Налогового управления



Анализ отечественного и зарубежного опыта стимулирования ПОД, российского законодательства и современного состояния ПОД компаний свидетельствует, что в условиях рыночной экономики становится неэффективным применение административных рычагов регулирования, таких, как плата за загрязнение. В этих условиях необходимо совершенствование всей системы ПОД и, в первую очередь, экономического механизма ПОД, включающего решение проблемы адаптации западного управленческого учета к теории и практике российского эколого-экономического анализа, изыскание источников финансирования ПОЗ и использование экономических рычагов регулирования ПОД, в первую очередь налогового стимулирования.

Наиболее распространенный объект налогового стимулирования — инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему, В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

Налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула. Разумеется, определенное стимулирующее начало заложено и в фискальной функции, ибо сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных сфер. Разумное и целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно, оно не прямого действия, а подчас проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной и общественной деятельности, поэтому производство — первостепенный объект налогового стимулирования. Однако это не значит, что налог должен быть наделен в качестве самостоятельной стимулирующей функцией.

Не нарушает принцип законности налогов и особая система льготирования, развивающаяся на договорной основе. Современное финансовое право допускает существование налоговых договоров. Такие договоры заключаются в целях избежания двойного налогообложения, они имеют межгосударственный характер. Внутригосударственные налоговые договоры заключаются и в случаях, если предприятия принимают на себя обязательства по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. В таком случае предприятие может воспользоваться правом на целевые налоговые послабления. Однако и в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего порядок действия такой системы налогового стимулирования. Данная практика широко распространена в мире, в России она только законодательно оформлена (Закон РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите» [8; 9]).

Мировая налоговая практика выработала целый комплекс принципов организации системы налогового стимулирования. Основными среди них являются следующие:

В настоящее время важнейшим объектом научно-практических дискуссий и предметом пристального внимания правительственных структур являются система налогового стимулирования инвестиций и ее взаимоувязанность с воспроизводством в целом. Негативной следует считать практику регулирования инвестиционной сферы с помощью монетаристских методов. Прежде всего необходима трансформация базисных отношений (структурная перестройка в отраслях хозяйствования страны, формирование баланса территориального размещения производительных сил, выравнивание внешнеторгового баланса страны и т. п.).

законодательных актов, регламентирующих практику применения таких кредитов. В России за 1993—1997 гг. эти проблемы не были решены. Не был создан механизм правового обеспечения условий договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Эксперты полагают, что налоговый кредит и любые другие налоговые преференции должны предоставляться в первую очередь для экспортных производств и под социально ориентированные инвестиционные программы государства. Такая направленность методов налогового стимулирования еще в большей степени требует наличия специальных правовых гарантий для их практической реализации со стороны центральной власти. Причем эти гарантии должны носить долговременный и устойчивый характер.

Из-за неотработанности механизмов реализации положений Закона РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» налоговое кредитование инвестиционных проектов в России ограничено, в отличие от промыш-ленно развитых стран, где инвестиционное налоговое льготирование — приоритетный элемент механизма налогового регулирования. Поэтому данный элемент налогового механизма требует серьезного внимания законодателей и ученых России для методологической и методической проработки этой особой сферы налогового стимулирования.

Другой, не менее важной областью налогового стимулирования, нуждающейся в дальнейшем изучении, является сфера экономических отношений, складывающаяся при осуществлении лизинговых операций. В соответствии с проектом Закона «О лизинге» МФ РФ поручалось внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев в нем освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроками действия не менее трех лет, освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга, освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг. Этим же документом для товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга, предусматривается частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов [60; 78; 80]. Эти установки следует рассматривать в качестве положительного шага в налоговом стимулировании инвестиций. Однако в проекте Закона «О лизинге» и других нормативных документах отсутствует определение понятия «финансовый лизинг», нечетко изложены налоговые аспекты лизинговых операций. Не состоятельны идеи о целесообразности разделения лизинговых сделок в отношении их налогообложения и бухгалтерского учета на финансовые и оперативные, высказываемые специалистами различных сфер финансово-банковской деятельности. В международном стандарте бухгалтерского учета № 17 (IAS 17), посвященном практике бухгалтерского учета лизинговых сделок, термины «финансовый лизинг» и «оперативный лизинг» имеют отношение исключительно к бухгалтерскому учету лизинговых сделок. В различных странах вопросы бухгалтерского учета лизинговых сделок решаются неоднозначно. Основным камнем преткновения является решение вопроса о том, какая из сторон сделки (лизингодатель или лизингополучатель) должна записывать имущество, сданное в лизинг, в свой баланс, т. е. в широком смысле какая информация должна содержаться в соответствующих финансовых отчетах и при каких условиях. Этот вопрос напрямую соприкасается с определением величины налогооблагаемого объекта и, следовательно, требует проведения глубоких научно-практических исследований в этой области.

