|
Направлений повышения
шего и послевузовского профессионального образования, осуществляет в широких масштабах подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих работников и специалистов высокого уровня для определенной области производственной, научной и научно-педагогической деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствии со своим профилем. А. — ведущий научный и методический центр в области своей деятельности. Наиболее авторитетные А. возглавляют учебно-методические объединения вузов, осуществляющих подготовку кадров по определенной группе родственных специальностей. А. организует работу вузов, входящих в учебно-методические объединения, по определению перспективных направлений подготовки и переподготовки кадров соответствующего профиля, работает над постоянным обновлением содержания образования в соответствии с основными тенденциями развития науки, техники и культуры и потребностями производства. А. заботится о совершенствовании организации и методического обеспечения учебного процесса, внедрении современных образовательных технологий, распространении методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления и самостоятельности, интенсификацию учебного процесса. В последние годы ряд вузов, которые ранее были институтами, получили статус А. По профилю своей деятельности А. могут быть гуманитарные и соц.-экон., медицинские и фармацевтические, физ. культуры, культуры и искусства, сельскохозяйственные и ветеринарные, геологии, горного дела и металлургии, радиоэлектроники и информатизации, машиностроения и приборостроения, технологические, архитектуры и строительства, транспорта, а также различного профиля военные А. и т.п. А. имеют в своем составе институты, факультеты, кафедры, учебные и исследовательские центры, библиотеки, издательства, колледжи, лицеи, вычислительные центры. Напр., Гос А. управления им. Серго Орджоникидзе, получившая статус А. в 1991 г. (создана на базе Московского института управления), готовит специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук по 15 специальностям и большому числу специализаций, является одним из ведущих экон. вузов страны. В ее
Университеты могут создать кластерные, сетевые или промышленно ориентированные группы с участием представителей промышленности и академической общественности, задача которых - анализ и координация потребностей развития профессиональной подготовки, создание возможностей для обучения. Университеты могут участвовать в координации путей развития региональных направлений подготовки. Региональное сотрудничество часто позволяет оказывать содействие малым и средним компаниям (SMEs). Однако большинство SMEs предпочитает пользоваться услугами больших компаний и промышленными сетями. Их будущее в значительной мере зависит от перспектив крупных компаний, а потребности в развитии направлений подготовки определяются исходя из потребностей ведущих компаний.
Поиск совместно с промышленностью новых подходов к развитию направлений подготовки и непрерывного образования служащих (на протяжении всей жизни) означает возможность участия университетов в организации такой подготовки и определении особенностей трудовой деятельности человека. Такое реальное партнерство может открыть новую эру для университетов. Сотрудничество может протекать в форме объединенных университетов, совместных программ и проектов, участия в рабочих группах, консультаций на управленческом уровне. Вместе с тем такого рода сотрудничество требует большей открытости самих университетов, хороших контактов на различных уровнях организаций и свободного потока информации между организациями и внутри них самих.
Итак, в реализации идеи гуманитаризации содержания высшего профессионального образования возможны два подхода. Один, уже реализуемый в практике, предусматривает включение в учебные планы всех профессиональных направлений подготовки специалистов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, объединенных в самостоятельный образовательный цикл. Однако их механическое включение в учебные планы, исключающее их связь с остальной частью образовательного процесса, хотя и соблюдает принцип минимальной достаточности содержания, в конечном счете, не гарантирует обеспечения результативной достаточности. Гуманизация образовательной сферы не может ограничиться узкими и изолированными академическими функциями. Это сложный учебно-воспитательный процесс, в котором должны принимать участие преподаватели всех кафедр и, прежде всего, выпускающих. В этом заключается сущность второго подхода [118J.
• реализуют образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
Финансовый анализ проекта является центральным моментом всей процедуры экспертизы на финальном этапе — он должен ответить на вопрос об эффективности проекта для всех его участников. Здесь сводятся воедино аналитические данные всех других направлений подготовки и исследования проекта, рассчитываются критерии финансовой эффективности, готовится соответствующая прогнозная бухгалтерская отчетность, также принимаемая во внимание при принятии решения об инвестировании.
Одна из целей этого механизма - уменьшение инвестиционного риска RJ и вывод проекта на следующую, более высокую стадию. Важно, что финансовая поддержка осуществляется на возвратной основе, но очень мягко и на длительный срок: Инкубатор имеет долю в интеллектуальной собственности или малом предприятии, созданном при его участии. Впоследствии авторы могут выкупить эту долю, что и обеспечит возврат средств. Необходимым условием поддержки проекта было участие в нем студентов старших курсов естественно-научных факультетов, причем предполагалось, что студенты могут в рамках проекта сделать не только курсрвую или дипломную работу, но и осуществить детальное бизнес-планирование этого коммерческого результата. Предполагалось, что на базе проекта может быть создано наукоемкое предприятие, и студенты имеют перспективу не только участвовать в его менеджменте, но и быть его хозяевами. Таким образом, оформилось представление об одном из направлений подготовки - подготовки специалистов, участвующих в схеме (см. рисунок) "изнутри".
