|
Народного образования
разделении в 1946 г. Народного комиссариата (наркомата) нефтяной промышленности па два министерства в каждом из них были созданы самостоятельные управления по переработке нефти. При создании в 1948 г. одного Министерства нефтяной промышленности в его составе сохранилось два главных управления по переработке нефти. Одно из них руководило работой предприятий в юго-западных районах, другое — в восточных. В следующие годы в связи с быстрым развитием переработки были созданы еще два управления — Главное управление вновь строящихся заводов и Главное управление искусственного жидкого топлива.
вые применена в 1939 г. на предприятиях Народного комиссариата электростанций и электропромышленности. Однако наиболее широкое распространение форма получила в послевоенные годы, когда Минфин СССР, обобщив положительный опыт ее внедрения, в 1949 г. разработал типовые регистры журнально-ордерной формы учета и рекомендовал их предприятиям всех отраслей.
Продразверстка была продолжением практики заготовки хлеба продотрядами и комитетами бедноты. Первоначально продразверстка вводится во второй половине 1918 г. в нескольких губерниях, затем Декретом СНК «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства» (11,января 1919 г.) распространяется на всю территорию страны, контролируемую советской властью. Порядок проведения продразверстки устанавливался постановлением Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода) от 13 января 1919 г. Все количество хлеба и зернофуража, необходимых для удовлетворения общегосударственных потребностей, разверстывалось на основе государственного планового задания между производящими губерниями, а затем между уездами, волостями, селами и крестьянскими хозяйствами. При этом учитывались посевные площади под отдельными сельскохозяйственными культурами, их урожайность, установленные государством нормы потребления сельскохозяйственных продуктов для сельского населения, а также потребности крестьянских хозяйств в семенах и фураже для скота.
Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий — общественных органов, создававшихся в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных Советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика. В 1921— 1923 гг. были образованы налоговые комиссии по подоходно-поимущественному налогу, промысловому налогу и сельскохозяйственному налогу. В 1926 г. по промысловому и подоходному налогам учреждены объединенные комиссии (участковые, уездные, окружные, губернские), которые рассматривали также дела по налогу на сверхприбыль, гербовому сбору. Налоговые комиссии определяли оклады налогов, налагали штрафы за нарушение налоговых правил, разрабатывали нормы для исчисления доходов при отсутствии прямых данных об их
1917 г. — учреждение Народного комиссариата финансов (Наркомфи-
14.6.6. Многократно подвергнутый критике в отечественной литературе, подчас вовсе необоснованно [91, 92], зачисленный в теоретический арсенал «экономистов-вредителей», таких как Н.Д. Кондратьев [96], Н.С. Четвериков, индекс И. Фишера широко использовался до 1927 г. в практических расчетах Конъюнктурного института народного комиссариата финансов и ЦСУ СССР для исчисления индексов покупных и продажных цен разного уровня в государственной, кооперативной и частной торговле. За рубежом указанные индексы десятилетиями применяются в теории предельной полезности, количественной теории денег, при подсчетах стоимости потребительских корзин и бюджетной динамики потребителей.
На Особый комитет возлагалась обязанность изыскивать всевозможные меры и разрабатывать предложения о сокращении государственных расходов. Предложения ведомств об отпуске средств из казны, также как и о всякого рода мероприятиях, связанных с денежными расходами, могли вноситься в Особый комитет только после предварительного их рассмотрения в Народном комиссариате по финансовым делам с участием представителей Народного комиссариата государственного контроля и с их заключением.
Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселях. Подписана в Женеве 7 июня 1930 г. СССР присоединился к этой Конвенции 25 ноября 1934 г. // См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. IX. Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу до 1 января 1937 г. M.: Изд-во Народного комиссариата иностранных дел, 1938. С. 250.
Организационно-научная деятельность в сфере управления в 20-е гг. была закреплена нормативными документами и созданием целой сети общественных организаций, институтов и лабораторий, занимавшихся вопросами научной организации труда (НОТ) и делопроизводства. Так, в 1922 г. при общем управлении Народного Комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции СССР (НК РКИ СССР) был создан отдел нормализации, состоящий из пяти секций. В частности, секция делопроизводства занималась совершенствованием структуры делопроизводственных служб в партийном и государственном аппарате, рационализацией контроля исполнения, разработкой обоснованных норм выработки для отдельных категорий управленческих работников; секция административной техники (АТС), также созданная на базе отдела нормализации в июле 1923 г., продолжала и расширяла исследования своего предшественника, обследуя государственный аппарат с использованием хронометража и анкетирования, консультируя по вопросам улучшения деятельности «низовых» органов управления, оказывая методическую помощь и т. д.
Развитие научной организации управленческого труда связано с деятельностью Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ).
Организационно-научная деятельность в сфере управления в 20-е гг. была закреплена нормативными документами и созданием целой сети общественных организаций, институтов и лабораторий, занимавшихся вопросами научной организации труда (НОТ) и делопроизводства. Так, в 1922 г. при общем управлении Народного Комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции СССР (НК РКИ СССР) был создан отдел нормализации, состоящий из пяти секций. В частности, секция делопроизводства занималась совершенствованием структуры делопроизводственных служб в партийном и государственном аппарате, рационализацией контроля исполнения, разработкой обоснованных норм выработки для отдельных категорий управленческих работников; секция административной техники (АТС), также созданная на базе отдела нормализации в июле 1923 г., продолжала и расширяла исследования своего предшественника, обследуя государственный аппарат с использованием хронометража и анкетирования, консультируя по вопросам улучшения деятельности «низовых» органов управления, оказывая методическую помощь и т. д.
В 1921 г. В. И. Ленин большое внимание уделял проведению сельскохозяйственной политики партии. По его мнению, во главе высшего сельскохозяйственного органа — народного комиссариата земледелия — должен стоять крестьянин, хорошо знающий крестьянскую массу и ее нужды. Значительные сдвиги наблюдались в системе образования и подготовки кадров, которая стала бесплатной на всех уровнях, в том числе школьное обучение — уже с конца 1969 г. В 1969 г. было декларировано, а в октябре 1975 г. введено законодательно всеобщее обязательное начальное образование, обеспечившее быстрый рост числа учащихся промежуточной и полной средней школы, профессионально-технических училищ, а также вузов. О значительно ускоренном процессе распространения народного образования в республиканской Ливии по сравнению с периодом монархии свидетельствуют следующие данные. Удельный вес учащихся начальной школы в общей численности детей 7—11 лет с 43,5% в 1965 г. возрос лишь до 46,7% в 1970 г., а в 1975/76 учебном году достиг уже практически 100% [190, с. 10, 15, 102; 253, с. 51]. Особенно большим достижением для этой мусульманской страны явился почти полный охват начальным школьным обучением девочек.
Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет, РЭБЦ Министерства Народного Образования Республики Башкортостан, Уфа
работа по осуществлению ЭО проделана в системе народного образования Республики Башкортостан (РБ) и Госкомитета по науке, среднего и высшего профессионального образования РБ. Подготовлена и издана учебно-методическая литература с учетом регионального компонента, которая отвечает задачам школьной программы ЭО [2]: содействовать становлению знаний об организации окружающей среды; единстве живой и неживой природы; о влиянии отдельной личности и общества в целом на локальные, региональные, глобальные процессы; формирование и практическое применение экологического способа мышления; реализация экологической деятельности и здорового образа жизни. Эффективность ЭО связана с осуществлением прин-научности, гуманистичности, прогностичности, системного отбора ин-
>/1инистерства Народного Образования Республики Башкортостан, Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет
составлении подавляющего большинства разделов плана. Однако полнота охвата автоматизированными расчетами разделов плана неодинакова: более полно охвачены такие важные разделы, как планирование промышленного производства, материальных балансов и планов распределения, капитальных вложений, труда и кадров, внешнеэкономических связей, народного образования, культуры и здравоохранения.
главным звеном в системе народного образования. Каждый из них возглавил свой учебный округ и все, находящиеся в округе учебные заведения, были подчинены ему. Университет назначал смотрителей, учителей, представлял на утверждение директоров гимназий, инспектировал учебные заведения округа. Эти вопросы находились в компетенции училищного комитета, который возглавлял ректор. По уставу 1804 г. внутреннее устройство университета строилось на автономной коллегиальной основе. Власть попечителя, в основном, сводилась к надзору и попечению над процветанием университета.
Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.
К.И. Субботина. Финансирование народного образования (1985)
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
Новые права даны территориальным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Территориальным органам предоставлены права: самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизовано устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.
Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому в территориальных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от
Непрерывного повышения Непрерывном регламенте Непрерывность ритмичность Непрерывности планирования Непрерывно поточного Неприбыльных организаций Нахождения поставщика Непромышленному персоналу Нерациональные перевозки Нерациональному использованию Неравномерность экономического Неравномерности поступления Неразрывно связанные вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|