государственного регулирования экономики. Налоги на практике превратились в действенный экономический стимул. Современные западные ученые, отталкиваясь от данной методологической основы, исследуют направления развития налогового механизма с тем, чтобы его структура наиболее полно отвечала воспроизводственным пропорциям и удовлетворяла общественные интересы. Именно появление теории цены равновесия развело по разным направлениям налоговые системы промышленно развитых стран и страны социалистического лагеря (см. рис. 2). Отечественной экономической науке еще предстоит во многом разобраться, прежде чем принимать, например, бюджетный и налоговый кодексы. Экономически целесообразнее их объединить в кодекс государственных доходов и расходов (КГДР). Принятие любого конституционного документа всегда завершает институциональные, в том числе и бюджетно-налоговые, реформы.

Цена как экономическая категория выступает как методологический фундамент для категории «финансы». От того, будут ли теория цены и практика ценообразования ориентироваться на рыночные законы, зависит построение всего финансового хозяйства страны, а стало быть, и налогового механизма. Конкурентная экономическая среда, неприкосновенность частной собственности и рыночная система ценообразования при прочих равных условиях предопределяют финансовый результат хозяйствования. Этот результат в свою очередь определяет достаточность средств государственной казны.

в силу опережающего развития производительных сил по сравнению с производственными отношениями. Задача налоговедения — выработать новые формы налоговых отношений, адекватные состоянию производительных сил. Налоговедение, исследуя практическое проявление действующего налогового механизма, определяет его позитивные и негативные стороны, их причины и следствия, создает на этой основе более совершенные налоговые концепции. Эта наука развивается исходя из теоретических положений о воспроизводстве и государстве, его функциях и роли в общественном развитии. Налоговедение — это составная часть учения о расширенном воспроизводстве, товарно-денежных отношениях и государстве, которое должно занять соответствующее место в системе экономических знаний. Экономические науки в целом, постигая специфику рынка, формулируя рыночные законы, вырабатывают рекомендации их гибкого применения в странах, строящих рыночные основы хозяйствования с учетом национальной специфики. Знание закономерностей воспроизводственных процессов позволяет проникнуть в глубь всех опосредующих их экономических категорий, очертить границы каждой из них и наполнить эти отношения реальным содержанием. Наука о государстве позволяет постичь закономерности и механизм государственного обустройства, определить задачи государственной власти исходя из конкретных экономических условий. Совокупность всех экономических и правовых научных знаний определяет магистральный путь для создания конкретного механизма хозяйствования вообще и для формирования налоговой практики, в частности.


Неотъемлемой составляющей Неплатежи предприятий Непокрытого гарантированного Непосредственный руководитель Наглядное изображение Непосредственных результатов Непосредственным потребителям Непосредственной ответственности Непосредственное использование Непосредственное производство Непосредственном подчинении Непосредственно используемые Непосредственно наблюдать вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика