|
Налогового управления
Анализ отечественного и зарубежного опыта стимулирования ПОД, российского законодательства и современного состояния ПОД компаний свидетельствует, что в условиях рыночной экономики становится неэффективным применение административных рычагов регулирования, таких, как плата за загрязнение. В этих условиях необходимо совершенствование всей системы ПОД и, в первую очередь, экономического механизма ПОД, включающего решение проблемы адаптации западного управленческого учета к теории и практике российского эколого-экономического анализа, изыскание источников финансирования ПОЗ и использование экономических рычагов регулирования ПОД, в первую очередь налогового стимулирования.
Наиболее распространенный объект налогового стимулирования — инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему, В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.
Налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула. Разумеется, определенное стимулирующее начало заложено и в фискальной функции, ибо сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных сфер. Разумное и целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно, оно не прямого действия, а подчас проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной и общественной деятельности, поэтому производство — первостепенный объект налогового стимулирования. Однако это не значит, что налог должен быть наделен в качестве самостоятельной стимулирующей функцией.
Не нарушает принцип законности налогов и особая система льготирования, развивающаяся на договорной основе. Современное финансовое право допускает существование налоговых договоров. Такие договоры заключаются в целях избежания двойного налогообложения, они имеют межгосударственный характер. Внутригосударственные налоговые договоры заключаются и в случаях, если предприятия принимают на себя обязательства по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. В таком случае предприятие может воспользоваться правом на целевые налоговые послабления. Однако и в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего порядок действия такой системы налогового стимулирования. Данная практика широко распространена в мире, в России она только законодательно оформлена (Закон РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите» [8; 9]).
Мировая налоговая практика выработала целый комплекс принципов организации системы налогового стимулирования. Основными среди них являются следующие:
В настоящее время важнейшим объектом научно-практических дискуссий и предметом пристального внимания правительственных структур являются система налогового стимулирования инвестиций и ее взаимоувязанность с воспроизводством в целом. Негативной следует считать практику регулирования инвестиционной сферы с помощью монетаристских методов. Прежде всего необходима трансформация базисных отношений (структурная перестройка в отраслях хозяйствования страны, формирование баланса территориального размещения производительных сил, выравнивание внешнеторгового баланса страны и т. п.).
законодательных актов, регламентирующих практику применения таких кредитов. В России за 1993—1997 гг. эти проблемы не были решены. Не был создан механизм правового обеспечения условий договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Эксперты полагают, что налоговый кредит и любые другие налоговые преференции должны предоставляться в первую очередь для экспортных производств и под социально ориентированные инвестиционные программы государства. Такая направленность методов налогового стимулирования еще в большей степени требует наличия специальных правовых гарантий для их практической реализации со стороны центральной власти. Причем эти гарантии должны носить долговременный и устойчивый характер.
Из-за неотработанности механизмов реализации положений Закона РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» налоговое кредитование инвестиционных проектов в России ограничено, в отличие от промыш-ленно развитых стран, где инвестиционное налоговое льготирование — приоритетный элемент механизма налогового регулирования. Поэтому данный элемент налогового механизма требует серьезного внимания законодателей и ученых России для методологической и методической проработки этой особой сферы налогового стимулирования.
Другой, не менее важной областью налогового стимулирования, нуждающейся в дальнейшем изучении, является сфера экономических отношений, складывающаяся при осуществлении лизинговых операций. В соответствии с проектом Закона «О лизинге» МФ РФ поручалось внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев в нем освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроками действия не менее трех лет, освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга, освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг. Этим же документом для товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга, предусматривается частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов [60; 78; 80]. Эти установки следует рассматривать в качестве положительного шага в налоговом стимулировании инвестиций. Однако в проекте Закона «О лизинге» и других нормативных документах отсутствует определение понятия «финансовый лизинг», нечетко изложены налоговые аспекты лизинговых операций. Не состоятельны идеи о целесообразности разделения лизинговых сделок в отношении их налогообложения и бухгалтерского учета на финансовые и оперативные, высказываемые специалистами различных сфер финансово-банковской деятельности. В международном стандарте бухгалтерского учета № 17 (IAS 17), посвященном практике бухгалтерского учета лизинговых сделок, термины «финансовый лизинг» и «оперативный лизинг» имеют отношение исключительно к бухгалтерскому учету лизинговых сделок. В различных странах вопросы бухгалтерского учета лизинговых сделок решаются неоднозначно. Основным камнем преткновения является решение вопроса о том, какая из сторон сделки (лизингодатель или лизингополучатель) должна записывать имущество, сданное в лизинг, в свой баланс, т. е. в широком смысле какая информация должна содержаться в соответствующих финансовых отчетах и при каких условиях. Этот вопрос напрямую соприкасается с определением величины налогооблагаемого объекта и, следовательно, требует проведения глубоких научно-практических исследований в этой области.
В странах Западной Европы накоплен значительный опыт налогового стимулирования инвестиций, использовать который можно и в отечественной практике. Широко освещен этот опыт в газете «Налоги» за 1994-1997 гг.
По мере своего развития и соответствующего налогового стимулирования Банк будет расширять практику долгосрочного кредитования. В связи с этим, будут сохраняться объемы депозитов и вкладов с длительным сроком хранения путем проведения соответствующей процентной политики. Построение разнообразных компьютерных моделей, делающих возможным само прогнозирование, превратилось в кропотливый процесс научных исследований и разработок. Прогнозирование все еще прогрессирует, становясь более детализированным и точным. «Данные, формируемые под давлением федеральных требований для всяких ведомств типа Агентства по охране окружающей среды, Налогового управления и т.н. — это не самые полезные данные дня управления компанией, поэтому приходится уходить от них и генерировать собственные данные», — гоаорит Армб-растер.
Таким образом, необходима четко отлаженная система налогового управления, основанная на налоговом праве. Такая система управления обеспечит действенность финансовых рычагов по регулированию экономических процессов в условиях рынка, по проведению финансовой политики, по обеспечению эффективного формирования местных бюджетов.
срок начисления износа актива, предлагаемый Процедурой 62-21 Кумулятивного бюллетеня (1962) Налогового управления США.
список предполагаемых сроков полезной жизни активов для определения вычетов на износ в целях подоходного налогообложения. Опубликован в Процедуре 62-21 Кумулятивного бюллетеня (1962) Налогового управления США.
принципы налогового управления:
Принципы — налогового управления
Четвертая группа состоит из административно-технических правил, или принципов налогового управления: 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога и 9) максимального уменьшения издержек взимания.
источника обложения или решение вопросов: а) должен ли нало] падать только на доход или капитал отдельного лица или населения Е целом; б) правильная комбинация различных налогов в такую систему которая считалась бы с последствиями и с условиями их переложения, Третья — этические принципы, или принципы справедливости: всеобщность обложения и равномерность. Четвертая — административно-технические, или принципы налогового управления: определенность обложения, удобство уплаты налога и максимальное уменьшение издержек взимания [39].
Неустойчивость бюджетно-налогового правового регламента вынуждает налогоплательщиков существенно менять тактику финансового и налогового управления. Это приводит к нарушению инвестиционных намерений собственников, субъектов бизнеса и возможным потерям прибыли.' Во втором разделе работы мы сосредоточимся именно на этих погрешностях в толковании налоговыми администрациями методических требований к исчислению налоговых платежей.
Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмотра методов управления налоговым производством. Анализ управленческих действий налоговых администраций может выявлять недостатки тактического свойства, устранить которые возможно в оперативном порядке, т. е. без изменения экономико-правовых основ налогообложения. В таком случае принимаются правительственные решения о пересмотре методов налогового управления. Наука и практика могут выявить и потребность в существенном изменении структур и функций налоговых администраций, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства. Это обусловливает
необходимость принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы. Управление налогообложением — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке [18].
Неполноты информации Непосредственные производители Непосредственных контактов Непосредственных участников Непосредственным руководителем Непосредственной реализации Непосредственное окружение Непосредственное выполнение Непосредственно директору Наглядности рассмотрим Непосредственно общественный Непосредственно осуществляется Непосредственно относимые вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|