Около пятнадцати университетов США предлагают программы подготовки магистров и бакалавров в области трансфера технологий, а также соответствующие программы дополнительного профессионального образования [5]. Приведем названия магистерских направлений подготовки: "Master of Science in the Management of Technology" (магистр управления технологиями), "Master of Science in Engineering Management" (магистр управления в области технических наук), "Master of Science in Commercialization of Science and Technology" (магистр в области коммерциализации науки и технологий), "Master of Science in Commercialization and Technology Transfer" (магистр в
1-я стадия — обоснование и анализ существующей системы технологической подготовки производства. Определение направлений подготовки, разработка и утверждение технического задания.
некоторых других направлений подготовки и специальностей.
Главными компонентами современного подхода к совершенствованию управления при трансформации экономики через подготовку кадров являются: многоуровневая организация подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий, определение направлений подготовки специалистов предприятий на всех уровнях с учетом новых условий хозяйствования. Такая подготовка должна обеспечиваться на республиканском и отраслевом уровнях, а также непосредственно на предприятиях. При этом программы подготовки и повышения квалификации специалистов должны быть ориентированы на работу в рыночных условиях. В том числе должны быть учтены изменения в организационной структуре и функциях управленческого персонала (менеджерского корпуса) на предприятиях с учетом новых целей и условий их функционирования в рыночной экономике. Важное место в подготовке персонала отечественных предприятий должно занять определение квалификации и необходимого практического опыта специалистов для занятия конкретным бизнесом, необходимых для победы над конкурентами. Для обеспечения устойчивой позиции на рынке в конкретном бизнесе предприятие обязано готовить персонал, квалификация и опыт которого должны быть не хуже, чем у конкурентов. Важное место в подготовке управленческих кадров занимают меры стимулирования и повышения ответственности профессиональной деятельности менеджерского корпуса (экономические, правовые). Одним из важнейших направлений повышения производительности и эффективности труда работников аппарата управления является создание технологической основы НОТ ИТР и служащих. Применительно к сфере управления исходными для создания технологической базы НОТ являются рациональная система информации (документооборота) и последовательность работ по выполнению функций управления.
Безусловно, одним из важнейших направлений повышения эффективности капитальных вложений в нефтяной и газовой промышленности является относительное (на скважину или метр проходки) снижение стоимости буровых работ. Оно предусматривается за счет упрощения конструкции скважин, перехода на бурение меньшими диаметрами долота и т. д.*-
По нашему мнению, указанная тенденция зависимости оплаты труда от уровня материалоемкости экономически оправдана, поскольку четко отражает важность направлений повышения эффективности производства. Для одних подотраслей (нефтепереработка, производство синтетического каучука) решающее значение имеет экономия материальных ресурсов, для других (производство резиновой обуви, машиностроение) — экономия трудовых ресурсов. В то же время в материало-
БРИГАДНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА — в современных условиях одно из важнейших направлений повышения эффективности работы организаций, широкого вовлечения трудящихся в управление производством, развития производственной демократии, повышения творческой инициативы работников. Б.ф.о.т. наиболее полно отвечает требованиям современного высокопроизводительного, технически оснащенного производства, НОТ, возросшему образовательному и культурному уровню трудящихся. Массовое развитие Б.ф.о.т. является общепризнанной во всем мире тенденцией, создает условия для дальнейшей интенсификации производства, ускорения темпов роста производительности труда, улучшения использования рабочего времени и оборудования, способствует экономному расходованию трудовых ресурсов, ускорению роста квалификации работников, расширению их профессионального профиля, утверждению духа взаимной требовательности и ответственности за результаты работы своего коллектива, всей организации.
Повышение качества продукции — одно из важнейших направлений повышения эффективности производства. Обязательность
Значительная часть компаний горного профиля малорентабельна. Одно из действенных направлений повышения их прибыльности - расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Оно выгодно компании в случае, если новая продукция высокорентабельна и приносит ей дополнительную прибыль. Специализированная горная компания, выпускавшая продукцию весьма ограниченной номенклатуры, расширяет при этом свой прежний профиль и обретает форму холдинга или многоотраслевого комбината.
Поэтому одним из основных направлений повышения эффективности является техническое перевооружение предприятий, замена морально устаревших основных фондов новыми и новейшими их модификациями и технологиями.
Разработанный по его инициативе план ГОЭЛРО был практической реализацией этой идеи и представлял собой единый комплексный план экономического преобразования страны на основе использования передовых достижений науки и техники. В нынешних условиях совершенствование управления и планирования техническим прогрессом стало одним из решающих направлений повышения эффективности производства. Л. И. Бреж-
Одно из важнейших направлений повышения эффективности выделяемых отрасли капитальных вложений — реконструкция и интенсификация действующих предприятий вместо строительства новых.
Безусловно, одно из важнейших направлений повышения эффективности капиталовложений в нефтяную и газовую промышленность — относительное (на скважину или на метр проходки) снижение стоимости буровых работ. Оно предусматривается за счет упрощения конструкции скважин, перехода на бурение меньшими диаметрами долота и т. д.
Одним из основных направлений повышения эффективности производства является углубление переработки нефти.
Непосредственно определяют Непосредственно относящихся Находящиеся непосредственно Непосредственно покупателю Непосредственно предприятия Непосредственно руководству Непосредственно связанных Непосредственно связанного Непосредственно участвует Непосредственную ответственность Непоточного производства Неправильное отражение Неправильного использования вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|