|
Налогового регулирования
6. Об основных направлениях налогового реформирования в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 г., № 685 (с изменениями). - М., 1996.
В контексте поставленных вопросов можно сказать, что и рядовой российский налогоплательщик почти за 10 лет рыночных реформ пришел к пониманию необходимости платить налоги. Опрос общественного мнения в начале 2000 г. показал, что 50% российского населения поддерживает правительство в его политике экономического роста и налогообложения. Возможность успешной реализации налоговой реформы в 2000 г. подготовлена также и усилиями финансовой науки, практикой налогового реформирования за предыдущие годы. Это позволит уйти от ошибок, которые были порождены отсутствием научной основы российского налогообложения и практического опыта построения налоговой системы, отвечающей требованиям рыночного развития.
Исходную основу методологических исследований налоговых проблем определяют совокупные положения экономических законов и законов, сформулированных наукой о государстве и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. Органичным элементом методологии налогообложения является сфера их методического обеспечения. Методические основы налогообложения — это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов), установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений. На рис. 1 эта сфера обозначена плоскостью, в которой ромб 2 накладывается на прямоугольник 3. Создание методик налогообложения, адекватно отражающих состояние экономики и политики, является логическим завершением методологических исследований налоговых проблем в рамках каждого этапа налогового реформирования. Процесс совершенствования налоговых правоотношений бесконечен. Успех налоговых преобразований определяется глубиной и научной обоснованностью системных преобразований всей совокупности производственных отношений. Временной лаг между этапами налоговых преобразований зависит от степени адекватности экономическому базису принятой законом системы налогообложения на момент проведения налоговой реформы. Совершенствуясь, налогообложение постепенно продвигается к состоянию, в котором все более полно реализуется потенциал, теоретически заложенный в категории «налог». Этот потенциал есть не что иное, как возможность налоговой системы быть оптимальной на практике, т. е. основываться на принципах справедливости, равенства, равномерности, демократичности и общественной полезности.
Экономические преобразования требуют системного решения. Следовательно, в выборе и оценке направлений налогового реформирования необходим крайне взвешенный подход. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории, в том числе классическая теория налогообложения, разработка которой возможна в той мере, в какой это позволяет состояние экономики и политики. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Прежде всего необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Данное фундаментальное положение налоговой теории до сих пор не реализовано в должной степени ни российскими законодателями, ни учеными, чьи налоговые концепции приняты за основу налоговых законов. Практика немыслима без теории. Теория — это комплекс идей, который истолковывает глубинные основы, первопричины процессов или явлений, постоянно сопровождающих развитие человечества, и позволяет использовать это с максимальной отдачей в той или иной сфере бытия.
налогов. Пока наука вообще не в состоянии осмыслить волюнтаристские приемы налогового реформирования. Результативность исследований проблем переложения налогов предопределяют стабильность и рыночная ориентация системы налогообложения.
Со значительно большими трудностями сталкиваются страны с переходной экономикой. Проблему налогового реформирования в таких странах нельзя сводить лишь к поиску способов мобилизации финансовых ресурсов, необходимых государству. В настоящее время проблема налогов в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально-политическую проблему. Необходимость ее разрешения представляет собой первейший для России стимул к реформам.
Теория предлагает две группы принципов налогового реформирования. Первую представляют принципы, обычно называемые «идеальным межгосударственным рецептом движения налоговых преобразований». Содержание таких принипов определено еще классиками экономической мысли, о чем мы говорили в самом начале работы. Такие принципы задают направление налоговым реформам, они — тот классический ориентир, поступательное и неуклонное движение к которому является свидетельством высокого уровня экономического и социально-политического развития страны. Вторую группу составляют принципы, определяемые каждой отдельно взятой страной при проведении своих налоговых реформ. Однако эта группа принципов по своему содержанию неоднородна. Здесь в свою очередь выделяются две подгруппы принципов реформирования. Первую подгруппу принципов реализуют страны со стабильной налоговой системой, которая наиболее близка к классическому варианту налогообложения. Вторую подгруппу принципов берут за основу страны, формирущие налоговую систему в соответствии с международными стандартами и передовыми концепциями стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Каково же содержание всех этих групп и подгрупп принципов? Попробуем в этом разобраться.
