Налогового обязательства



значительных разрывов между доходами и расходами в разрезе звеньев бюджетной системы, снять напряженность в финансовом обеспечении социальных программ и оптимизировать величину налогового бремени, приходящуюся на субъекты бизнеса и на граждан. Разработка методики исчисления налогового потенциала и ее использование в системе государственного налогового менеджмента первоначально может основываться на арсенале методов дисконтирования денежных потоков. Подробно эти методы будут охарактеризованы при характеристике системы управления налогообложением.

Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и дополняющий их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль — суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т. д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмента, распространить его на весь налоговый механизм (с самых общих позиций он может быть охарактеризован как налоговое производство).

5. Можно ли рассматривать управление налогообложением в качестве научно обоснованной системы государственного и корпоративного налогового менеджмента? Если можно, то обоснуйте это с позиций стимулирующего воздействия налогообложения на качественные и количественные параметры экономического роста.

Налоговое регулирование — один из наиболее мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Стержень налогового регулирования составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств. Методы налогового регулирования являются составным элементом научно обоснованной налоговой концепции, принимающей при утверждении парламентом страны характер законодательной нормы, обязательной для исполнения.

Рис. 24. Налоговое регулирование — составной элемент структуры налогового менеджмента

Налоговый контроль — элемент финансового контроля и налогового механизма. Он является также необходимым условием эффективного налогового менеджмента. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

В 1996 г. Министерство финансов России ввело новую форму одного из основных документов финансовой отчетности предприятия — отчет о движении денежных средств (ОДДС). Это новшество продиктовано не только необходимостью адаптации российского рынка к правилам и нормам мирового экономического сообщества, но и потребностями контролирующих органов в более достоверной экономической информации. ОДДС, составляемый предприятиями для внешних пользователей (МФ РФ, ГНС РФ, Центробанк и др.), призван контролировать налогооблагаемую базу предприятий. Консолидация этих отчетных материалов позволяет обеспечить более достоверную базу для разработки налоговых бюджетов по всем уровням. Данная информация используется во всех сферах налогового менеджмента.

Вхождение России в систему «Интернет» и создание национальной электронной системы сбора и обработки данных облегчают проведение налогового контроля, поскольку существенно расширяется информационное поле о состоянии контроля на мировом уровне, становятся доступными прогрессивные методы контроля и координация действий контролеров разных стран. Это следует рассматривать как формирование государственного налогового менеджмента, в системе которого налоговый контроль играет существенную роль. Интеграция в международное экономическое и финансовое сообщество ставит перед налоговой администрацией России новую задачу — усилить контроль за перемещением капиталов в налоговые оазисы. Оценку законности таких операций в каждом конкретном случае могут провести налоговые менеджеры или налоговые эксперты, сотрудничающие с органами международного сыска. Поэтому подготовка таких специалистов должна стать частью государственной образовательной программы.

Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры. Однако и в этих случаях транснациональные компании могут действовать через третьи страны, пользоваться банковскими услугами четвертых и т. д. Все это еще раз подтверждает необходимость проведения налогового контроля на основе углубления информационно-аналитической работы в системе государственного налогового менеджмента. Основой для такой работы служат международные нормы бухгалтерского учета. Соответствие требованиям налоговых и других законов упрощается в тех странах (например, во Франции, Швеции), где существуют требования о согласованности финансовой и налоговой отчетности. Однако во многих странах считается, что налоговая отчетность (обслуживающая макроцели) должна быть отделена от финансовой отчетности (обслуживающей потребности хозяйственных микроединиц). В последнем случае возникает необходимость составления дополнительного налогового отчета для согласования международных налого-

2. Определите место и роль контрольных налоговых действий в системе государственного налогового менеджмента.

3. Оценка интеграционных процессов в системе налогового менеджмента (взаимосвязи между налоговым планированием, прогнозированием, регулированием и контролем).


гового обязательства, осуществляемый в виде отсрочек, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Кодекс оговаривает платность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока исполнения налогового обязательства по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из бюджета или неоплатой государственного заказа. Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Вместе с тем, у предприятий остается все меньше возможностей для установления собственной учетной политики. Этот процесс государство все в бол ьшей степени старается сделать регулируемым со своей стороны. С 1 августа 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ в части утраты налога на добавленную стоимость датой реализации товаров, работ и услуг, а следовательно, и возникновения налогового обязательства было призвано считать белее раннюю из следующих дат:

Для налогоплательщиков, установивших в своей учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства пс мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, датой реализации или пе-

Для тех налогоплательщиков, которые приняли в своей учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, датой реализации или передачи товаров, работ и услуг является день оплаты товаров, работ или услуг.

При этом установлено, что для налогоплательщиков, применяющих в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступ-—,.,-«, ««-.нежных средств, право на вычет сумм налога, предъяв-

ответственности за нецелевое использование перечисленных им средств. Иными словами, нецелевое использование таких средств их получателем не может служить основанием для пересмотра налогового обязательства налогоплательщика.

Для определения времени возникновения налогового обязательства налогоплательщика по акцизу важно установить дату реализации или передачи подакцизных товаров или минерального подакцизного сырья.

нрсти нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Уменьшение налогового обязательства в связи с направлением прибыли (дохода) плательщика на благотворительные и другие аналогичные цели

Таким образом, ВНК позволяет отслеживать мультиплицирующий эффект не только от инвестиционных вложений, но и по налоговым обязательствам. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Налоговое законодательство в соответствии с Гражданским кодексом РФ установило определенные сроки исковой давности (рис. 29). Следить за этими сроками обязан налоговый менеджер (эксперт) фирмы.

Определение точного налогового обязательства связано с реальным объемом финансовых ресурсов предприятия и заработной платы граждан, высвободившихся после выполнения ими своих воспроизводственных задач. Учет этих ресурсов ведется в бухгалтерских регистрах предприятий. Соизмерение оплаты труда и налогообложения должно исходить из потребностей граждан, определяемых в соответствии с мировыми нормами жизнеобеспечения. В настоящее время система подоходного налога ориентирована на прожиточный минимум, неспособный удовлетворить самые насущные потребности человека.


Наглядной иллюстрацией Непогашенных обязательств Неполноты информации Непосредственные производители Непосредственных контактов Непосредственных участников Непосредственным руководителем Непосредственной реализации Непосредственное окружение Непосредственное выполнение Непосредственно директору Наглядности рассмотрим Непосредственно общественный вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика