|
Направления государственного
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ 3
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий.
Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий определяют систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов Российской Федерации (повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны), и являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики Российской Федерации.
В этом документе признаны два главных взаимосвязанных направления государственной политики в этой области:
Особо следует отметить неоднородность субъектов РФ, отражающую глубину кризисных явлений в экономике и социальной сфере региона, перспективы его дальнейшего развития и основные направления государственной поддержки.
Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения, поэтому можно говорить о неразрывной связи между налоговой и социальной политикой. Точно так же через определенные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и другие направления государственной политики.
Отдельные направления государственной политики отражены в указах Президента «О мерах по стабилизации экономического положения и развитии реформ в агропромышленном комплексе» от 16 апреля 1996 г. № 565 и «О федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 годы» от 18 июня 1996г. № 933. Среди этих направлений:
Бюджетная классификация — важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.
В законодательстве устанавливаются основные направления государственной политики в сфере обязательного страхования, проводимого страховыми организациями, основанными на различных формах собственности. При этом подчеркивается необходимость обеспечения единства основных положений, порядка и условий проведения обязательного страхования в Российской Федерации. Легальное определение обязательного страхования содержится в ст. 927 ГК РФ. Обязательное страхование осуществляется в тех случаях, когда закон возлагает на указанных в нем лиц обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц.
Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайшую перспективу определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу. Самое главное в названных документах — это, во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов. Причем либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.
В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: рестриктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговая политика. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен. Государственное регулирование в банковской сфере: необходимость специальных методов государственного регулирования финансовой деятельности коммерческих банков; субъекты государственного регулирования; нормативно-правовая база государственного регулирования (инструкция № 1 ЦБ РФ и др.); основные направления государственного регулирования; возможные санкции при выявлении нарушений установленных требований.
Однако экономическое сопоставление, сравнение нефти и угля происходило не в вакууме. На этот процесс активно влияли конкретные исторические, социальные и политические условия жизни общества. Одним из основных таких условий является политика и практика империалистического государства. «В условиях государственно-монополистического капитализма, — пишет видный советский исследователь Я. А. Певзнер, — буржуазное государство выступает как сила, постоянно и весьма активно влияющая на полезность производимых товаров и услуг. Влияние государства пролегает одновременно по нескольким направлениям — и по линии распределения вновь произведенной стоимости, и по линии воздействия на структуру производства... Как сила, призванная преодолеть диспропорции, государственно-монополистический капитализм превратился в один из главных факторов, влияющих на структуру производства, на потребительную стоимость, а следовательно, на стоимостные отношения во всей их сложности и противоречивости... Влияние государственно-монополистического капитализма на распределение стоимости и на всю структуру производства определяется его социальной природой и в зависимости от конкретных обстоятельств может включать в себя такие факторы, как милитаризация, внешнеэкономический протекционизм, регулирование занятости, меры против структурных кризисов, или комбинацию перечисленных выше и других факторов... Каковы бы ни были конкретные направления государственного вмешательства, пни оказывают постоянное влияние... на весь комплекс стоимостных отношений и в то же время сами находятся под влиянием последних» (подчеркнуто мною. — А. П.) 28.
Мерами по усилению государственного контроля за деятельностью нефтяных монополий, однако, далеко не исчерпываются основные направления государственного воздействия на них. Активно используются также и попытки расширить сферы совпадения экономических интересов нефтяных концернов с другими отрядами государственно-монополистического комплекса в странах базирования. При известных обстоятельствах нефтяные монополии привлекаются к осуществлению государственных энергетических проектов. Государство финансирует ряд дорогостоящих научно-исследовательских программ в области энергетики, практикует предоставление им на льготных условиях государственных займов и гарантий.
По мере движения к все более и более развитым формам общественно-политического устройства, укрепления экономики страны и семейных бюджетов большинства граждан каналы принудительного изъятия созданного в обществе дохода в государственную казну сужаются, несмотря на увеличение общественных потребностей. Такого рода несоответствие вполне объяснимо, ибо происходит реструктуризация государственных расходов. Непроизводительные расходы устраняются, за счет этого увеличиваются общественно необходимые траты. Кроме того, благополучное общество создает условия для индивидуального накопления капиталов. Это постепенно ограничивает направления государственного финансирования, сводя их исключительно к экономически обоснованным и общественно необходимым. Таковыми являются потребности, которые не могут быть профинансированы даже самыми высокодоходными фирмами или их монопольным объединением в силу глобальности предстоящих расходов: национальная
Рис. 19.1. Современные направления государственного финансирования экономики
Формирование стратегического направления государственного управления предполагает
ГЛАВА 5. Основные направления государственного регули-
Рис. 19.1. Современные направления государственного финансирования экономики
Рис. 17.1. Современные направления государственного финансирования экономики
Основные направления государственного
Основные направления государственного регулирования рынка труда
Непосредственно связанных Непосредственно связанного Непосредственно участвует Непосредственную ответственность Непоточного производства Неправильное отражение Неправильного использования Непредставления декларации Непредвиденные последствия Непременным элементом Непрерывный технологический Нахождения оптимальных Непрерывным движением вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|