Для достижения главной цели налогового реформирования — обеспечения максимально возможного равновесия интересов собственников и государства необходимо совершенствовать не только организационно-экономические принципы построения системы налогообложения, но и механизм управления налоговой системой, а также технику исчисления каждого отдельного налога. Эту важнейшую задачу проект Налогового кодекса не решает. Представленный для обсуждения в Государственной думе правительственный проект Налогового кодекса не способствует формированию в России четких и справедливых налоговых правоотношений — таково мнение большинства экспертов. Г. Явлинский в интервью радио «Свобода» 24 июня 1997 г. так охарактеризовал проект Налогового кодекса: «С ним будет то же, что и с бюджетом-97. Документ очень слабый, написан давно, собран из старых документов. Он противоречит всему российскому законодательству, но главное — он противоречит Гражданскому кодексу. Документ предполагает презумпцию вины налогоплательщика и безграничные права налоговых органов. Он предполагает очень сильное давление со стороны чиновников на малый и средний бизнес. Он не уменьшает налоговый пресс, усложняет налоговое законодательство и по своей механике вообще не может быть введен в короткие сроки. Особые нарекания вызывает первая часть кодекса в том виде, в каком она есть. Она, со всей определенностью, может быть названа конституцией полицейского государства. Слова эти были сказаны на заседании Думы В. Похмелкиным, известным юристом, депутатом Думы. К экономике кодекс имеет мало отношения, а вот к способу сведения счетов, способу изничтожения политических противников, организации в стране тотальной слежки — вот тут он имеет самое прямое отношение». Столь эмоциональное высказывание лидера движения «Яблоко» небезосновательно. Действительно, в проекте Налогового кодекса сведены нормативные положения, инструкции налоговой администрации. В нем содержатся положения, дублирующие в искаженном виде нормы Законов РФ «О бухгалтерском учете», «О недрах», «О земле», Таможенного кодекса и других законодательных актов. Проект Налогового кодекса перенасыщен материалом, описывающим технику исчисления налогов, пошлин и сборов, более 30 статей отведено простому пересчислению ставок. Все это — действующие на сегодня установки по обеспечению максимального поступления в бюджет налогов, пошлин и сборов.
1. Оценка адекватных современному состоянию российской экономики концепций налогового реформирования.
НАЛОГОВОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ...........384
Глава 15.Принципы налогового реформирования .390 - изучение налогового регулирования финансового сектора экономики;
Таким образом, новый порядок налогового регулирования расходования средств, направляемых на потребление, построен на «уравнительных» принципах и не зависит от конечных результатов работы предприятий и отрасли в целом.
ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает и МВФ. Однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк — на деталях структурных преобразований (открытие естественных монополий для конкуренции; развитие приватизации; утверждение частной собственности на землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов; реформирование банков).
Емкость современного российского перестраховочного рынка не позволяет надежно защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, морские, космические. Полный отказ от регулирования этого процесса с открытием рынка страховых услуг обусловит передачу практически всей перестраховочной премии на зарубежный страховой рынок. Выход из этой ситуации заключается в разумных протекционистских мерах, например мерах налогового регулирования, сопровождающихся опережающим созданием инфраструктуры перестрахования в России.
Q Регулируемые тарифы организации транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.
Фактом является то обстоятельство, что для существующей в России в первые годы переходного к рыночной системе хозяйствования периода налоговой системы характерно явно фискальное содержание. В свою очередь, налоговая система страны формируется в тесной взаимосвязи с системой бухгалтерского учета, так как бухгалтерский учет служит, как правило, источником информации о будущем объекте налогообложения. Как следствие — сильное влияние налоговых органов на процесс регулирования бухгалтерского учета, превышение сферы их компетенции. Наличие реального фактора «налогового регулирования» бухгалтерского учета зачастую приводит к игнорированию экономического смысла и содержания фактов хозяйственной деятельности, что дискредитирует главную задачу бухгалтерского учета — создание о субъекте рыночных отношений полной и достоверной информации.
Налог на прибыль является одним из основных инструментов налогового регулирования, он способен как стимулировать рост производства, так и тормозить его при неумелом использовании.
• охарактеризовать меры нетарифного и налогового регулирования внешнеэкономической деятельности;
• налогового регулирования (экономический метод);
Налоговое регулирование ВЭД. Инструментами налогового регулирования ВЭД выступают: ставки таможенных пошлин и налогов, взимаемых при экспортно-импортных операциях; льготы (преференции) по таможенным тарифам и налогам; штрафные санкции.
В рыночных условиях участники ВЭД стремятся к наиболее выгодному распоряжению свободными денежными ресурсами. Их усилия направлены на то, чтобы не допустить иммобилизации денежных средств, вызванной переплатой по налогам, и дополнительных расходов в виде штрафов и пеней. Как уже отмечалось, финансист предприятия должен проанализировать выгодность каждой экспортно-импортной операции еще до заключения контракта. Для этого ему следует знать, какие меры налогового регулирования применяют к каждому конкретному товару. Меры эти зависят не только от кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, но и от других факторов, например: назначения товара, страны его происхождения, статуса импортера. Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенных платежей. Неправильное определение этого показателя приводит к штрафным санкциям, которые могут значительно ухудшить финансовое положение предприятия. Поэтому более детально рассмотрим виды таможенных платежей и порядок их уплаты, санкции за нарушение налогового законодательства в сфере ВЭД.
Непокрытого гарантированного Непосредственный руководитель Наглядное изображение Непосредственных результатов Непосредственным потребителям Непосредственной ответственности Непосредственное использование Непосредственное производство Непосредственном подчинении Непосредственно используемые Непосредственно наблюдать Непосредственно определяют Непосредственно относящихся вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|