В странах Западной Европы накоплен значительный опыт налогового стимулирования инвестиций, использовать который можно и в отечественной практике. Широко освещен этот опыт в газете «Налоги» за 1994-1997 гг.

По мере своего развития и соответствующего налогового стимулирования Банк будет расширять практику долгосрочного кредитования. В связи с этим, будут сохраняться объемы депозитов и вкладов с длительным сроком хранения путем проведения соответствующей процентной политики.


Построение разнообразных компьютерных моделей, делающих возможным само прогнозирование, превратилось в кропотливый процесс научных исследований и разработок. Прогнозирование все еще прогрессирует, становясь более детализированным и точным. «Данные, формируемые под давлением федеральных требований для всяких ведомств типа Агентства по охране окружающей среды, Налогового управления и т.н. — это не самые полезные данные дня управления компанией, поэтому приходится уходить от них и генерировать собственные данные», — гоаорит Армб-растер.

Таким образом, необходима четко отлаженная система налогового управления, основанная на налоговом праве. Такая система управления обеспечит действенность финансовых рычагов по регулированию экономических процессов в условиях рынка, по проведению финансовой политики, по обеспечению эффективного формирования местных бюджетов.

срок начисления износа актива, предлагаемый Процедурой 62-21 Кумулятивного бюллетеня (1962) Налогового управления США.

список предполагаемых сроков полезной жизни активов для определения вычетов на износ в целях подоходного налогообложения. Опубликован в Процедуре 62-21 Кумулятивного бюллетеня (1962) Налогового управления США.

принципы налогового управления:

Принципы — налогового управления

Четвертая группа состоит из административно-технических правил, или принципов налогового управления: 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога и 9) максимального уменьшения издержек взимания.

источника обложения или решение вопросов: а) должен ли нало] падать только на доход или капитал отдельного лица или населения Е целом; б) правильная комбинация различных налогов в такую систему которая считалась бы с последствиями и с условиями их переложения, Третья — этические принципы, или принципы справедливости: всеобщность обложения и равномерность. Четвертая — административно-технические, или принципы налогового управления: определенность обложения, удобство уплаты налога и максимальное уменьшение издержек взимания [39].

Неустойчивость бюджетно-налогового правового регламента вынуждает налогоплательщиков существенно менять тактику финансового и налогового управления. Это приводит к нарушению инвестиционных намерений собственников, субъектов бизнеса и возможным потерям прибыли.' Во втором разделе работы мы сосредоточимся именно на этих погрешностях в толковании налоговыми администрациями методических требований к исчислению налоговых платежей.

Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмотра методов управления налоговым производством. Анализ управленческих действий налоговых администраций может выявлять недостатки тактического свойства, устранить которые возможно в оперативном порядке, т. е. без изменения экономико-правовых основ налогообложения. В таком случае принимаются правительственные решения о пересмотре методов налогового управления. Наука и практика могут выявить и потребность в существенном изменении структур и функций налоговых администраций, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства. Это обусловливает

необходимость принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы. Управление налогообложением — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке [18].


Неполноты информации Непосредственные производители Непосредственных контактов Непосредственных участников Непосредственным руководителем Непосредственной реализации Непосредственное окружение Непосредственное выполнение Непосредственно директору Наглядности рассмотрим Непосредственно общественный Непосредственно осуществляется Непосредственно относимые вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика